Три года назад увидела свет первая книга саги "Часодеи" - роман "Часовой ключ", победитель самого первого конкурса "Новая детская книга". С тех пор началась одна из самых успешных книжных историй на российском рынке. "Часодеи" завоевали множество авторитетных наград, совокупный тираж саги перевалил уже за 400 000 экземпляров.
Сегодня мы публикуем интервью с автором "Часодеев" Натальей Щербой, опубликованное в журнале «
ФанCity», в котором писательница рассказывает о своем пути, о том, как она "знакомится" со своими героями и многом-многом другом.
К сожалению, редакция журнала разрешила нам опубликовать лишь краткую версию этого материала, полный текст интервью читайте в журнале.
Наталья Щерба: «Писательство - дорога тернистая»
- Как Вы сами определяете жанр «Часодеев»? Почему именно мир часовых механизмов лёг в основу романов цикла?
- Мне нравится определение клокпанк, скорее даже таймпанк, возможно - сказочная фантастика. В первую очередь «Часодеи» - это история о Времени, личная попытка разобраться в этом понятии, изложить собственную концепцию времени и пространства. Любопытно, что когда-то именно это желание - узнать больше о времени - привело к серьёзному увлечению фантастикой.
- У Ваших героев есть прототипы? Как Вы создаёте персонажей?
- Приглашаю в гости. Вначале присматриваюсь, изучаю, а потом хватаю за руку - и в книгу. Кого-то уговаривать приходится, конечно, кто-то сам напрашивается или отказывается, а есть те, что просто приходят. Кстати, к последним самое пристальное внимание - такие герои особо интересны, их появление сродни волшебству. Например, есть в «Часодеях» такой персонаж - Николь, маленькая девочка, про которую никто ничего не знает - откуда взялась, чем занимается, где живёт, как путешествует во времени, появляясь в любой точке мира. Вот эта Николь пришла, буквально навязав себя, а теперь это один из самых важных персонажей истории. Как последний паззл, после которого вся картинка - раз! - и оживает.
- Приступая к работе над романом, Вы сначала пишете подробный план или Вам ближе работа по наитию, когда сюжет и конфликты рождаются в процессе работы?
- Конечно, в работе над книгой планирование играет самую важную роль. У меня есть основной план (всегда на бумаге, карандашом), второстепенные планы с возможными ответвлениями от общего сюжета, отдельные листки с главами, схемы, карты, дневники, рисунки, записи, идеи и цитаты. При работе над основным текстом книги у меня перед глазами обязательно должны быть все главные схемы, пометки, записи. Есть особый дневник с идеями для всей истории, я часто листаю его, чтобы ничего не упустить. Иногда вскакиваю среди ночи, чтобы записать новую важную мысль, иначе упущу.
Когда каждый день работаешь, погружаясь в мир книги всё больше и больше, вдруг наступает тот момент, когда не ты уже управляешь героями, а наоборот - они ведут тебя за руку, всё показывают и рассказывают. Головой качают, если не согласны, сопротивляются, спорят, поступают по-своему, - в общем, живут. На мой взгляд, тот особый чародейный момент, составляющий самую суть творчества.
- Что Вас вдохновляет?
- Волшебство. Магия в обычной жизни, среди обычных (казалось бы) вещей.
- Хотели бы Вы, чтобы «Часодеев» экранизировали? Как Вы вообще относитесь к экранизациям художественных произведений?
- Да, ко мне уже обращались люди из отечественного кинопроизводства. В основном речь шла о покупке прав, но есть предложение с прицелом на реальный проект. Конечно, хотелось бы отдать «Часодеев» в надёжные руки. Но, признаться, с большой осторожностью отношусь к отечественной экранизации фантастических произведений - практически не видела ярких примеров. Конечно, хочется верить, что и на нашем поле появятся профессионалы, способные создавать хорошее, сказочное кино.
- Как вы стали писательницей? Было ли это детской мечтой или это желание сформировалось позже?
- Сколько себя помню, всегда сочиняла истории, преимущественно в картинках. В детстве профессия писателя казалась недосягаемой, далёкой-далёкой, как звезда, такой себе заветной мечтой. Постепенно пришла к мысли, что всё возможно, но следует долго учиться, если хочешь чего-то достичь. Был переломный момент, - кстати, знаковый такой, судьбоносный, когда вдруг пришло решение, что пора заняться давней мечтой всерьёз.
Писательство - радостный, вдохновенный, но очень тяжёлый труд, который таит в себе множество неожиданных нюансов, дорога тернистая. Но сердцем всегда чувствуешь, что занимаешься своим делом и это даёт силы, уверенность, желание двигаться дальше.