Аналитика на косовскую тему

Nov 11, 2007 17:58


Косовский прецедент
[Отрывки]
Стороны не могут договориться, так как стоят на взаимоисключающих позициях. Косово, чувствуя поддержку Запада и опираясь на моральное право пострадавшего, ультимативно не соглашается ни на какие виды автономии, кроме полной независимости. Сербия же ни при каких обстоятельствах не может добровольно согласиться с выходом из ее состава Косова. Свою позицию сербы аргументируют тем, что Косово, или «Старая Сербия», - это исторически сербская земля, на которой албанцы являются пришлым населением, разросшимся и начавшим агрессивно вытеснять коренную нацию.

Албанцы в крае появились лишь во второй половине XVII в., некоторым памятникам сербской архитектуры в Косове к тому времени уже исполнилось 500 лет. К началу XX века албанцев в Косово стало 30 %, но самый значительный рост мусульманского населения пришелся на вторую половину XX в. (произошло это во многом из-за ошибок в национальной политике югославских властей). В начале 1960-х албанцы составляли уже более 70 % населения края. Высокая рождаемость в албанских семьях (от 5 до 10 детей), а также массовая миграция из Албании привели к тому, что албанцы за рекордно короткий срок стали абсолютным большинством. «57 тысяч сербов бежало за последние 10 лет из Косова и Метохии из-за изнасилований, убийств и издевательств», - писала еще в 1982 The New York Times.

Постепенно трения с титульной нацией - сербами - стали выходить из-под контроля. Правительство Милошевича не только не смогло погасить этнический конфликт в крае, но и довело его до масштабов гуманитарной катастрофы. Теперь албанцев в Косове более 90 %, и они стремятся полностью выдавить сербов со «своей» территории.

Оставшиеся сербы могут проехать из небольшого анклава на юге Косова в населенную их соотечественниками северную часть края лишь на охраняемом миротворцами поезде. При этом на въезде из албанской части Косова в сербскую албанских машиниста и проводников меняют их сербские коллеги - и наоборот. По мнению неправительственной организации «Группа по правам меньшинств», базирующейся в Лондоне, обстановка в Косове близка к критической. «Нигде в Европе нет такого огромного риска проведения в ближайшее время этнических чисток или даже геноцида».

ООН решила создать международную группу, возглавлять которую был назначен Ахтисаари. Несмотря на объективность и непредвзятость, необходимые для роли посредника в таких конфликтах, группа очевидно имеет собственные предпочтения. Материальная и политическая поддержка, оказываемая косовским албанцам, совершенно развязывает им руки. Да и личность Ахтисаари ясно показывала, какого именно решения добивается Запад. Например, первый президент Намибии Сэм Нуйома пишет в своих мемуарах: когда Ахтисаари возглавлял миссию ООН в Намибии, он был больше заинтересован в своем карьерном росте в ООН, чем в исполнении обязанностей по отношению к народу Намибии. Злые языки говорят, что и сегодня финн излагает позицию, полностью созвучную мнению Вашингтона, надеясь получить за Косово Нобелевскую премию мира. «В 08.2006 на переговорах с сербами Ахтисаари сказал, что сербы должны согласиться на отделение Косова просто потому, что они виновны как нация», - рассказала Алла Язькова.

В результате спецпосланник признал, что из-за непримиримости сторон достичь соглашения между ними невозможно, и пришел к выводу, что независимость - единственный возможный вариант для становления политически стабильного и экономически жизнеспособного Косова, то есть фактически принял позицию 1 из сторон - албанцев: «независимость Косова плюс соблюдение всех прав и свобод сербских жителей края». (И надел розовые очки скандинавских блондинок, чтобы поверить в это соблюдение... ;-(((( )

Поддержка косовских албанцев и стремление США предоставить им независимость имеют свое объяснение. Его внешняя сторона - борьба с наследством Милошевича, преемником которого в глазах США является Сербия, не торопящаяся выдавать всех военных преступников. Как мировой демократизатор и освободитель угнетенных народов, США чувствуют себя морально обязанными поддержать молодую албанскую демократию, пострадавшую от сербского тирана. Впрочем, у США есть и более прагматический интерес. У Косова нет и в обозримом будущем не появится никакой жизнеспособной государственности. Там будет создано фактически марионеточное правительство, которым будет очень легко манипулировать за счет финансовой помощи. Таких возможностей им не предоставляют даже Польша или Прибалтика, которые все-таки подчиняются своему электорату и в какой-то степени ЕС.

Прежде всего это позволяет американцам сделать Косово своим крупнейшим военным центром в Европе. Американцы отдают себе отчет в том, что, даже получив независимость, край не сможет получить никакой экономической самостоятельности и будет по-прежнему жить подаяниями мирового сообщества, наркоторговлей и другим криминальным бизнесом. Однако это американцев не пугает и даже вписывается в их план. Косово может стать совершенно особым инструментом в сдерживании развития ЕС. Оттуда может исходить абсолютно любая «порча» для ЕС - начиная с неконтролируемой миграции, эскалации межэтнических разборок и заканчивая трансфером террористических группировок.

С 1 стороны, европейцы опасаются гражданской войны. ЕС перспектива возникновения в Европе эпицентра вечной войны, как это происходит в палестино-израильском конфликте, вовсе ни к чему. С другой стороны, ЕС стремится обуздать излишнюю пассионарность балканских народов, в первую очередь сербов. Европейцы ощущают определенную беспомощность перед этой импульсивной и не боящейся воевать нацией, поэтому предпочитают использовать американцев и войска НАТО в качестве инструмента влияния. ЕС надо «затушевать» этнические проблемы региона, решить проблему в краткосрочном плане путем предоставления Косову независимости. В Брюсселе надеются, что при условии бурного роста экономик балканских государств никаких долгосрочных негативных последствий от обретения Косова независимости не будет.

Но дела могут пойти и по другому сценарию, значительно менее благоприятному для ЕС. Так, существует опасность увеличения и без того значительной демографической экспансии албанцев в Европу. «Нормальное количество детей для сербской семьи - 1, 2, ну 3. Нормальное количество детей для албанской семьи - 5-10. Представляете, какое мы получим через 20 лет молодое поколение албанцев в Косове? И скорее всего они не захотят ограничиться этим краем». В то же время предоставление независимости Косову может способствовать радикализации Сербии.

Другая опасность - дальнейшая криминализация косовской экономики, которая уже почти 10 лет живет за счет международной помощи, денежных переводов от работающих за границей родственников жителей Косова и контрабанды. 90 % героина в Европу идет именно с Балкан. Косово играет центральную роль в этом трафике, именно там происходит переработка опия-сырца в героин.

Самым большим препятствием для реализации плана Ахтисаари является позиция России. Поддерживая Сербию, Россия преследует ряд внешнеполитических и внутриполитических целей. Самая значительная из них - предотвратить «косовский прецедент». Если такая схема будет легитимирована мировым сообществом и претворена в жизнь, это откроет дорогу целому ряду аналогичных притязаний. Для России подобная возможность несет особенно много опасностей, так как в ее составе много различных автономий и этносов. Но даже если внутри России легче удерживать ситуацию под контролем, то большой опасностью могут стать подобные события на территории бывших советских республик.

Многие западные эксперты говорят о том, что Москва лукавит, поскольку косовский прецедент был бы ей выгоден с точки зрения возможности отделения Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Между тем при ближайшем рассмотрении такая выгода сомнительна. Если Кремль в ответ откажет им (а он, весьма вероятно, так и поступит, дабы не осложнять и так непростые отношения с Западом и с соседями - бывшими советскими республиками), то потеряет их поддержку и подмочит свою репутацию.

Наконец, отторжение Косова от Сербии будет означать, что принятое в 1990-х на Западе принципиальное решение об исключении сербов из европейской политики останется в силе. Если мы допустим, чтобы у сербов отобрали Косово, нас будут слушать еще меньше, чем сегодня.

Лекарство от геноцида
[Отрывки]

«Не следует ожидать, что они [косовары] начнут, как английские джентльмены, играть по правилам. Они будут играть по своим правилам: присвоят то, что им предлагают, и развернут кампанию за превращение «ограниченного» суверенитета в полный», - сообщил Константин Затулин.
...
По свежим данным ООН, менее 10 % беженцев, представляющих национальные меньшинства края, вернулись домой с 1999. Это 16 100 человек, почти половина из которых - сербы. Бюджет программы ООН по возвращению беженцев в Косово составил 40 млн. евро, не считая донорских средств. Получателями их, согласно данным ООН, были практически все общины края, включая сербов, цыган, боснийцев, египтян и албанское большинство. В КФОР далеко не все озабочены защитой сербского меньшинства. «К испанцам, итальянцам у сербов нет претензий. Но голландцы, немцы, англичане, французы ведут себя достаточно безразлично». Сербы не имеют работы, хотя, по словам властей, в такой же ситуации находится и мусульманское большинство. Но разница в том, что албанцы находят возможность в свою пользу перераспределять гуманитарную помощь, гранты, обладают полной свободой передвижения. Такого права у сербов нет.

Была такая страна
[Отрывки]

После того как будет зафиксирован окончательный распад Югославии, даже самым прозападным политикам в Сербии будет трудно объяснить своему народу, зачем нужно идти на бесконечные уступки Западу, если все равно от такого «сотрудничества» одни убытки.

Тито строил и относительно капиталистический социализм, и мировое Движение неприсоединения, и интернациональную балканскую империю. Его проект предусматривал и возможность распада страны, например, он создал автономию Косова. (Строго говоря, возможность отделения автономного края не была предусмотрена...) После «бархатных революций» к. 1980-х - н. 1990-х всплеск национализма в Восточной Европе был всеобщим, но в 1 ее части он был смягчен ЕС, в другой - СНГ. Югославия же была слишком самостоятельной, а удержать власть в условиях краха социалистического интернационализма могли только националистические лидеры.

Останься Косово в рамках сегодняшней Сербии - нарушителями мира и источником насилия в нем могут выступить албанцы. Ведь они согласны лишь на независимость и в крае их 90 % против 7 % сербов. Получится, что НАТО зря воевало в Косове, цель не достигнута - конфликт не остановлен. Поэтому США и ЕС Косово непременно нужно отторгать: только тогда можно будет сказать, что их агрессия против сербов была оправданна и натовские бомбардировки получат шанс войти в историю со знаком «плюс».

Все, кроме независимости
Кроме интересов Сербии планом Ахтисаари напрямую затрагиваются также македонские. Существующая в настоящее время граница между Македонией и Косовом была утверждена в соглашении, достигнутом Белградом и Скопье в 2001. Согласно документу, Косово занимает более 2000 га македонской земли. И это не может не беспокоить Скопье.

албанцы, Сербия, !балканское, !политическое, !южноафриканское, сербы, Россия, цыгане Балкан, ЮАР, !этнографическое, Косово, Намибия, христианство, !российское, цыгане

Previous post Next post
Up