Оригинал взят в
Русское влияние на французскую моду. Рассказывает Александр Васильев Анна Павлова
Французская мода захватила власть в Европе лишь начиная с XVII в. Однако тут не обошлась без иноземных влияний.
Например, при Людовике XIV в моду вошли галстуки - cravate, само французское название которых говорит об их хорватском происхождении. Дело в том, что в 1635 после победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской в награду за свое мужество и проявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки.
Хорватский воин
Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно - всей Европы.
Также длинные мужские брюки - панталоны - обязаны своим именем герою итальянской комедии дель Арте Панталоне.
Персонажи комедии дель Арте.
А мужской кафтан и камзол появились во Франции XVII в. явно из оттоманской Турции.
Султан Сулейман
Если говорить о русском влиянии на французскую моду, то тут все началось с века Просвещения.
Последствием визита Петра Великого во Францию было появление во французской моде коричневого петровского камзола, в котором приезжал далекий царь. Короткий парик Петра и его меховая шапка оставались во французской моде на протяжении всего XVIII в., с ними никогда не расставался философ Жан-Жак Руссо.
Жан-Жак Руссо
Война 1812, Бородино, пожар Москвы и взятие Парижа русскими войсками на модниках того времени сказались своеобразно. Пораженные видом русских казаков с саблями, длинными усами и в высоких сапогах, а главное - в невиданных шароварах, парижские денди впервые в истории моды надели длинные и широкие мужские брюки «a la cosack».
Мужчины носили ремни из русской кожи, дамы - «русские» меховые шляпы-токи и широкие салопы с длинными, подбитыми мехом рукавами «а-ля бояр».
Первая пол. XIX в. - эпоха шалей. Именно их вынес с Востока одним из главных своих трофеев молодой Бонапарт во время египетской кампании 1799. Начиная с 1806, русская помещица Надежда Мерлина, а вслед за нею саратовский помещик Колокольцов и воронежская помещица Елисеева начинают производство шалей в России. Благодаря виртуозной работе крестьянок русские шали стоят особняком в моде того времени. (
Подробнее о моде на шали здесь.)
В 1857 при дворе императора Наполеона III и его жены испанки Евгении де Монтихо открывается первый в Париже Дом моды, основателями которого были швед Боберг и англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Изделия от Ворта были в высшей степени оригинальными. После Крымской войны он вводит в моду «малаховский» кринолин. Эти кринолины пришли в моду во время Крымской войны 1855-56. Тогда была битва на Малаховом кургане, и это выразилось в моде на очень высокий и широкий кринолин.
Женская блуза 1880
Успех Парижской моды в Петербурге заставляет пуститься в долгий путь на Восток французских модисток. В 1860-70-е в Петербурге, в частности, работает француженка Мари Нуар и популярен Дом моды Августа Бризака. В начале ХХ столетия открывает в Санкт-Петербурге свой модный дом и русская ученица известного французского модельера Исидора Пакена - Анна Григорьевна Гиндус. В конце XIX и начале XX века в парижских домах мод постоянно заказывали свои туалеты русские дамы. Особенной популярностью пользовались среди них модели Дреколь, Дойе, Дусе, Пакен, сестер Калло, упомянутого Ворта и Поля Пуаре.
Жак Барбье. У Пуаре. Обложка журнала Les Modes. Апрель 1912.
Именно Пуаре под влиянием русских балетных сезонов Сергея Дягилева создает в 1910-14 новые коллекции женских платьев, реформирует женский силуэт и вводит моду на высокую талию без корсета, турецкую юбку-шаровары, чалму с эгретами и абажурообразные юбки. Артистическое и балетное дарование Вацлава Нижинского, Иды Рубинштейн, Анны Павловой, Тамары Карсавиной и других замечательных танцовщиков, одетых в костюмы Александра Бенуа и Льва Бакста и танцевавших среди их же декораций, захватили избалованную парижскую публику и принесли коммерческий успех Пуаре.
В 1911 вместе с женой Дениз и группой манекенщиц Пуаре прибыл на своем автомобиле в Россию. Он был в восторге от народных русских костюмов - сарафанов, кокошников, косовороток, кичек, шалей и платков и привез их в Париж в изрядном количестве. Вдохновленный цветами и орнаментами этих русских изделий, Пуаре в 1912 создает первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань».
Платье Пуаре 1911
Огромное влияние на качество показа парижских мод оказало появление русских манекенщиц. Молодые эмигрантки, красавицы, прекрасно воспитанные аристократки часто работали со знаменитыми домами мод - Chanel, Hermes, Patou и другие.
Чета Юсуповых, Париж, 1923
Модный дом «Ирфе» принадлежал князю Феликсу Юсупову и его жене Ирине. Дом «Китмир» специализировался на модных в 1920-х вышивках и принадлежал великой княгине Марии Павловне Романовой.
Кокошник, 1923
Число русских портных, вышивальщиц и шляпниц в Париже было вообще огромно. Все эти люди своим трудом, вкусом и талантом, несомненно, повлияли на общий уровень французского искусства моды. Неслучайно, что на международной выставке декоративных искусств 1925 в Париже привезенные из Москвы модели льняных платьев с русскими мотивами работы Надежды Ламановой имели большой успех и получили несколько призов.
Сестры Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях по мотивам народного костюма от Ламановой
Железный занавес 1930-х и Вторая мировая война надолго затормозили русское влияние в моде. Лишь с к. 1960-х Ив Сен-Лоран загорается русской темой, увлеченный одеждами русских рынд, боярскими меховыми шапками, вышивками и набивными павловскими платками. С тех пор дома «Феро», «Диор», «Карден», «Кензо», «Соня Рикель» время от времени на протяжении всех 1970-х использовали в своих работах русские силуэты, шапки, меха и цветовые сочетания для вечерних и зимних одежд.
Платья Yves Saint Laurent 1976-77 Платье Yves Saint Laurent 1974
Знаменитому французскому кутюрье Жан-Полю Готье пришло в голову сделать зимний сезон 1986-87 в Париже «русским». Зима того года во Франции как раз выдалась по-русски морозной. Парижские магазины наполнились русскими меховыми манто, муфтами, пальто с каракулевыми воротниками, ватными телогрейками, ушанками, комбинезонами сварщиков, шароварами ткачих... Все эти наяды от Жан-Поля Готье были вдохновлены идеями прозодежды времен Варвары Степановой и Любови Поповой, русским конструктивизмом.
Небывалый успех Готье воодушевил многих. Другой известный французский модельер, Тьерри Мюглер, приготовил коллекцию женских платьев, навеянных очертаниями френча Маленкова, и украсил ее золотыми геройскими звездами. Даниэль Эштер увлекся темой «Доктора Живаго». Итальянский дизайнер Энрико Ковери заполнил магазины Милана и Флоренции габардиновыми пальто в духе фильма «Сердца четырех».
Этот новый всплеск к русской стилистике вспыхнул с прекращением холодной войны, он был связан с поразившей весь мир перестройкой. И, можно сказать, что этот интерес с большой или меньшей интенсивностью проявляется в западной моде, и в парижской в частности, до сих пор.
Текст
Александра Васильева. Подбор фото мой.