Праведники мира: итальянцы и мусульмане

Mar 15, 2008 20:47

Банальность добра, или как итальянские фашисты спасали евреев
Продолжение
[Отрывки]

В конце лета 1942 года небольшая группа итальянских дипломатов и высших офицеров решила спасти от верного уничтожения несколько тысяч евреев. Большинство этих евреев жили раньше в Хорватии и бежали в 1941 году от зверств хорватских фашистов в оккупированную итальянцами часть Югославии. Там евреи могли жить относительно свободно и спокойно под защитой королевской итальянской армии. Однако в середине 1942 им вновь стала угрожать смертельная опасность - немцы приступили к установлению в Европе "нового порядка", при котором все евреи должны быть депортированы в специальные "лагеря смерти" и там уничтожены.

Нацисты нуждались в помощи своих союзников, чтобы уничтожить шесть миллионов евреев. Добровольные помощники Гитлера находились среди литовцев и латышей, французов и хорватов, венгров и румын.

Жестокость хорватских усташей поражала даже немцев. В итальянскую зону оккупации на Балканах хлынули потоки сербских и еврейских беженцев из Хорватии .

Роатта не был генералом, который только подчиняется любому приказу и послушно его выполняет. В своем ответе он нашел возможным привести аргументы: "На мой взгляд, выдача евреев повредит нашему престижу, так как мы взяли их под свою защиту. Это окажет негативное влияние на вооруженные отряды добровольной сербской милиции "четников", которые могли бы поверить, что мы их так же можем выдать в руки усташей". Роатта нашел серьезный аргумент, имевший военное значение. "Четники" помогали итальянцам в поддержании порядка на оккупированных территориях. Для сербов-"четников" хорватские усташи представляли такую же смертельную опасность, как и для евреев.

Генерал Пиехе обладал к тому же особым доверием Муссолини. В докладе Пиехе категорически утверждается, что хорваты виновны в массовых уничтожениях евреев и сербов. Сам Пиехе был глубоко потрясен тем, что ему стало известно, и счел необходимым усилить свои доводы: "Решение о выдаче евреев означало бы их смертный приговор и привело бы к весьма неблагоприятным комментариям как в наших войсках, так и среди православного и мусульманского населения, которое боится, что в будущем само может подвергнуться таким же действиям".

Требования хорватской стороны на выдачу евреев отклоняются. Ни 1 из союзников нацистской Германии так не поступал. В отличие от болгар и венгров, итальянцы взяли под свою защиту всех евреев на оккупированных землях, не делая различия на "своих" и "чужих".

Нацистам очень хотелось втянуть итальянцев в свои преступления. И дело было даже не в нескольких десятках тысяч евреев, находившихся под защитой итальянской армии. Гитлер не мог допустить, чтобы в Европе появился прецедент неповиновения.

Итальянские дипломаты, военные и чиновники могли просто не участвовать в спасении евреев, что означало бы соучастие в их убийстве. Но многие итальянцы не смогли остаться в стороне. И зло на этот раз не победило.

Слово "концлагерь" прочно связано в нашем сознании с ужасами Освенцима или ГУЛАГа. Условия жизни евреев в лагере под защитой итальянцев разительно от этого отличаются. Итальянцы организовали нечто подобное большому киббуцу на европейской земле. Зоны в лагере были разделены на кошерные и некошерные. Почти каждая еврейская семья жила в отдельном домике. Евреям позволялось взять с собой в лагерь довольно много своих вещей, и итальянские солдаты помогали пожилым и больным заключенным донести вещи до их комнат. К заключенным охранники обращались не иначе, как "синьор" или "синьора". Еврейские врачи организовывали в лагере поликлиники, в которых лечились также жители близлежащих деревень. В лагере действовали синагоги. 1 из переживших войну, Альберт Шарон, вспоминал о лагере в итальянской зоне Франции как об "идиллии". Многие из итальянских солдат и офицеров, рассказывал Шарон, приходили на богослужения в синагоги, чтобы послушать прекрасные голоса канторов.

Совсем другие условия были в концлагерях, в которых итальянцы содержали тех, кто оказывал им вооруженное сопротивление, например, словенцев.

Итальянские фашисты никогда не считали евреев своими врагами. Более того, в число основателей фашистского движения входили 5 евреев. В истории Италии нового времени националисты, либералы и евреи имели общего врага - папство и реакционное католичество. Доля смешанных браков среди евреев и неевреев была в Италии самой высокой в Европе - по переписи 1938 она составляла 43,7 %. "Итальянские евреи выглядят не по-еврейски", - была распространенная в те годы шутка.

После окончания войны итальянцы, вернувшиеся из советского плена, рассказывали, что отношение к ним в лагерях было лучше, чем к пленным немцам, так как итальянцы не участвовали в массовых убийствах мирного населения. Заговорщики, спасавшие евреев в Италии, Югославии, Греции и Франции, сыграли в этом не последнюю роль.

Кто забыл арабов - «праведников народов мира»?
Михаэль Дорфман
Эта статья занимает 14 страниц Ворда, и приводить её всю смысла не вижу.

«Праведник народов мира» - это титул, который Израильский национальный мемориал памяти Холокоста Яд-Вашем присуждает людям, «рисковавшим жизнью, свободой и благосостоянием ради спасения евреев от угрозы смерти или депортации в лагеря смерти, без предварительного требования денежного вознаграждения». ... На момент написания статьи титул «Праведника народов мира» получили 21 300 человек. ... Среди праведников народов мира есть христиане почти всех толков. Есть мусульмане - турки, боснийцы, албанцы. Есть даже 2 китайца, 1 японец и 1 бразилец. И нет ни 1 араба, хотя Холокост происходил в арабской Северной Африке.
...
Роберт Сатлофф предположил, что не может быть, чтоб не было арабов, помогавших евреям. Он взялся разыскать арабов - праведников мира. Сначала он решил, что истории про них лежат забытые в архивах и ждут своего открытия. Однако в посвященных Холокосту многочисленных архивах, музеях и центрах ничего не обнаружилось. 2 года Сатлофф прожил в столице Марокко Рабате, изучал архивы, расспрашивал людей. В результате появилась книга «Среди праведников. Потерянные истории из глубин Холокоста в арабских землях» (Among the righteous. Lost stories from the Holocaust’s long reach into Arab lands by Robert Satloff, BBS Public Affairs, NY 2006).
...
Арабское отрицание Холокоста, которое принято считать 1 из главных признаком арабского антисемитизма, прямо связанным с нынешним палестинско-израильским конфликтом. «Если удастся доказать, что арабы спасали евреев во время Холокоста, - считает Сатлофф, - это будет убедительным ответом антисемитам, отрицающим Холокост, поможет арабам в понимании израильской точки зрения и, в конечном итоге, достижению взаимопонимания».

Разочаруются те, кто захотят найти в книге неблагодарность, многочисленных и несправедливо забытых неблагодарными потомками праведников-арабов. Сатлофф нашел таких совсем немного. Он назвал всего 2 арабов, чьи дела могли бы соответствовать критериям Музея Яд-Вашем - житель городка Махдия в Тунисе Халеб Абдель-Ваххаб, спасший семью проживающей в Израиле Ани Букрис, и имам Большой мечети в Париже Сиди Абдель-Кадр Бен-Габрит (имена даются в североафриканском произношении), выдававший евреям сертификаты об их мусульманском вероисповедании. Есть целая глава о том, как арабы помогали евреям. Там много фактов, но почти нет имен.

В книге есть факты не только о праведниках, о благородном поведении, о сочувствии и гостеприимстве арабов, но и о преступниках, садистах, пособниках нацистов, о концлагерях в Сахаре. Однако разочаруются и те, кто считает арабов пособниками нацистов, и будет там искать подтверждения особой арабской кровожадности или массового участия арабов в зверствах Холокоста.

Книга Сатлоффа получилась не о праведниках и злодеях, а о заговоре молчания и отрицания, прочно опутавшем тему Холокоста в арабском мире. ... Природа исторической памяти у евреев и арабов иная, чем в Западном мире. Разница в том, что евреи живут в демократических условиях, поощряющих дебаты, споры и различия во мнениях. Арабы живут в закрытых обществах, где правители контролируют национальное богатство, тратят его. Они опасаются истории, потому что исторические дебаты выглядят для них больше источником угрозы, чем источником силы. В истории арабских стран, особенно в новейшей, много запретных тем и вычеркнутых страниц.
...
Геноцид повторяется и после Холокоста. Холокост важно помнить и изучать, потому что он стал в современном сознании символом и метафорой всех геноцидов. В арабских странах на изучение Холокоста наложено табу, о нем не упоминают ни в школьных учебниках, ни в университетских курсах. Понять причины как раз нетрудно. Холокост отрицают из-за его связи с евреями. Салтофф с возмущением отмечает, что за все время Мемориал Холокоста в Вашингтоне посетил всего лишь 1 арабский представитель, принц одного из эмиратов, да и то не назвал имени. Сатлофф забывает отметить, что еврейские организации не допустили в тот же музей Арафата...
...
[Далее идёт обширный обзор на тему отношений между арабскими (и еврейскими) националистами, а также французскими и итальянскими колонистами в С. Африке, и гитлеровцами]

Казалось бы, нет ничего легче, чем поднять архивы, найти свидетельства героического и благородного поведения арабов, помогавших в тяжелое время своим еврейским соседям и соотечественникам. Ведь примеров много не только в истории прошлых веков, когда арабские и мусульманские страны Ближнего Востока широко открыли двери для евреев и других меньшинств, преследуемых в Европе. Хорошо известны имена смелых арабов, спасших десятки еврейских жизней во время погрома в Хевроне в 1929. По-русски о них писала Вера Рейдер в статье «Ангелы и демоны на Святой Земле». Однако память о Холокосте в Северной Африке как бы умерла. Даже те, кто вспоминают о событиях Холокоста, не готовы назвать имен. ... Никто из современников не помнит ни 1 имени тех имамов и религиозных деятелей. Их потомки и сограждане упорно отказываются подтверждать или вспоминать, что что-то такое было. Многие арабы в Северной Африке совершенно искренне заявляют, что ничего не знают о Холокосте, ничего никогда не слышали. Их поддерживают в этом евреи, выходцы из Северной Африки.

1 из феноменов отрицания Холокоста в арабских странах является то, что большинство историй - это не нераскрытые истории, а истории прочно забытые..., что противоречило господствующим мифам.
...
Как вели себя арабы во время Холокоста? Сатлофф показывает, что арабы вели себя так же, как и другие народы, оказавшиеся под нацистской оккупацией. Были случаи еврейского погрома, как в тунисском городке Габе, были арабы-садисты в лагерной охране, были случаи мародерства. Были арабы, помогавшие евреям, спасавшие их, дававшие кров, пищу и воду. Евреи-выходцы из Туниса рассказывали о благородстве арабских рядовых из охраны в отличие от зверств европейцев. Другие отмечали, что в отличие от враждебного отношения в столице, в провинции отношение арабов к евреям было лучше. С евреями делились едой и водой. Иногда это связано с традиционным арабским гостеприимством, иногда с симпатией к попавшим в беду евреям.

В арабских кругах отрицают сам факт Холокоста в арабских странах. Сегодня вовсе не престижно иметь родителей и родственников, помогавших евреям. Последовавшие после войны события - образование Государства Израиль, воспринимаемое в арабском мире как Накба - национальная катастрофа, не располагают к воспоминаниям о помощи евреям.
...
Ахмадинеджад постоянно вызывает всемирное осуждение, называя Холокост мифом. Однако слово «миф» имеет 2 значения. Популярное, газетное сегодня - это ложь, сказка. Однако, миф имеет и другое значение - нарратив, в который верят абсолютно, нарратив, через который понимают мир, который руководит жизнью людей. ... Разумеется, Государство Израиль и еврейские организации используют нарратив Холокоста в своих интересах. Однако никакое лобби, никакой заговор, просто не способны создать такой мощный миф.
...
Интересно, что как раз в Иране помнят сотрудника посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри. Он спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдал около 3000 иранских виз евреям. Там не делают секрета, что во время Холокоста правительство Ирана покровительствовало еврейским беженцам, давало им пристанище. Несмотря на явные симпатии к нацистам (страна была переименована из Персии (старое персидское имя Аринам) в Иран, т. е. страну ариев в 1936 под влиянием нацистских идей). Шах пришел в исфаганскую синагогу, поклонился Торе и осудил насильственное обращение в ислам. На нацистские притязания заявил, что иранские евреи - по сути калимис, настолько хорошо ассимилированы, что являются частью иранского народа. Впрочем, в кругах иранских евреев мне приходилось слышать, что они на самом деле арийцы, причем потомки самых древних и «чистых», даже более «чистые», чем иранцы-мусульмане.
...
Отрицание «своего» Холокоста свойственно и евреям, оставшимся жить в арабских странах, и тем, кто предпочел уехать. Среди них существует интересный феномен. Не дожидаясь официального признания, они создали своих праведников мира - без исключения руководителей стран своего исхода. В 1980-е в южном израильском городе Ашкелоне мэрия решила назвать главную площадь именем марокканского короля Мухаммеда V, правившего во время II Мировой войны. ... Сатлофф осторожно обходит этот вопрос. «Судя по всему, Мухаммед не был настроен пронацистски». В Тунисе тоже рассказывают историю о том, что бей Туниса якобы спасал евреев, за что евреи после обретения независимости и ликвидации монархии кормили семью бывшего владыки. ... Среди других арабских деятелей - защитников евреев, чьи имена сохраняются в памяти - премьер Туниса до обретения независимости Мухаммед Хеник. Зависящие во всем от милости правителей, тунисские и марокканские евреи охотно рассказывают западным визитерам, что семьи нынешних правителей, королей и президентов любили евреев и прятали их от нацистов.
...
У евреев и арабов было много общего. Оба народа отличает сильное чувство истории, мотивирующее их национальное поведение, их конфликты и дающее легитимацию настоящему. Востоковед Бернард Люис писал: «Арабы, сформированы своей историей, как и все другие. Однако они осознают ее остро, как никто другой». Это верно и для евреев. От Божьего завета с праотцем Авраамом и до Войны за независимость Израиля, которую арабы зовут Накба - катастрофа, слишком много общих событий в их истории, общих нарративов, резонирующих в душах арабов и евреев, что объясняет их стремление отделиться друг от друга.

[Рассуждения на тему, что между е. и а. очень много общего, и это должно способствовать взаимопониманию, что в конечном итоге укрепит позиции Израиля]
...
Так все-таки, кто забыл арабов «праведников мира»? Эти праведники оказались ненужным ни арабам, ни евреям, уверенным, что они воюют по разные стороны столкновения цивилизаций. Однако лишь осознание общей истории, общей судьбы и общей пользы поможет нам создать здесь общество, которое захочется защищать всем живущим здесь людям: евреям, арабам, нео-сионистам и пост-сионистам, друзам, русским, христианам, мусульманам, агностикам и атеистам.

Абдельвахаб, спаситель евреев
«Яд Вашем» признал «Праведниками среди народов мира» около 60 мусульман из балканских стран.

«Иранский Шиндлер» не дотянул до праведника

В «Яд Вашем» долгое время изучали возможность присуждения титула «Праведник народов мира» дипломату, известному как «иранский Шиндлер», но в конце концов было решено, что представленная документация «неубедительна».

Обсуждение вопроса, награждать или нет Абдула Хуссейна Сардари почетным титулом, будет открыто заново, как только поступит новая информация, сообщил официальный представитель «Яд Вашема». В 1941 Сардари возглавлял иранское консульство в оккупированном нацистами Париже. Выдавая незаполненные бланки иранских паспортов, ему удалось спасти множество евреев во время Холокоста. «Его дела достойны уважения, но, похоже, что он действовал в соответствии с инструкциями своего правительства», - говорит представитель мемориала.

История Сардари легла в основу телесериала о Холокосте на иранском государственном телевидении. Похоже, это очередная попытка иранских властей провести линию водораздела между Израилем и еврейским народом, а также смягчить антисемитский имидж, созданный Ахмадинеджадом.

В 2004 Центр Симона Визенталя посмертно наградил Сардари за его действия во время Холокоста. Церемонию награждения посетил Ибрахим Моради, иранский еврей, чью жизнь спас Сардари. ... Моради отметил, что Сардари действовал безвозмездно. Это противоречит сюжету иранского телесериала, в котором предполагается, что дипломат передавал евреям паспорта в обмен на деньги. По мнению израильского директора Центра Визенталя Эфраима Зуроффа, иранский телесериал демонстрирует, насколько неоднозначна ситуация в Иране: «С 1 стороны, президент Ирана отрицает само существование Холокоста, с другой, иранское телевидение представляет Холокост как исторический факт». Критерии в Центре Визенталя менее строгие по сравнению с «Яд Вашемом».

60 лет назад еврейские дети были спасены от фашистов в черкесском ауле
04.05.2005
Фото, видео

В начале 08.1942 в черкесском ауле Бесленей остановился обоз, везший обессилевших детишек-блокадников, вновь оказавшихся в смертельной опасности. По большей части дети были евреями. Каким-то образом немцам стало известно об этом транспорте, за ним началась охота.

До прихода гитлеровцев оставались считанные дни. И тогда местные жители разобрали детей в семьи. Им дали другие имена и фамилии. Срочно уничтожались и переписывались все сельские документы. Так Марк стал Муссой, Катя - Фатимой, Авраам - Иссой. Люди понимали, что рискуют, ведь ленинградцы даже по внешним данным сильно отличались от местных детей. Фашисты приставляли пистолет к виску и спрашивали, где дети. Однако не нашлось ни 1 человека, который бы донес.

«Всех нужнее и дороже в этом мире доброта...»
88-летней уроженке Бахчисарая Сайде-Сейд-Ариф Арифовой скоро должно быть присвоено звание Праведницы народов мира. Во время Великой Отечественной войны она - татарка, мусульманка - рискуя жизнью, спасла от верной гибели 88 евреев. Работая заведующей бахчисарайским детским садом, она скрывала национальность своих воспитанников, давая ложные присяги эсэсовцам, заступалась за чужих детей, прятала обитателей детского дома, заботилась о них и всячески им помогала, доставала фальшивые документы и медицинские справки. Ее пытали, угрожали расправой, но она продолжала делать то, что считала необходимым. На вопрос, было ли ей страшно, Арифова отвечает: «Страшно? У меня были сломаны кости, я столько раз ходила в гестапо, имела паспорт со штампом «неблагонадежна», мне запретили выходить из Бахчисарая... Нет, страшно уже не было. В такие времена страшно не бывает».


После войны Арифову и ее семью, как предателей Родины, выслали в Среднюю Азию. Все спасенные ею евреи ходили заступаться за нее во всевозможные инстанции: НКВД, воинские части, прокуратуру, - но ничего не помогло. В ссылку Сайде-Сейд и ее родных провожало множество еврейских семей. Сайде-Сейд очень сожалеет, что потеряла с ними связь, она очень хотела бы снова встретиться с этими людьми, увидеть их детей и внуков.

Данные по некоторым странам
These figures are not necessarily an indication of the actual number of Jews saved in each country, but reflect material on rescue operations made available to Yad Vashem.
Albania 63
Bosnia 35
Brazil 2
Bulgaria 18
Chile 1
China 2
Croatia 106
Japan 1
Macedonia 10
Montenegro 1
Russia 124
Slovakia (которая Словения) 478
Turkey 1
USA 3
Vietnam 1
Yugoslavia (Serbia) 127

Хорватия, !балканское, !политическое, сербы, турки, евреи, !еврейское, хорваты, !этнографическое, межнациональные отношения, христианство, ислам, цыгане

Previous post Next post
Up