(no subject)

Apr 13, 2015 23:57

Тамбо́ра (индон. Tambora, Tomboro) - вулкан на индонезийском о. Сумбава, входящем в гряду Малых Зондских островов.

В 1812 Тамбора стал очень активным, эта активность продолжалась до 04.1815, пока не достигла своего максимума в виде грандиозного извержения, достигшего мощности в 7 баллов по шкале вулканических извержений VEI. При оценке объёма выброшенного материала (тефры) в 150-180 куб. км извержение стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества.

Взрыв вулкана был слышен на острове Суматра, расположенном в 2000 км к северо-западу от Тамборы. Вулканический пепел выпадал даже на таких удалённых островах, как Калимантан, Сулавеси, Ява, Молукки. Число погибших достигло 71 тыс. человек (самое большое количество погибших от извержения вулкана за всю историю человечества), из которых 11-12 тыс. погибли непосредственно от прямого воздействия извержения, остальные умерли от голода и болезней, т. к. эруптивные выпадения разрушили сельское хозяйство в местном регионе. В результате извержения была уничтожена культура жителей Сумбавы и вымер тамборский язык - возможно, самый западный из известных папуасских языков.


Извержение породило глобальные климатические аномалии, включая такой феномен, как «вулканическая зима»: 1816 стал известен как «год без лета» из-за небывало низких температур, которые установились в Европе и С. Америке. Необычайный холод привёл к катастрофическому неурожаю. Весной 1817 цены на зерно выросли в 10 раз, а среди населения разразился голод. Десятки тысяч европейцев, к тому же всё ещё страдавших от разрушений Наполеоновских войн, эмигрировали в Америку.

Катастрофическое извержение пришлось на период временной оккупации Индонезии Великобританией: британцы заняли эти территории в 1811, стремясь предотвратить их захват наполеоновской Францией, подчинившей к тому моменту Нидерланды. Поэтому важнейшими источниками сведений об извержении и его последствиях являются доклады и воспоминания сотрудников британской колониальной администрации, прежде всего её руководителя Томаса Стэмфорда Раффлза.

«Первые взрывы были слышны на этом острове вечером 5 апреля, - они были замечены в каждом квартале и продолжались с интервалами до следующего дня. Шум почти повсеместно отнесли, в первую очередь, к выстрелам далёких пушек, да так, что войска выступили из Джокьякарты в ожидании того, что на соседний пост совершено нападение, а вдоль побережья были направлены лодки в поисках возможного судна, терпящего бедствие».
(Мемуары Раффлза).

Во время моей поездки в западную часть острова, я проехал через почти всё Домпо и через значительную часть Бима. Ужасные условия, из-за которых число жителей сильно сократилось, шокируют. Лежащие на обочине дороги останки трупов, почти полностью опустевшие деревни и разрушенные дома, оставшиеся в живых рассеялись в поисках пищи.
...После извержения, жестокая диарея, которая унесла большое количество жизней, распространилась в Бима, Домпо и Сангире. Местными жителями предполагается, что она была вызвана питьевой водой, которая смешалась с пеплом; лошади тоже умирают в большом количестве с аналогичными симптомами».
(Лейтенант Филипс, по приказу Раффлза отправившийся на Сумбаву).

Тяжёлые пепельные облака рассеялись через 1-2 недели после извержения, но мельчайшие частицы пепла продолжали находиться в атмосфере на протяжении от нескольких месяцев до нескольких лет на высоте 10-30 км. Ветры распространили эти частицы по всему миру, создавая редкие оптические явления. Яркие закаты и длительные сумерки часто фиксировались в Лондоне, Англия, в период с 28.06-02.07 и с 03.09-07.10 1815. Свечение сумеречного неба возле горизонта обычно было оранжевым или красным и фиолетовым или розовым выше горизонта.

В результате извержения в стратосферу были выброшены огромные массы серы, которые вызвали глобальные климатические аномалии. Весной и летом 1815 в северо-восточной части США наблюдался постоянный сухой туман. Туман краснел на солнечном свете и затмевал его. Ни ветры, ни осадки не смогли разогнать этот «туман». Позднее он был идентифицирован как стратосферный сульфатный аэрозоль.

Летом 1816 страны Северного полушария сильно пострадали от экстремальных погодных условий, установившихся там. Средняя глобальная температура снизилась на 0,4-0,7 °C, этого достаточно, чтобы вызвать значительные проблемы в сельском хозяйстве по всему миру. В 06.1815 выпал снег. Такие условия держались в течение по крайней мере 3 месяцев, нанеся серьёзный урон сельскому хозяйству С. Америки. Канада также подверглась удару экстремальных холодов. В районе Квебека толщина снежного покрова достигла 30 см.

Такое резкое изменение климатических условий явилось причиной серьёзной эпидемии тифа в юго-восточной Европе и восточной части Средиземноморья между 1816 и 1819. Изменения климата вызвали нарушение устойчивости индийских муссонов, из-за чего погибла значительная часть урожая в этом регионе и возник массовый голод, а также появился новый штамм холеры в Бенгалии в 1816.

Много скота погибло в Новой Англии зимой 1816-17. Низкие температуры и проливные дожди привели к неурожаю в Соединённом королевстве. Тяжёлая ситуация сложилась и в Германии, где цены на продукты питания резко возросли. Из-за неясной для людей причины неурожая во многих городах Европы прошли демонстрации, которые затем переросли в беспорядки. Это был сильнейший голод в XIX в.

***
В журнале GEO от 04.2015 рассказано и об этом явлении. Оказывается, последствия извержения были весьма длительными. Вода в Бенгальском заливе, где жил холерный вибрион, похолодала, и бедный микроб был вынужден мутировать, чтобы приспособиться и выжить. Он-то приспособился, а люди - нет. Больные и голодные индийцы ломанулись из долины Ганга, разнося холеру. У них эстафету подхватили английские солодаты, принесшие её в Непал и Афганистан, а затем - в Каспийское море. Оттуда холера пошла вверх по Волге (помните «холерные бунты» в России?), перешла в Балтийское море и покорила всю Европу, где в трущобах в грязи и тесноте жили сотни тысяч голодных людей. И тут-то зараза порезвилась на славу! Среди её жертв оказался даже Гегель. И, не задерживаясь в Старом Свете, холера отправилась покорять Америку.

Европейцы опять были готовы взбунтоваться. Конечно, проще всего было подавить беспорядки силой оружия. Но умные люди поняли, что это паллиатив. Самым умным оказался король маленького немецкого государства Вюртемберг. Он создал гос. структуру, которая занималась научной организацией сельского хозяйства. Другие правительства начали строительство водопровода и канализации, создавали системы социальной поддержки.

Кстати, извержение способствовало и научно-техническому прогрессу. Лошади массово гибли, а выжившие забирались в армию. И тут вспомнили про велосипед, вернее, его примитивный прототип, который раньше был никому не интересен...

Вики утверждает: «В 1817 немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега». Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной».
GEO выдаёт другую версию: «Лесничий Карл Драйс уже давно разрабатывал оригинальной транспортное средство с 2 колёсами, соединёнными рамой, и с рулём спереди. Но современники не видели особого смысла в диковинном изобретении лесничего - повозки на лошадиной тяге казались им намного практичнее».

Другую версию журнал даёт и про всемирное похолодание - на 1-2 градуса в среднем по больнице и на 5-10 - в отдельных местах.

наука, !политическое, история

Previous post Next post
Up