Репортаж с круглого стола "Детская литература: призвание, профессия или коммерция?"

Mar 19, 2013 12:46

Вторая встреча дискуссионного клуба конкурса «Новая детская книга», организованная издательством «Росмэн» при поддержке Российской государственной детской библиотеки состоялась 12 марта 2013 года. В дискуссии на тему «Детская литература: призвание, профессия или коммерция?» приняли участие гендиректор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, директор ( Read more... )

Борис Кузнецов, РОСМЭН, дискуссионный клуб, библиотеки, Новая детская книга, новости

Leave a comment

ext_800361 March 19 2013, 14:20:25 UTC
Государство помогать не собирается. Это точно. Последнее время приходилось много общаться с разными "представителями". С их стороны только диверсии, начиная с известного ФЗ о "защите детей от вредоносной информации" (впрочем, достаточно безобидного) и до малоизвестного Технического регламента таможенного союза (катастрофического по последствиям для детского книгоиздания). Так что, на партию и правительство я, например, не надеюсь. Но что-то делать нужно.
Издатели, авторы, книготорговцы, должны попытаться самостоятельно решить свои проблемы. А для начала нужно хотя бы попробовать понять друг друга. Ведь у современной литературы должна быть и своя бизнес-модель. Иначе она просто не сможет развиваться. Я специально взял на круглый стол калькулятор и попробовал рассказать кое-что о литературе в цифрах, в рентабельностях инвестиций, в маржинальностях.
Общались два с половиной часа. Мне, лично, было полезно и интересно. К концу разговора начали выходить на какие-то конкретные вещи. Нужно будет продолжать.
Да и вообще о современной детской книге нужно говорить и писать больше. Пока о ней молчат, то ее вроде бы и нет.

Reply

veldandi March 19 2013, 15:24:22 UTC
Уважаемый Борис, скажите, пожалуйста, а есть ли уже какие-то оценки, во сколько эти "возрастные" наклейки обойдутся читателям?

Reply

ext_800361 March 19 2013, 17:00:13 UTC
Если вы о Федеральном законе, то это полная ерунда и глупость. Читателю они ничего не стоят. А для издателя хороший PR-повод поговорить о своих проблемах. Или постебаться.
Настоящие проблемы с техническим регламентом, только о нем мало пишут. Там разбираться нужно. Вот он, как минимум, грозит читателю увеличением стоимости книги на 20%. Это в лучшем случае.

Reply

pan_ohotnik March 20 2013, 09:40:16 UTC
Но вы же прекрасно понимаете, что решить эти проблемы самостоятельно невозможно. По крайней мере, проблемы с изданием поэзии. Если даже Андрея Усачева издают из рук вон - редко, мало, в сокращении - что говорить о следующем поколении? Разрыв в жанре все шире, и перспективы никакие. Но детям ведь нужна хорошая и новая поэзия, никто не станет этого отрицать. Потому что ничто другое кроме поэзии не даст ребенку такого чувства языка. Проза прощает многие стилистические и синтаксические огрехи - там слов много. Наряду с менее удачными местами найдутся и более удачные. В поэзии же выразительных средств минимум, поэтому они (если мы говорим о хорошей поэзии :) всегда идеально выверены, что просто необходимо для формирования правильной речи.

Коммерция в литературе - это неизбежная экономия. На качестве иллюстраций, на качестве издания. Сюда же входят перевод, редактура и корректура. И главное, и самое скверное - приходится ориентироваться не на конечного потребителя. Выбирает и платит не ребенок, а родитель. Значит, он и рассматривается в качестве основного потребителя. Ведь для проектного продукта неважно, будут его читать или нет. Его должны купить. Прибыль должна покрыть затраты. Остальное - вторично, и остается лишь на откуп вкуса издателя. Взять хотя бы ставшую притчей во языцех эстонскую книжку о какашке. Художественная ценность - ниже оси абсцисс. А коммерческая? Вот и весь расклад.

Воспитательный процесс в принципе штука антикоммерческая. За какими-то невероятными исключениями, все вложения в ребенка не могут принести материальной выгоды. Воспитание и обучение - процесс убыточный в принципе, поэтому любой компромисс в этой области будет пахнуть неважно. Кто-то должен компенсировать вложения в духовную сферу, иначе баланс не сойдется. В семье этим занимаются родители. В социуме - соответственно, это обязанность государства. Тут важно понять, что забота о культурном воспитании поколений - это именно обязанность. Государство существует именно для этого - для обеспечения существования своих граждан. Для сохранения национального или культурного единства. А любой социум должен эволюционировать в культурном плане, иначе он начнет деградировать. Нам последние двадцать лет пытаются внушить, что государство не должно и не обязано, как в прежние времена. Да нет же, блин. Обязано. Иначе оно в принципе не нужно, если каждому предлагается выживать поодиночке в меру способностей. Поэтому надо непременно добиваться субсидирования культурной сферы, чтобы не превратить все сферы искусства в один сплошной продакт плейсмент. Как-то так.

Reply

ext_800361 March 21 2013, 04:37:47 UTC
Pan_ohotnik, меня-то не стоит убеждать в том, что государство должно поддерживать детское книгоиздание. Я, действительно, последнее время много с чиновниками пообщался. Каменная стена. Или хуже - настаиваешь? чего-то требуешь? - а не хочешь попасть в специальный списочек? со всеми вытекающими? Мы Роспечать на наш дискуссионный клуб приглашали. Они, как всегда, отказали.

Reply

pan_ohotnik March 21 2013, 05:35:09 UTC
У наших чиновников есть черный список? Хотя и смешно об этом спрашивать помня о том же Ходорковском :)

Мне из Новосибирска, мягко говоря, сложно что-то от них требовать. Хотя и официально мы третий по величине город в России, по сути та же провинция, как и все за пределами МКАД. Наткнулся как-то на объявление Минкульта с просьбой присылать предложения. Сформулировал, в том же смысле, послал. Получил официальный письменный ответ, что в нашей стране достаточная поддержка детской литературы. И достаточно конкурсов, на основании которых что-то издается. Сами понимаете, переписка с Минкультом это не форум, где можно переспросить: "скока-скока из этих конкурсов - государственные?", или "если все так замечательно, то где современные детские поэты?".

А могут, скажем, как-то решить проблему гранты? По моим сведениям, их достаточно много выделяется на нужды культуры. Но... только для общественных организаций. Копнешь, чем занимается такая организация, и диву даешься. Контора "Рога и копыта". Все расходится на болтовню по семинарам, в лучшем случае оканчивается выпуском буклетов или нудной монографии. А результата в виде книг я что-то не видел.

Reply

ext_800361 March 21 2013, 06:15:58 UTC
Бюджеты на поддержание литературы и так небольшие. Со временем они только сокращаются. А как их расходуют! Я видел один оотчет по расходованию средств целевой программы - основной упор, естественно, на продвижение русской книги зарубежом. Бессмысленное участие в выставках, и обязательно большими делегациями. Вот скоро опять в Болонье будет такой стенд - в глухом углу, где будут тусоваться и пить наши же люди. Редкие иностранцы проходят, с удивлением смотрят на это дело, и проходят. А еще социальная реклама чтения! Банеры с общей идеей - читать это хорошо! Предложил потратить эти деньги на рекламу конкретных авторов и книг. Даже не Росмэна. Сначала предложили распил, а когда отказался, был мягко послан.

Reply


Leave a comment

Up