Балканские турки и цыганский маоцзедун

Jun 28, 2008 17:53

Сегодня Видовдан.
Биться головой апстенку я по этому поводу не буду: для меня самый чёрный день в истории Сербии - 10.06.1999.
Лучше я опубликую рассказ о последствиях Косовской битвы в виде турецкой общины в южнославянских странах.

Пасха...
«Болгарский фильм "Откраднати очи" ("Украденные глаза"). Болгария, 1989. Конфликт этнических турок и государственной власти в Болгарии: изменение имён на болгарский лад, изгнание лиц турецкой национальности и т. д».

miholsko_leto:
Как мне кажется, но, возможно, я ошибаюсь, турецкая проблема в Болгарии есть, но она сейчас не на уровне сепаратизма, т.к. основные сложности, причем для всех национальностей - материальные, а поскольку Болгария уже в ЕС, то решают их путем отъезда на заработки в Европу. Кстати, попытка ассимиляции в 1989 породила значительную эмиграцию - к концу года турецкие власти сами закрыли границу, а сейчас, кажется, турок около 10 %.

Еще хотелось бы уточнить относительно того, что немусульман в Османской империи называли словом "скот". Это не совсем так: в классической империи люди делились на 2 класса - аскери и реайа, в число первых были включены те, кто был избавлен от производительной деятельности и осуществлял религиозное и государственное управление, в т.ч. и немусульманское духовенство, а кто второму классу (пасомых - более точный перевод) относились все, занимающиеся производительным трудом, вне зависимости от вероисповедания. Только в условиях заката Порты статус реайи был на практике сужен только для христианского населения.

Почему в Сербии нет крупной турецкой общины, в отличие от Болгарии?
В Белградском пашалыке османы жили только в городах, даже гарнизонах, и после 1878 почти все ушли, тогда как на территории современной Болгарии османы занимались и сельскохозяйственным трудом, часто были небогатыми людьми и после Берлинского конгресса не смогли выехать, хотя положения и Берлина и Сан-Стефано предусматривали такую возможность.
И косовские турки в основном были госслужащими, в т. ч. и военными. Почти все они уехали, но позднее, после Балканских войн. Почему не все? Были те, кого никто не ждал в агонизирующей Османской империи. Другие остались по идеологическим причинам: светская младотурецкая революция и все, что за этим последовало, для мусульманина-ортодокса мало приятного.
Что касается рождаемости, то домашнего детсада ;-))), как у албанцев, конечно, не было, но 3-4 ребенка в семье встречались часто.
Кстати, в "турки", особенно в начале 1980-х, записывались горанцы и албанцы, т. к. это позволяло воспользоваться возможностью эмиграции в Турцию.

Кстати, об албанцах.

Заметки на полях Фестиваля-10
"Мао Цзэдун" (реж. Бесник Биша, Албания)
Не знаю, как вы, дорогие друзья, а я бы на месте фестивального жюри, не мудрствуя лукаво, щедрой рукой отсыпала бы Гран-при режиссеру Беснику Бише и исполнителю главной роли Фадилу Хаса - приз за лучшую роль, и на этом закрыла бы тему :)).

К началу 1960-х Ходжа ухитрился пересраться со всеми, кроме китайцев, поэтому даже при советской власти коммунистическая Албания оставалась для нас тайной за семью печатями. А Мао Цзэдун - это новорожденный цыганенок, появившийся в семье албанского цыгана Хекурана (блестящая роль чумового Фадила Хаса), в чумазом таборе, разбившем палаточный лагерь на берегу реки, на окраине маленького городка... Благодаря чудачеству отца семейства, нарекшего своего девятого по счету отпрыска в честь Великого Кормчего, жизнь цыганского табора резко меняется: семья переезжает из палатки в городскую квартиру, удостаивается регулярных визитов китайского посла и партийных лидеров, приобщается к партийной жизни и даже посещает столичную Тирану :))). Однако папаша, заигравшись и быстро войдя во вкус новой жизни, не обращает внимания, что в высоких кабинетах, где ещё недавно рядышком висели 2 портрета - Ходжи и Мао - в силу изменившейся политической конъюнктуры остается 1...

Кинокритики - авторы рецензий в один голос утверждают, что кино - с политическим подтекстом, типа, высмеивание и обличение коммунистических порядков, приговор режиму и прочая лабуда. Чушь собачья. Это фильм о конфликте традиционного общества с городской цивилизацией. Тот же цыганский табор постигла бы точно та же участь на окраине Вены, Амстердама, Тираны, Парижа или Варшавы. Ни в 1 стране мира, будь у власти буржуазия, фашистский диктатор или коммунистическая партия, тебя не погладят по головке, если по ночам ты будешь петь и танцевать в малогабаритной городской квартире, распродашь казённую мебель, вырученные деньги пропьешь и прокутишь, а потом придешь в партком требовать новую на том лишь простом основании, что ты - отец Мао Цзэ Дуна.
Великолепный фильм. Крышесносная музыка, ни одной лишней детали, главный герой - просто кинематографическая находка европейского масштаба.

Мне было особенно приятно смотреть этот фильм: в позапрошлом году я ездила по современной, постсоциалистической Албании. Там все АБСОЛЮТНО так же. Ничего не изменилось :)).

Сербия, !балканское, !политическое, турки, народы, цыгане Балкан, !этнографическое, Косово, Болгария, Албания, христианство, цыгане

Previous post Next post
Up