Балканский обзор - miholsko_leto

Mar 06, 2009 18:10

Златно доба (золотой век)
Сейчас, в эпоху разброда и шатания ©, многие ищут опору в светлом прошлом, т.е. создают, преимущественно, в своих головах, некий золотой век ©, когда все было хорошо и на которые стоит равняться теперь. В России это может быть и великий, могучий Советский Союз ©, и Россия, которую мы потеряли © - балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки ©, и Русь изначальная ©. Я попытаюсь составить список идеальных эпох © у сербов. Сразу скажу, что он составлен только и исключительно на основании моего опыта, т.е. разговоров с моими друзьями, знакомыми, попутчиками и т.п. Возможно, и даже, скорее всего, у других сложились другие впечатления. Все названия ниже перечисленных вариантов, разумеется, условны.

1. «После Тито - Тито». Тут может быть не только маршал, но, в основном, все-таки он. Желание, чтобы было как при товарище Старом (партизанская кличка Тито), чтобы был сильный лидер, который возьмет на себя ответственность за все. Возможно, проистекает из балканского гомоцентризма и особенностей догоняющей недомодернизации сербского устройства, - нам нужен царь, чтобы было, кого слушаться, так говорили повстанцы Карагеоргию (bez kralja ne valja - дословно - без короля - плохо, дело не пойдет).

2. «Светосавский» вариант. «Золотой век»- сербское средневековое царство со «славной» историей, представление о сербах, как о небесном народе. Можно вспомнить высказывание Младича на переговорах в Задаре: «мы тогда ели золотыми ложками, когда вы и ваши европейцы сидели в болоте».

3. «Золотые семидесятые» - конкретный период титовской эпохи. Тогда были высокий уровень потребления, относительная межнациональная гармония, по крайней мере, на первый взгляд, можно было ездить заграницу. Югославия обладала четвертой по величине европейской армией и была одним из основателей Движение неприсоединения. По словам дедушки моего друга Д., тогда у карманников югославский паспорт ценился особенно высоко и шел по специальному прейскуранту.

4. «Пашичево-карагеоргиевский» вариант. «Золотой век» сербской демократии (1903-14), которая, якобы, была самой развитой демократией того времени. К тому же тогда укреплялись сербские села и богатели сербские крестьяне - основа государства. «Адепты» этого времени призывают снова вернуться на тот перекресток, с которого «свернули» «не туда», т.е. в Югославию.

5. "Равногорский" вариант - помимо героической истории сопротивления, эта «программа» тоже предполагает возвращение на перекресток, только немного позднее...

volchishko
Вчера закончил читать "Книгу с местом для свиданий" Петровича. Там совершенно определенно период 1903-14 характеризуется как эпоха небывалого подъема: возвращенные территории, в том числе Косово, победы в Балканских войнах и т. д.
miholsko_leto
Да, так примерно оно и было, с учетом того, что это время пришло еще и после провальных 1890-х и совсем провальных 1880-х...

luisette
про паспорт - это здорово. Вот такие детали и цепляют. Как виз-ту, а след-но, профессиональному цинику, мне вот интересно, откуда такие сведения про паспорт :) Ибо подобные детали в текстах моих "авторов" вызывают одни только вопросы...
miholsko_leto
Сведения вытекают из специфической профессии моего собеседника:)) Вспомни, чем жило, да и сейчас живет большинство черногорцев:)) Контрабанда - основное, хотя и не самое криминальное:)

ptitza_dodo
Ещё приторговывают чем-нить совсем косым? Или выращивают? :)

miholsko_leto
Нет, не выращивают, на этих камнях ничего вырастить невозможно:)), а в Приморье другие источники дохода, а торгуют - да, а еще оказывают транзитные услуги. Даже есть анекдот. Полицейский останавливает машину, в которой находят контрабандные сигареты и спиртное, оружие и наркотики. Полицейский спрашивает: "что это?". Пассажир: "Как что? Собрание сочинение Мило Джукановича!!!"

luisette
про Тито это честно. Югославы в возрасте очень тепло вспоминают его правление - всё было - и работа, и зарплаты хорошие, и стабильность, и некая свобода. В Союзе такого никогда не было.
miholsko_leto
Вспоминать-то вспоминают, только не всегда думают, за счет чего обеспечивался такой уровень жизни... Если вкратце, то, помимо своей промышленности и т. п., Тито активно набирал кредиты, не думая, как будет отдавать. Плюс "нейтральное" положение тоже давало определенные льготы. К тому же определенный процент, причем значительный, давали переводы гастарбайтеров. Кстати, еще ремарка - ездить-то ездили, только вот в основном в качестве кого...

"Идеальные границы"...
Замечательный был вечер, но за исключением рисования на салфетках, теперь я понимаю, почему, по легенде, Туджман и Милошевич план раздела БиГ рисовали на полях меню.

Среди рисовальных экзерсисов пришло в голову, что Болгарии повезло больше, чем соседям - ее государственный идеал (речь идет о границах) молод и силен, т. е. соответствует т. н. «сан-стефанской Болгарии» от Бяло до Черно море. Тогда как и в Сербии, и в Хорватии идеалом стали средневековые национальные государства, названные по традиции именами их правителей - "Душаново" (XIV в.) у сербов и Томиславово (X в.) или "Звонимирово" (XI в.) у хорватов. (А в 19. веке государственная программа часто шла по принципу незабвенного Ноздрева - «до леса мое, и после леса тоже мое»).

Обе стороны как бы не замечали, что сербы и хорваты эпохи раннего средневековья разительно отличаются он их нынешних потомков, что в историческом смысле слова это разные этносы. Т. е. часто получалось, что Месич - это Старчевич сегодня, Хорватия - счастливый потомок НДХ. Хотя современная Хорватия, как это зафиксировано в ее конституции, берет свое начало от постановления Краевого Веча национального освобождения Хорватии, созданного в рамках коммунистического сопротивления агрессорам под руководством Тито в 1943 и получившего подтверждение в конституции Народной Республики Хорватия в рамках ФНРЮ и конституциях Социалистической Республики Хорватии в 1963-90 в рамках СФРЮ. (Да, я помню про «Блиесак» и «Олую» и про то, что на официальном уровне не было ни покаяния, ни даже извинения!!!)

Другая сторона тоже забыла, что иногда лучше жевать, чем говорить © и обвиняет сербские власти, от Милошевича до Тадича в создании "великой Сербии", автором которой в XIX в. был МВД автономного Сербского княжества И. Гарашанин, причем он-то писал отнюдь не то, в чем его обвиняли.... Если в хорватском сознании прочно закрепился негативный образ Гарашанина, то в сербском - Старчевича...

Сербская пропаганда использует тезис об "извечной склонности хорватов к геноциду" других народов, прежде всего сербов, ссылаясь при этом на трагедию во время Второй мировой войны, в особенности - в концлагере Ясеновац. Хорватская сторона "отвечает" упреками в "изначальном великодержавии", обвиняя сербскую сторону в расправе над рядовыми солдатами. (Кстати, эти проблемы возникли не вчера, даже СХС одной стороной расшифровывалась как «Srbi Hocu Sve» (сербы хотят все), а другой - «Samo Hrvati Smetaju» (только хорваты мешают).

Действительно, в XIX-XX вв. перед хорватским национальным движением стояла та же историческая задача, что и перед сербами, - задача национального самоопределения, включающая, в частности, политическое, а по возможности и государственное, объединение своих этнических территорий, национальное освобождение. Белград и Загреб стали соперниками в борьбе за первенство в таком возможном объединении южных славян. Поэтому и задачи, и идеология национальных движений обоих народов по своей сути и идеологическим формам, по структуре однотипны. Но надо иметь в виду, что в ходе истории изменялись и внешние обстоятельства, и сами эти народы...

P. S. Как обычно, все вышеизложенное - сугубо частное мнение!

Один из источников появления югославов
И скорее албанка выйдет за серба, чем наоборот, тоже по понятным причинам.
...
Воеводина - единственный регион в стране, где не было снижения межэтнической брачности за весь период 1950-70-х. В к. 1980-х межэтническим там был каждый третий брак. Возможно, это совпадение, но ВСЕ мои знакомые, которые живут в Воеводине, либо состоят в межэтнических браках, либо являются потомками от этих союзов. Есть «стандартные союзы» - брак черногорца и лалы (сербки-воеводжанки), причем живут они в Нови Саде, босанский серб-беженец, женатый на мусульманке, которая перешла в православие, а есть и более экзотические варианты - сербка, вышедшая замуж за потомка эмигрантов, этнических украинцев. Их сын пока не знает ни русского, ни украинского, но с гордостью говорит, что «deda mi je pravoslavni Ukrajinac» (мой дед-православный украинец). Или русский, женившийся на черногорке, причем учивший ради нее «Gorski Vijenac»). Или серб, женатый на канадке, которая бросила свой эмансипированный офис, и теперь гладит рубашки, мечет на стол угощения, когда к мужу приходят друзья и мечтает, чтобы все женщины мира были бы счастливы так же, как она...

rositsa
«И скорее албанка выйдет за серба, чем наоборот, тоже по понятным причинам».
А почему, кстати? Кавказцы и среднеазиаты скорее соглашаются принять русскую невестку, чем позволить дочери выйти за русского...
miholsko_leto
У албанцев и, шире, у балканцев (имеются в виду традиционные, естественно), несколько специфическое отношение к женщине. «Когда рождается девочка, даже стрехи в доме плачут» - македонская пословица, djevojka je tudji rucak - девочка - чужой обед (сербская пословица), черногорская песня - "stari obijet Crne Gore, ako njesto musko rodi, od pucnjave tresu gore, ako nesto drugo RUZNO, kad na svijet dodje zensko, citavo je bratstvo tuzno" - по старому черногорскому обычаю, если рождается мальчик, то от стрельбы трясутся горы, а если рождается нечто иное, МЕРЗКОЕ, когда рождается девочка, то вся семья горюет. Таким образом, девочка с самого начала рассматривается как часть чужой семьи, которую не жалко потерять, тогда как у сына все должно быть хорошо, в т. ч. и достойная жена из хорошей семьи. Соответственно, если сын уйдет к мерзким сербам, то это будет позор на весь род, и помешать этому ужасу можно и нужно любыми средствами... Кстати, был фильм на эту тему "Шершень", о трагической любви сербской девушки и албанского юноши. А кавказцы и среднеазиаты, естественно, скорее готовы принять русскую невестку, т. к. у них очень большие шансы "адаптировать" ее к своему образу жизни, тогда как если дочь выйдет за русского, то скорее обрусеет, чем сделает мужа кавказцем или среднеазиатом...

Плюс иногда русские женщины выходят за кавказцев по вполне конкретным соображениям - такой муж не пьет, а в случае каких-либо сложностей гарантирована поддержка большой и сплоченной семьи.

албанцы, !балканское, ЖиМ, !политическое, черногорцы, сербы, Югославия, хорваты, !этнографическое, !юмор, юмор-2009, межнациональные отношения, христианство, цыгане

Previous post Next post
Up