Dec 03, 2024 20:28
Совсем не то - Поэты.
Пока они живут,
Какие-то запреты
Всегда для них найдут.
Но долго жить прикажет
Затравленный Поэт -
На удивленье даже -
Снимается запрет!
Владимир Асмолов, «Поэты и Цари»
В очередном выпуске «Своей игры» задали вопрос: кто первым рассказал русским об открытии Америки? Ответ был правильным: Максим Грек (в миру Михаил Триво́лис)
Я такого товарища не знала, только иконописца Феофана Грека. Залезла в Википедию. А у него интересная биография!
Этнический грек. Состоятельные родители дали прекрасное образование. В 20 лет баллотировался в совет, но потерпел неудачу. Уехал в Италию для изучения языка и философии древних греков. Испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха и настоятеля монастыря во Флоренции Джироламо Савонаролы. После его казни уехал на Афон, где принял постриг. В 1515 великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но монахи ручались за него. В 1518 в Москву от патриарха Константинопольского прибыла делегация, однако принять благословение от патриарха русский митрополит отказался. Видимо, приезжие греки часто задавали вопрос, на каком основании русские митрополиты не едут в Константинополь на поставление, и это вызывало раздражение в московском обществе. В составе делегации прибыл и Максим Грек. Он неоднократно выражал недоумение отказом принимать в Москве митрополита от Константинополя. Русские пытались убедить учёного грека, говорили о каких-то патриарших актах, но самих документов никто предоставить не мог.
Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни, которая противоречила его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Иван Берсень-Беклемишев, Вассиан Патрикеев, Фёдор Жарено́й и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили всё русское духовенство на два непримиримых лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев (нестяжателей). Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства («стяжателей»), систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты (Курсив мой. - Р.).
Отношения Максима Грека с Патрикеевым, Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Поместный собор 1525 обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы. Отрицательное отношение Максима Грека к русской автокефалии также стало одним из пунктов обвинения.
Прославлен в лике преподобных на поместном соборе 1988. В 1996 начались археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма, где он был похоронен. Сейчас мощи находятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.
В 1552 Максим Грек использовал в письме выражение «святейшая Россия», что является одним из ранних вариантов употребления термина «Святая Русь». Дмитрий Лихачёв называл его «первым интеллигентом на Руси».
!этнографическое,
религия,
!политическое,
российская история,
!российское