Оригинал взят у
wolf_kitses в
Предложу поведенческое правило, как неспециалисту отделить сообщение знаний по некой теме от пропаганды.
Если ты помнишь, что именно тебе рассказывают (исходные предпосылки, содержание проблемы, доводы за и против разных решений и пр.) чётче окончательного вывода, которое из них правильно, - то тебя просвещают, честно стараясь донести, что сообщающий знает, в чём разбирается и пр. (или считает, что знает и разбирается).
А если наоборот: «кто плохой» помнишь чётко, а чем плох/хорош и почему - нет, то тебя агитируют. Заражают эмоциями, подсовывают вместо знания рационализации этих эмоций у адресанта.
Со школьных лет пользуюсь, и вроде работает против любой пропаганды - и милой, и немилой мне лично.