Белорусские мидии11.08.2014
Запрет на ввоз пищевых продуктов в Россию и анекдоты об иностранной еде
Почти неделя прошла с тех пор, как в России было объявлено об ограничениях на поставку пищевых продуктов из ряда западных стран. Этого времени хватило на формирование цикла «продуктовых» анекдотов, который уже начал входить в городской фольклор. Как можно одним волевым решением вызвать взрыв творческой активности горожан, рассказывает ведущий специалист по современному российскому политическому анекдоту Александра Архипова. Она - доцент Центра типологии и семиотики РГГУ, старший научный сотрудник Школы актуальных исследований РАНХиГС, кандидат филологических наук Александра Сергеевна Архипова - автор более 100 работ по фольклористике и культурной антропологии, в т. ч. книг «Анекдоты о Сталине: тексты, комментарии, исследования», «Штирлиц шел по коридору: как мы придумываем анекдоты», один из составителей сборника «Фетиш и табу: Антропология денег в России» и «Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве».
06.08.2014 появилась первая информация о запрете на ряд иностранных пищевых продуктов стран ЕС, а также США, Канады, Австралии и Норвегии. По мере того, как новости подтверждались, а специалисты их комментировали, в России в лучших советских традициях успел оперативно сложиться анекдотно-продуктовый эпос.
- А что у нас на ужин?
- Черт, достали уже своей политикой!
Сейчас есть два основных резервуара, в которых «варится» современный анекдот: «анекдотособирательные сайты» вроде
«Анекдоты из России» (anekdot.ru) и социальные сети. Однако просто публикацией в сети или устным исполнением на публике сделать любой текст анекдотом невозможно. Чтобы забавная история стала анекдотом многое должно сойтись: остроумие, актуальность, неожиданность развязки... Только при таких условиях он начинает «размножаться», то есть передаваться дальше. Но в этих 2 «резервуарах» совершенно разная динамика цитирования: на сайтах анекдоты «складируются», а в соцсетях «размножаются».
«Анекдотособирательные сайты» похожи на иноформационные инкубаторы. В отличие от них, копирование текстов в социальных сетях максимально приближено (насколько это возможно) к модели устной коммуникации.
Если мы сравним «продуктовые» анекдоты, собранные через Facebook и (или) в устном пересказе с опубликованными на таких инкубаторных сайтах, то мы заметим существенную разницу. Сейчас именно соцсети несут основную нагрузку в распространении анекдотов, аналогичную традиционной устной передаче. «Креативный класс», являющийся автором большинства продуктовых шуток (вербальных или визуальных), в основном делится ими через Facebook, Twitter и с удовольствием дает советы европейским странам-производителям:
ЕС нужно менять визовые анкеты для русских. Перечень целей заграничной поездки («бизнес», «туризм», «учеба», «лечение») надо дополнить пунктом «просто, чтобы пожрать».
Шутки, порожденные «партией камамбера и тирамису» - в основном горькая ирония по отношению к самим себе. Хотя большое число жителей России (согласно спешно произведенным опросам) поддерживают спецсанкции президента, шуток, которые бы выражали поддержку этим мерам, пока не слышно. Только в 1 тексте (отметим, что как раз он популярен на сайтах вроде «Анекдоты из России», но не в Facebook) слышна злорадная нотка по поводу заявления польских поставщиков фруктов (мол, переживем!).
Радиопередача: Владимир из Москвы просит поставить для польских радиослушателей песню «Яблоки на снегу».
Самый удачный на сегодняшний момент анекдот появился почти сразу после появления «пищевого указа», 7 августа:
Граждане, употребляющие в пищу иностранные продукты, должны будут регистрироваться как иностранные пищевые агенты.
Не самый удачный, но самый популярный текст такой:
Обама выразил удовлетворение тем фактом, что Путин присоединился к санкциям против России.
Пока это наиболее значимый тренд в создании анекдотов на пищевую тему. Спонтанных шуток подобного типа возникло уже великое множество.
Путин решил показать, что он настоящий западный лидер и тоже ввел санкции против России.
Россия прислушалась к голосу международного сообщества и присоединилась к антироссийским санкциям.
Бурно обсуждаемый вопрос о возможности реэкспорта запрещенных продуктов через Белоруссию породил такой текст. Далеко не шедевр, но очень популярен в сетях:
Москва. Продуктовый магазин.
- Мидии есть?
- Есть.
- Господи, но откуда, их нигде же нет.
- Белорусские.
- Но в Белорус...
- БЕЛОРУССКИЕ.
- Понял, 15 белорусских мидий.
В центре Москвы спрашивают: Где находится ближайший хороший рыбный ресторан?
Ответ: В Минске.
Параллельно с появлением новых шуток происходит и обратный процесс: актуализация старых, проверенных сюжетов. Русская традиция вытаскивает из своих запасников все анекдоты как-то связанные с едой и пытается приноровить их к действительности. Вот, например, практически не измененные с советских времен анекдоты:
2002 год. - Алло, ФСБ? - Да. - Мой сосед ест! - Ну и что? - Так он ест черную икру! - Ну и что? - Так он ест ее ведрами! - Выезжаем.
2008 год. - Алло, ФСБ? - Да. - Мой сосед ест! - Ну и что? - Так он ест черную икру! - Выезжаем.
2014 год. - Алло, ФСБ? - Да. - Мой сосед ест! - Выезжаем.
Остроумцы не обошли и тему цензуры:
За фотографии иностранной еды Роскомнадзор будет блокировать аккаунты в Instagram.
Среди всех возможных продуктовых шуток основной удар приходится на потерю французских или итальянских сыров:
Не случайно, что тема французской и итальянской еды всплывает так часто - она ассоциируется у нас с чем-то изысканным и красивым. Прощаясь с ней, мы прощаемся с приятной жизнью.
Раньше в случае дефицита население скупало соль, сахар и спички. Теперь скупает французские вина, хамон и пармезан.
Путин принял страну с пармезаном, а оставил без пошехонского.
Последняя незамысловатая шутка отсылает нас к известной, правда, искаженной фразе Исаака Дойчера (приписываемой порой У. Черчиллю).
Среди немудреных анекдотов на тему пармезана шедевром кажется распространенная в Twitter шутка за авторством
Ивана Давыдова:
Был расстрелян партизан,
через границу несший пармезан.
Хотя большинство появляющихся текстов - это прозаические короткие анекдоты, есть и необычная форма - двустишие с точной смежной рифмой.
Кто сожрет полтонны репы,
тот узрит духовны скрепы.
Сегодня жрешь ты пармезан,
а завтра едешь в Магадан.
Но на просторах Рунета стали появляться и подзабытые формы, например, частушки:
Мой миленок от тоски
Ночью нюхает носки,
Проклинает санкции -
Хочет сыр из Франции.
Кроме всенародного «плача по пармезану», не утихают стоны и по другим сырам:
- У вас есть сыр ДорБлю?
- А что это?
- Это сыр с плесенью.
- Нет, сыра нет, но есть селедка ДорБлю и сосиски ДорБлю.
А стонущая по моцарелле «пятая колонна» обыграла в следующем стишке вечный лозунг времен НЭПа «Ешь ананасы, рябчиков жуй, // День твой последний приходит, буржуй»:
Слышатся стоны
От пятой колонны:
«Где моцарелла?»
«Где маскарпоне?»
Хватит скулить,
Бездуховный буржуй!
Ешь наш российский
Плавленый... сыр!
Пикет в Санкт-Петербурге, 09.08.2014. Те, кто мечтают о возвращении величия СССР, тоже сочиняют «продуктовые вирши» и используют фольклор в этой войне.
Не остались в стороне и украинские коллеги. Вот текст из Киева:
Русский:
- А у нас в квартире газ, а у вас?
Украинец:
- А у нас есть что пожрать...
Русский:
- Млять...
Поток санкций и антисанкций, в котором мы живем, уже стал постоянной мишенью для анекдотов. Ничего другого по отношению к происходящим вокруг событиям мы, увы, сделать не можем. Единственный же выбор, который нам остается, описан следующим образом:
Москвичи сами выберут себе санкции при помощи приложения «Активный гражданин».
Оригинал взят в
В эти дни все, кому не лень, цитируют анекдот...про мидии из Белоруссии...
Анекдот, говорите? Знакомьтесь: белорусские мидии!
http://www.anekdot.ru/an/an1408/j140810.html#6 История дня по итогам голосования за 10 августа 2014http://www.anekdot.ru/an/an1408/o140810.html#5К «отечественным производителям» у нас принято примешивать весьма изрядную долю фасовщиков, у которых отечественного в товаре только этикетка, и то не всегда. Происходит обычно так: в Турции, Польше, Индии или еще где закупается зеленый горошек, огурцы, помидоры и тому подобная снедь. Далее на китайском оборудовании в Подмосковье гастарбайтеры из Узбекистана и Таджикистана фасуют товар в упаковку, завезенную из Германии или Голландии, наклеивают этикетку, напечатанную в Финляндии, и отправляют товар в «Перекресток» или «Дикси». На упаковке гордо значится: производитель - ООО «Золотая нива», село Раздольное, Ставропольский край, Российская Федерация. «Отечественный производитель» под это дело выбивает льготы и субсидии на поддержку встающего с колен российского бизнеса.
Анекдот дня по итогам голосования за 09 августа 2014http://www.anekdot.ru/an/an1408/j140809.html#39ТУРЫ СВОБОДЫ В БЕЛОРУССИЮ. В программе - покупка европейской жрачки, курение сигарет на глазах милиционеров, сквернословие и сеансы доступа к WiFi без паспорта.
***
Последний анекдот вызывает энергичные возражения.