Аниме учит хорошему

Mar 26, 2023 02:26


В защиту аниме
Андрей Данилов, политолог, работающий в Якутии
Монолог обыкновенного якутского школьника политолога

Пролог (перефразируя «Атаку Титанов»)
В первой четверти XXI века человечество было загнано за стены цензуры ужасными титанами депутатами. Никто не знал, как и откуда появились эти монстры депутаты, как они размножаются, особенно дети не знали. Но человечество знало одно, всех титанов депутатов объединяет - ненависть к людям.
В начале своего эссе хочу «пояснить», что создано оно исключительно благодаря графомании автора и не несет никакой враждебности к незащищенным социальным категориям - таким, как депутаты, сотрудники специальных служб, боги, верующие, животные и вообще ко всем, кто может быть обижен. Заранее приношу извинения особо обиженным личностям. Это всего лишь мнение, которое в 2023 могут неправильно понять, а также шутки моего специфического чувства юмора. Распространять это эссе вы можете бесплатно и повсеместно, главное чтобы «не во зло» - не в злых целях типа травли и прочего хейт спича языка ненависти. И предназначено это для взрослых и мыслящих людей старше 18 лет; если тебе меньше, закрой статью и иди делать уроки.

Засим начну. С аниме как с жанром, под которым подразумевается японская анимация, я познакомился ещё в нежном детском возрасте. Были это нетленный японский мультфильм «Летающий корабль-призрак», антивоенное аниме «Босоногий Ген» (возможно, отсюда мои взгляды на войну), далее были «Покемон», «Сейлормун». Это было тяжелые 1990-е. у нас в городе Вилюйске было целых 2 канала, где тогда ещё крутили аниме - оба федеральные, и один местный, работавший по пятницам, где были фильмы с «гнусавым» переводом и новости улуса. Позже я познакомился с творчеством Миядзаки Хаяо, который тоже оказал на меня большое влияние. Потом как-то это забросил и даже подкалывал анимешников. Будучи «малолетним совком», подчеркну, что делал это не зла, а дружески. По-настоящему много аниме я начал смотреть чуть более 10 лет назад и последние 8 лет особенно, но подсчет я не веду. Поэтому вполне могу считать себя человеком, разбирающимся в данном жанре, и имею право высказать мнение - не профессиональный кинокритик, конечно, но как потребитель.


Первым и весьма банальным выводом в стиле Капитана Очевидность будет то, что 80% аниме - это массовый «проходняк» с банальным, шаблонным сюжетом и рисовкой.
15% - это сезонные хайповые аниме: посмотрели да забыли (да, «Убийца Гоблинов? одна сцена и море хайпа? где второй сезон?).
5% - то, что можно пересматривать, и их вы найдёте в любом топе или тир-листе: такие, как шедевры рисовки облаков на фоне сюжета от Макото Синкая (автор который мне нравится) или «Евангелион» с «Тетрадью смерти». Конечно, можно спорить с этим разделением и поделить эти цифры на подкатегории, но это будет слишком долго и будет очень много букв.

Второй вывод, который покажется банальным ценителям японской анимации (далее анимешникам): аниме - это пропаганда дружбы, доброты, семьи, верности и любви, проще говоря, традиционных ценностей. Возьмите любой сёнен (аниме для мальчиков, где главный герой, превозмогая трудности, идёт к своей цели), и вы увидите: зачастую у героя есть или была семья, есть братья и сестры, есть друг и какой-либо талант, который он развивает (к примеру, управлять огромным роботом или контактировать с сущностью). И дальше это всё крутится вокруг этого, как и все произведения культуры, начиная от эпоса о Гильгамеше и мифов Древнего Египта. Если включить здравый смысл, то можно вспомнить, что сюжета не будет без конфликта, роста над собой, пересмотра ценностей, преодоления преград. В аниме, как и в любом приключенческом жанре, присутствуют драки, войны, специальная военная операция на территории Лондона силами рыцарей Ватикана против упырей-нацистов (Хеллсинг-Ова) и даже смерть в ходе всех этих действий.

Третий вывод, или скорее вопрос: «А зачем всё это надо японцам?». Ответ прост: воспитание подрастающего поколения. Аниме зародилось давно и, как и мультипликация в принципе, не как исключительно детский жанр. Оно носит воспитательный характер, как и любое искусство в любом обществе, в т. ч. в капиталистическом - а в нём, может, и специфично. Чтобы японец вырос трудолюбивым, любил семью и работал на её благо, нужно с детства его учить превозмогать все трудности стойко, лишний раз не меняя свои взгляды и место работы. Объяснил грубо, топорно - как могу.

Я не знаю, как точно обстоят дела в Японии сегодня, но судя по тому, что было ранее, экономический бум и выбор места работы на всю жизнь, а также выполнение своей работы на отлично (кайдзен - принципы менеджмента) обеспечивали не только черты т. н. «менталитета» японцев, но и воспитательный момент. Что греха таить, этот пресловутый момент был и есть в любом контенте - чего стоят «Дети против волшебников» (они пытались быть воспитательными). Или русские народные сказки, где зачастую царь - дурак, бояре - плохие, родственники не помогут, а могут сделать хуже, и придется выживать своим умом и смекалкой, что у главного их героя Ивана-дурачка получается так ловко, что вовсе он и не дурак, вопреки мнению окружающих. Вот и опираемся всей страной на хитрость, смекалку, ум. Поэтому видеть в аниме лишь какие-то негативные моменты архиглупо.

Четвертый вывод - есть аниме и «для взрослых». <...> Есть фансервис, есть гэги, с этим связанные и порицаемые в самом аниме, когда герои порицают друг друга за просмотр подобного или обвиняют в просмотре.

В Японии свои ограничения в распространении данной продукции, в РФ свои, но споры о грани между похабщиной да обнаженкой и допустимым контентом вечны, и везде подобный контент ограничен к доступу. Хотя при желании можно найти любой шокирующий контент, и этот контент, скорее всего, будет не в жанре анимации. Но если бороться с этим, то стоит вспомнить Аполлона на Большом театре и папу римского Павла IV и довести борьбу до абсурда.
<...>
Аниме уже не только японское явление, оно становится общеазиатским. В индустрии заняты работники из других стран, таких как Вьетнам, Южная Корея, Таиланд, КНР. КНР, к примеру, выпускает своё родное «дунхуа» и активно завоевывает рынок, и это не говоря уже о Hoyoverse и их мегапопулярной игре GenshinImpact, а также всем их играм в целом. <...>

Если же говорить про русскоговорящую аудиторию старше 30 лет, то многие помнят советско-японский проект «Приключения пингвиненка Лоло», а дети, выросшие в 1990-2000-е, вспомнят «Первый отряд». Поэтому думаю, что культура аниме не чужда и нашим согражданам, и говорить о её инородности и чуждости могут лишь совсем уж дремучие люди. Но это непринятие и незнание «глубинного» народа могут использовать обличенные властью господа, и сейчас объясню, для чего это и почему.

Для многих государств вождистского типа в период экономического кризиса, конфликтов, внешнеполитических и внутренних неурядиц необходим образ врага. Как и некоторым политическим силам разного толка. Используя родительские чувства и инстинкты, играя на них, недобросовестные политики делают себе карьеру как борцы за нравственность, будущее детей, сохранение детской психики и т. п. «благие» цели. При этом они разжигают ненависть к целому культурному явлению и социальной группе. Выставляя именно аниме корнем всех бед и зол, как это делали с телевизором, тамагочи, компьютерными играми и интернетом. Подменяя причину и следствие. В культуре отображается то, что происходит в жизни, а не наоборот, так как культура придумана человеком, а не наоборот. Несомненно, культура влияет на человека, и это не отрицается, но положительного влияния тут больше. Порой политики не замечают, с какой ненавистью, с каким бесчеловечным посылом выступают они, обсуждая текущую повестку на 03.2023. Неужели они считают, будто всеобщее общественное напряжение не передается тем же детям?

На мой взгляд, передается. В педагогическом вузе мы проходили педагогику и психологию, а сам я имею некоторый опыт в преподавании и могу сказать: семейное благополучие и благосостояние влияет на детей больше, чем пресловутые аниме, кино и сверстники вместе взятые. Как говорил классик, «Бытие определяет сознание». Язвы общественные, присущие капитализму, присущи и семье как ячейке общества. Обвинять лишь произведение в том, что человек поступил определенным образом, не изучив всех обстоятельств дела, некорректно. Воспитательный момент должен присутствовать со стороны не только родителей и образовательного учреждения, но также и государства, как регулятора данного процесса в образовательной сфере. Многое можно запретить, стигматизировать и повесить всё на культурный сегмент. Но это не решит проблему, если на гос. канале за наши налоги призывают использовать ядерное оружие, за наши же налоги с помощью Фонда Кино снимают откровенно антиисторичные фильмы и комедии, которые лучше вообще не показывать не только детям, но и вообще людям. Государство регулирует также среду, где живёт подрастающее поколение. Когда, выглядывая во двор, ребенок видит серые панельки, неубранный мусор или снег, а внизу толпа под веществами различного рода занимается невесть чем, то невольно задумываешься - а так ли плохо аниме? Так ли плохи игры? Я не призываю к эскапизму или «комплементации человечества», наоборот, жить нужно в реальном мире и менять его. Аниме зачастую учит этому: не бросать в беде товарищей, защищать слабых. И да, это не пионерские заповеди или постулаты юнармии, это базовые ценности дружбы, добра и справедливости, которые не чужды ни одной стране мира. Обвинять и запрещать аниме во всех бедах сродни тому, чтобы запретить топоры, молотки, кухонные ножи - это всего лишь инструменты, хотя иногда их и применяют преступники.
<...>
Вспомните движение хиппи и другие движения 1960-х. Сейчас это неотъемлемая часть человеческой общемировой культуры, хотя в то время консерваторы, ханжи и хайпожоры разгоняли мероприятия полицейскими дубинками и бульдозерами. Возможно, это и закалило, сформировало культуру тех годов.

Проводить параллели можно бесконечно, но аниме вошло прочно в современный мир, его смотрят уже не только дети, но и люди, которым далеко за 20 и у которых растут свои дети. На этом саёнара, товарищи!

!околокультурное, кино, !политическое, !российское, российская политика

Previous post Next post
Up