В четверг в Российской государственной детской библиотеке прошла очередная встреча дискуссионного клуба конкурса «Новая детская книга». Приурочено было мероприятие к стартовавшей сегодня Всемирной неделе детской книги и посвящено теме «Любовь к чтению - откуда берется и можно ли привить?».
Гостями обсуждения стали заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ Алексей Копейкин, гендиректор издательства «Росмэн» и председатель жюри конкурса «Новая детская книга» Борис Кузнецов, члены жюри конкурса «Новая детская книга» психолог и педагог Екатерина Асонова и директор по проектам издательства «Росмэн» Елена Широнина, писатель Ая Эн и другие.
В ходе дискуссии нам довелось обсудить самые разные аспекты детского чтения, от цен на детские книги до вопроса о существовании особого «гена чтения». Эксперты также говорили о засилье классики в детских отделах книжных, а также о проблемах коммуникации с подростками, готовых, впрочем, обсуждать книги, но в привычном для них интернет пространстве и в социальных сетях.
Есть ли ген чтения?
Ольга Северская
Журналист Ольга Северская открыла дискуссию, задав вопрос участникам, является ли чтение некоей генетической предрасположенностью, или это результат воздействия социальной среды.
«Почему есть дети, которые читают запоем, а некоторые вообще не хотят. Почему вдруг начинают читать взрослые? Что такое любовь к литературе и что сейчас происходит, изменение культуры чтения или ее кризис?», - сказала она.
Северская напомнила, что согласно недавнему онлайн-опросу, который провело издательство «Росмэн», подавляющее большинство респондентов хотели бы, чтобы их дети читали, а в качестве главных стимулов детского чтения лидировали ответы «пример родителей» - 97% и «систематическое чтение» - 76% опрошенных. При этом 41% респондентов призналось, что считают любовь к чтению врожденной предрасположенностью конкретного ребенка.
Гендиректор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов рассказал, что сам он считает любовь к чтению социальной привычкой. «Для сравнения, в конце 70-х годов ХХ века в России 80% родителей читали детям книги вслух, а в 2007 - всего 7%. Я убежден, что привычка детей к чтению - это социальная функция, и зависит она от родителей», - пояснил он.
С ним согласилась и Елена Широнина, директор по проектам «Росмэн». «Чтение - это условный рефлекс, желание и умение читать воспитываются. Причем речь идет об осмысленном чтении, умении вступать в диалог с книгой. Привычка к чтению формируется и делать это должны взрослые».
Иную позицию в отношении формирования у ребенка привычки читать занял главред портала «БиблиоГид» и сотрудник РГДБ Алексей Копейкин. Он пояснил, что излишнее рвение родителей, которые изо всех сил стремятся мотивировать ребенка, приводит к противоположным результатам. Кроме того, дети нередко начинают инстинктивно избегать чтения, потому что занятые родители, чтобы отвязаться от отпрыска, суют ему в руки книгу.
«Ребенок не понимает что такое «источник знаний», а планшет с картинками и играми ему понятен и любопытен. Не приучать надо, а зацепить любопытством, дать понять, что чтение - удовольствие. Думаю, все другие способы нерезультативны», - сказал он.
Борис Кузнецов и Екатерина Асонова
Ая Эн и Елена Широнина
Психолог и педагог Екатерина Асонова добавила, что приучать к чтению детей надо, хотя потребность к чтению, по ее мнению, врожденная и она может отсутствовать.
«Кому-то это дано, кому-то нет. Но учить надо, нужны методики и технологии, нужна определенная читательская среда. Хотя у каждого человека свои возможности и свой потолок. Для большинства людей чтение, прежде всего, это получение информации, а уже потом - удовольствие. А есть люди, которые вообще не получают удовольствие от книг, а наслаждаются чем-то другим, к примеру, оперой», - считает Асонова.
По ее словам, у книги много дополнительных функций, которые особенно нужны детям. «Это и убежище, где можно спрятаться, и то, что может дать ответы на вопросы, и терапевтический ресурс, но не факт, что он нужен всем. Я призываю родителей не раздаривать все детские книжки, когда ребенок становится старше, как они отдают одежду, из которой он вырос. Спросите его, что именно из книжек стоит оставить. Семиклассник вполне может прийти из школы и уткнуться в книжку с картинками для малышей. Это как ширма, как занавеска. А вот если ребенок не хочет читать, заставлять нельзя. Ребенок делает ровно то, что может. А каковы его персональные возможности, это другой вопрос», - пояснила психолог.
Что мешает чтению?
Борис Кузнецов
Согласно опросу «Росмэн» на пути формирования любви к чтению стоят такие факторы, как «низкое качество преподавания литературы в школе» и «большая загруженность школьной программой», а также отсутствие «интересных книг и авторов».
Борис Кузнецов, рассуждая о том, какие книги родители предлагают детям, сказал, что наша «беда» - сильная детская классика.
«Топ-10 самых покупаемых детских книг - классики, из ныне живущих писателей вошел только Андрей Усачев. Над родителями довлеет долг познакомить ребенка с классикой, приобщить к Пушкину, и не важно, готов ли ребенок к освоению Пушкина. Мне кажется, родителям надо добровольно ограничить чтение классики, и сделать упор на современных авторов, с их понятным ребенку языком, образностью, динамикой, сюжетом», - пояснил он.
Алексей Копейкин также посоветовал родителям «отпускать» ребенка и не навязывать им свои рекомендации.
«Есть очевидный дисбаланс между тем, что хочет читать ребенок и тем, чего от него хотят родители. Классика не мешает, но наследством надо грамотно распорядиться, т.е. необходим баланс между классикой и современной литературой. Современный писатель здесь и сейчас понятнее ребенку», - добавил Копейкин.
Алексей Копейкин
Впрочем, по словам экспертов, новая литература, хоть и медленно, но приходит. Но и тут есть перекос: издатели предпочитают выпускать зарубежных авторов, так как наличие раскрученного имени, готовый дизайн и иллюстрации, а также гранты, которые выделяются странами на поддержку своей литературы, значительно снижают издательские риски.
В то же время российские читатели по-прежнему предпочитают покупать для своих детей отечественную классику, к которой причисляют и многие авторские версии зарубежных бестселлеров. Например, книги Бориса Заходера про Винни Пуха пользуются значительно большей популярностью, чем оригинальный перевод книги А. Милна.
«К переводной литературе в России отношение весьма парадоксальное, и специфическое, у нас любят ассимилированное. Есть определенная культурная среда, и многие писатели питались зарубежной литературой. У нас очень сложная детская литература, чтобы читать того же Заходера, или Гиваргизова и Хармса, надо знать очень много», - уверена психолог и педагог Екатерина Асонова.
Еще одним препятствием в формировании любви к чтению, по мнению участников опроса «Росмэн», является «недоступность книги по цене и физическая невозможность ее купить».
Алексей Копейкин признался, что с его точки зрения отсутствие денег - это отговорка. «Если родитель хочет, он изыщет средства или найдет другие возможности. Хотя иногда бывает просто несоответствие цены и качества».
Борис Кузнецов добавил, что издатели отмечают не только кризис чтения, но и кризис книгоиздания. «Сейчас рост цен достиг своего предела в 400 рублей, если цена выше, то это уже не книга, а подарок. И он начинает конкурировать с игрушкой. В магазинах наценка довольно высокая - коэффициент 2,48. Помимо высокой цены есть глобальная проблема доступа к детской книге населения в регионах. В России осталось всего 1500 книжных магазинов - на 143 млн населения, то есть примерно 1 магазин на сто тысяч человек. Для сравнения, во Франции с населением примерно 65 млн человек книжных магазинов - 3500. У нас плохая доступность книги, многие книги не проникают в регионы. В городах с населением меньше 30 тысяч, книги можно купить лишь на развалах. Сегодня мы имеем барьер цены и узость каналов», - признал Кузнецов.
Шаг навстречу.
Ая Эн и Елена Широнина
Писатель Ая Эн уверена, что в случае детской литературы надо писать не для себя, а для детей и на их языке. Это поможет наладить коммуникацию.
«Идти навстречу ребенку надо не только писателям, но и родителям и учителям. Когда у меня бывает сдвоенная аудитория, подростки и учителя, я задаю несколько вопросов. Детей, к примеру, спрашиваю, в каком году родился Пушкин, или что-то про Наташу Ростову, и они отвечают. А взрослым задаю вопрос - кто такая Блум? И никто, как правило, не знает. А ведь Блум - главная героиня анимационного сериала Winx Club и основательницей Клуба Винкс, через увлечение которым прошли все девочки! Взрослые, если вы хотите наладить контакт, научитесь делать шаг навстречу детям, они же делают шаг вам навстречу», - продолжила Ая Эн.
Эксперты также отметили, что в наше время чтение книг потеряло свой престиж, и сегодня между собой дети редко обсуждают литературу. Отчасти, по мнению участников дискуссии, престиж книгам могла бы вернуть реклама с участием звезд музыки, кино и телевидения, которые популярны у детской аудитории. Кроме того, эксперты отметили, что сегодняшняя социальная реклама в поддержку книг слишком абстрактна, потому и не работает, а рекламировать надо конкретные книги или авторов.
В заключение дискуссии ее участники наметили наиболее действенные пути коммуникации с маленьким читателем, если ребенок не идет к книге, то книга идет в интернет.
Писатель Ая Эн, рассказала, как активно юные читатели обсуждали между собой ее произведение «Библия в SMSках», как в течение месяца заваливали ее письмами ВКонтакте, уговаривали принять участие в онлайн-играх.
«Когда мы говорим, что они не готовы обсуждать. Это не так, им просто стремно, но они готовы общаться, ВКонтаке, например. У меня была идея сделать компьютерную игру, где бы ребенок получал бонусы за прочитанное. Подали ее мне подростки. Кстати они и взяли с меня слово, если возьму первое место на конкурсе, то буду с ними играть до победного в онлайн-игру. Я заняла второе место, так что сошлись на 30-м уровне.
Другой пример удачной коммуникации - серия-бестселлер «Часодеи», которая во многом своим успехам обязана именно сетевой открытости писателя Натальи Щербы и активности читателей, создавших более 1000 групп в ВКонтакте. У основной группы число подписчиков сегодня приближается к 18 тысячам.
Подводя итоги дискуссии, эксперты пришли к мнению, что кроме необходимости расширения интернет-активности авторов детских произведений и их издателей, а также поиска современных способов коммуникации с детьми, ребенку надо давать большую свободу в выборе материала для чтения. При этом работать стоит и с родителями, знакомя их с новыми именами современной литературы и «отучая» от привычной классики.
В конце дискуссии руководство издательства «Росмэн» заявило о намерении организовать конференцию, которая была бы посвящена продвижению детской книги, и современных методов коммуникации с детской аудиторией.