«Он был источником силы для меня». Одиночество
В 07.1963 тайная полиция захватила штаб-квартиру «Умконто ве сизве» - ферму Лилислиф в Ривонии близ Йоханнесбурга.
На скамье подсудимых было 11 человек ((Нельсон Мандела, Уолтер Сисулу, Гован Мбеки, Ахмед Катрада и др.).
Мандела: «Коммунисты многие десятилетия были единственной политической группой, готовой вести диалог с африканцами и бороться за политические права. Поэтому и в наши дни для многих африканцев понятия «свобода» и «коммунизм» являются синонимами. Эту убеждённость поддерживает законодательство, клеймящее как коммунистов всех сторонников демократической формы правления и освобождения чёрных. Но это совсем не значит, что мы являемся коммунистами» - отметил Мандела, считавший себя прежде всего африканским патриотом. Он с должным уважением относился к политическим порядкам Великобритании, равно как и к американским: «Я должен быть свободным, чтобы решать - что лучшее можно взять от Запада и что - от Востока». Хартия свободы АНК содержит на этот счёт соответствующие положения: «В ней не говорится о создании социалистического государства. Там есть требование о перераспределении, но не о национализации. Хартия предусматривает национализацию горнорудных предприятий, банков и монопольной промышленности, т. к. все крупные монополии находятся в руках 1 расы. Согласно Хартии Свободы, такая национализация совершилась бы в экономике, основанной на принципах частного предпринимательства. Осуществление Хартии открыло бы новые возможности для развития благосостояния всех слоёв африканского населения, включая средние. АНК ни разу за всю историю не вступал за революционное изменение хозяйственной структуры страны, никогда не предавал анафеме капиталистическое общество. Прежде всего мы должны получить политические права, однако это вызывает протест белых людей из-за возможности демократизации. Но такая боязнь не должна стать помехой единственно возможному решению, гарантирующему гармонию и свободу для всех. Неверно утверждать, что предоставление всему населению избирательного права приведёт к единовластию 1 расы. Политический водораздел, основанный на цвете кожи, является искусственным. Его ликвидация приведёт только к устранению господства 1 группы над другой. Вот уже полвека АНК борется с расизмом. Победив, он не изменит этой политики».
12.06.1964 Манделу и 7 других заключённых (Так в тексте. - Р.) приговорили к пожизненному заключению.
Винни Манделе запрещали появляться в суде в традиционной одежде. Власти хотели, чтобы чёрные обращались к своей культуре только по желанию белых.
Аллэн Пэйтон произнёс заключительную речь.
Словами национального гимна «Боже, защити Африку» люди проводили своих руководителей в тюрьму.
Мандела и его соратники стремились не допустить того, что было в 1976.
Зени было тогда 4 года, а Зиндзи - 10 мес.
В молодые годы Винни Мандела была просто копией, отражением Нельсона, до известной степени лишённой индивидуальности.
Женщина ещё должна противостоять мужской гегемонии, проявляющейся в более сложных формах, чем у других народов.
Винни Манделу постоянно обвиняли в любовных связях, в т. ч. с каждым из адвокатов - белым, чёрным или индусом.
Винни: «Белые принесли терроризм на нашу землю. Ведь они тоже вели борьбу и считали её честной. Совершая акты саботажа против англичан, они, конечно, не называл это терроризмом! (Так в тексте. - Р.) Первый акт терроризма они совершили тогда, когда убили наших дедов, отняв у них землю. Мы сами пользовались копьём и щитом при урегулировании наших мелких споров до того, как белые пришли в нашу страну. Но сейчас наша борьба является делом чести, так же как и борьба, которую вели когда-то белые поселенцы».
«Всё, что делается без участия наших руководителей, не имеет значения и является напрасной тратой времени».
«Неслыханное безобразие - в обмен на «балканизацию» нашей страны они предлагают нам свои розовые ягодицы. Пусть они остаются у них. Нам нужны не ягодицы, а равные политические права».
«Южная Африка должна быть социалистическим государством, только при этом условии мы сможем решить проблему голода».
«Белые каждого чёрного считают коммунистом, коммунизм вселяет в них ужас. В настоящее время нам безразлично, кто помогает свергнуть угнетение».
«Миссионеры проповедовали, что дань уважения, оказываемая предкам, носит атеистический характер. Миссионеры хотели разрушить сердцевину личности - культуру чёрных. Своими утверждениями об отсталом, примитивном, варварском характере того, что чёрные ценят, они их оскорбили».
«Особенно жестоки региональные суды - обвиняемый не имеет там никаких шансов. Даже если закон не содержит предписаний, решения этих судов носят откровенно расистский характер. Если судьи решат, что ты виновен, ты им и будешь, не поможет даже самый хороший адвокат.
В «верховных судах» судьи по крайней мере придерживаются закона и готовы выслушать объяснения и заявления. Но закон не предусматривает пересмотра принятого решения. Об оправдании, т. о., не может быть и речи».
Винни Манделе как «запрещённому лицу» нельзя заходить в школьное здание. Детей немедленно отстраняли от учёбы, как только разбирались, кто они такие. На человека, который водил бы их в школу, немедленно заводилось дело в Центральном управлении полиции безопасности.
Места работы Винни Мандела теряла бессчётное число раз. В конце первой рабочей недели её, как правило, увольняли. Почти к каждому работодателю приходили сотрудники полиции безопасности.
Формулировка обвинения: «Портит молодёжь страны».
«Есть такая степень унижений, при которой тот, кого унижают, протестует изо всех сил». В тюрьме
Африканеры просто одержимы в вопросе о языке. Если ты не говоришь на их языке, они думают, что ты их презираешь. Они не могут преодолеть комплекса неполноценности по отношению к южноафриканцам, говорящим на английском языке. Англосаксы - так полагает африканер - отняли у него землю, потому что презирали его. Может быть, вопрос о земле играет здесь меньшую роль, чем то, что в глазах африканеров презрение южноафриканцев английского происхождения объясняется чувством их превосходства. Всё, что делают африканеры, вся их политика, отношение к другим определяется желанием доказать - мы на равных с южноафриканцами родом из Англии. И как ты, чёрный, смеешь подойти и посметь презирать его, африканера, говоря на языке людей, которых он считает своими поработителями! Как только чёрный обратится к африканеру со словами на английском языке, лицо его багровеет. Тем более, если это происходит в тюрьме. Надзирательницы не знают ни слова по-английски, они даже не в состоянии, как Винни Мандела заметила, правильно выговорить приветствие на этом языке. А какой чёрный говорит на африкаанс, даже если знает его? Возможности общения сводятся в тюрьме, т. о., до нуля, т. к. нет общей основы для понимания. Ситуация действительно безнадёжная.
«Возможность диалога окончательно закрыта»
Винни Мандела: «Я получила письмо от одного белого полицейского, не просто белого, а бура по национальности. Во время восстания в Соуэто он был очевидцем происходившего. По его словам, рассудок отказывался воспринимать тот факт, что стреляли в детей. Приказ так и гласил: «Каждый выстрел должен быть смертельным». Но сам он не сделал ни единого выстрела. Как мне показалось, политическая обстановка в стране обусловила глубокий конфликт этого человека с самим собой - он отпрыск сугубо консервативных родителей, которые отвергли бы его, если бы ведали, что накопилось в душе их сына. Позднее он несколько раз приходил ко мне, пробираясь всегда только под покровом темноты, и ставил свою машину далеко от дома. Мы беседовали, спорили. Однажды он попросил у меня на время книгу Нельсона «Борьба - моя жизнь». В другой раз он рассказал мне о белом фермере, который забил до смерти своего работника за одно только подозрение, что он что-то взял без спроса. Голос его дрожал, когда он говорил об этом. И говорил об этом мне, жене Нельсона Манделы, белый полицейский-африканер! Мне, «чёрной террористке»!
Имелись враги, которые хотели подорвать согласие в АНК, утверждая, что в организации верховодят белые и коммунисты, что Конгресс демократов - подпольная организация компартии, которая якобы держит под контролем деятельность других политических организаций.
«Как же мы могли разъяснить этим людям, что нашим белым соратникам легче подступиться к определённым учреждениям? Мы нуждались в них. Масса людей, простой народ, не располагает денежными средствами. Наши белые соратники были в состоянии организовать сбор средств на международном уровне. Делать из этого вывод, что белые захватили власть в АНК, означает распространять злостную выдумку. Но АНК не мог даже вообразить ситуацию, при которой мы смогли бы отстранить белых. Белый человек существует, его наличие является реальностью, и мы выставили бы себя на посмешище, если бы вели себя так, будто его нет».
Англиканская церковь, возглавляемая Туту, Совет церквей ЮАР или католическая церковь участвуют в политической борьбе.
«Мы не можем сейчас думать о защите прав белого меньшинства. О белых в нашей стране в настоящее время надо заботиться в последнюю очередь. Белые, конечно же, хотят сохранить свою собственность, свою культуру, ибо полагают, что все прочие - не люди».
«С ним ушла частица моей души». Посещения тюрем на острове Роббен и в Полсмооре
Остров Роббен - самая надёжная тюрьма мира. Ещё ни 1 узнику не удавалось бежать.
Зени - единственная, кому позволено в тюрьме обнимать отца. Как супруга члена королевской семьи Свазиленда, она имеет дипломатический статус и обладает правом на посещения с «личным контактом».
Нельсон мог быть 1 из крупнейших психологов, писателем.
Уолтер Сисулу, бывший генсек АНК, получил звание почётного доктора Института Африки АН СССР.
Преследования, ссылки, аресты
1) 09.1958 - арест за участие в демонстрации.
2) 28.01.1961 - «запрет» на 2 года за нарушение Закона о подавлении коммунизма.
3) 06.11.1963 - арест за участие в собрании, оправдание.
4) 1965 - срок «запрета» продлён на 5 лет.
5) 1966 - нарушила правила посещения заключённых на острове Роббен - поехала не поездом, а самолётом.
6) 04.1967 - нарушила условия «запрета»: не назвала полицейскому своего имени и адреса.12 мес. тюрьмы с отсрочкой в 3 года (просидела 4 дня).
7) 04.1967 - обвинение в оказании сопротивления полиции, оправдание.
8) 05.1969 - арест (с 22 другими людьми) за нарушение Закона о подавлении коммунизма, в 02.1970 - оправдание.
9) 02.1970 - арест за нарушение ст. 6 Закона о терроризме; 7 месяцев провела в одиночном заключении в Центральной тюрьме в Претории; оправдана в 09.1970.
На 2 нед. освобождена от «запрета».
10) 09.1970 - срок «запрета» продлён на 5 лет, добавлен домашний арест.
11)10.1970 - нарушила условия «запрета».
12) 02.1971 - нарушение «запрета» и 6 мес. тюрьмы с отсрочкой на 3 г. После обжалования - отмена.
13) 1971 - нарушение «запрета» и 12 мес. тюрьмы с отсрочкой на 3 г. После обжалования - отмена.
14) 02.1973 - нарушение «запрета» и 12 мес. тюрьмы с отсрочкой на 3 г.
15) 10.1974 - после обжалования срок сократили до 6 мес., проведённых в Кроонстадской тюрьме. Освобождена 12.04.1975.
16) 10.1975 - истекает 3-й срок «запрета», 10 мес. «свободы».
17) 12.08.1976 - арест за нарушение ст. 6 Закона о внутренней безопасности. Содержалась в заключении в «Форте» в Йоханнесбурге до 12.1976.
18) 05.1977 - ссылка в Брандфорт (Оранжевое свободное государство).
20) 1977-79 - почти ежедневные аресты за нарушение «запрета».
21) 08.1978 - уголовное дело по обвинению в подстрекательстве к восстанию в Соуэто; оправдание, материальная компенсация за дискредитацию личности.
22) 1980 - обвинение в нападении на полицию, оправдание.
23) 05.1980 - нарушение «запрета»; судебное решение отложено.
24) 198- «запрет» продлён на 5 лет.
25) 1980-85 - многократные обвинения в связи с нарушениями «запрета»
Справка
Зиндзи - младшая дочь Винни. В 1977 ей было 16 лет. Зенани - старшая, вышла за Музи Дламини, сына Собхузы, короля Свазиленда.
Епископ Монас Бутелези - президент Южноафриканского совета церквей
Мэри Бенсон - писательница, друг семьи Мандела. Выслана из Южной Африки. С 1966 живёт в Лондоне. 1980 - книга о Н. Манделе
Элен Сузман - депутат парламента ЮАР с 1952. В 1961-74 - единственный представитель Прогрессивной федеральной партии. Активно выступает против некоторых аспектов апартеида.
Собукве - 1 из политзаключённых, отбывавших наказание на острове Роббен.
Исмаил Айюб и Джордж Бико - адвокаты, на протяжении многих лет представлявшие семью Мандела.
Университет Форт-Хейр до недавнего времени был единственным университетом Южной Африки, предназначенным для обучения африканцев.
Лилиан Нгои - 1 из руководительниц освободительной борьбы чёрных. С 1952 - организатор женского движения в рамках АНК. 1 из соратниц Манделы.
Элен Джозеф - ветеран борьбы против апартеида. 1 из основательниц Федерации женщин всех рас. Входила в оргкомитет по созыву конгресса в Клиптауне в 1955, когда приняли Хартию свободы. Была обвинена на «процессе о государственной измене» в 1956-61. Поддерживала дружеские отношения с Манделой. Несколько раз сидела.
Хилда Бернштейн - писательница и художница, жена Лайонеля Бернштейна, одного из немногих белых, обвиняемых на процессе 1956-61 и на Ривонийском процессе в 1964, на котором лишь ему вынесли оправдательный приговор.
Рут Фёрст - видная деятельница АНК, издательница 2 коммунистических журналов. Жена Джо Слово, адвоката.
Брам Фишер - выходец из почтенной семьи африканеров, блестящий адвокат, член ЮАКП до её запрета в 1950. Один из адвокатов в процессе о «государственной измене» 1956-61. На Ривонийском процессе в 1964 добился невынесения смертного приговора. Позднее был на нелегальном положении. Приговорён к пожизненному заключению. В 1975 умер от рака.
Дэннис Голдберг - 1 из белых обвиняемых на Ривонийском процессе, приговорён к пожизненному заключению, освобождён в 1985.
Бейерс Нодие - 1 из виднейших, получивших международное признание, критиков апартеида из числа белых южноафриканцев.
Кгато - сын Нельсона от первого брака.
Петер Магубане - запрещённое лицо.
БПА - Black parents assotiation
УНИСА - заочный университет в Претории.
Мои впечатления
Первое. В глаза бросается неадекватное восприятие Винни Манделой буров. Несколько утрируя, можно сказать, что это напоминает человека, который много говорит о жидо-масонском заговоре, еврейском засилье, сионофашизме, а в ответ на ожидаемое обвинение в антисемитизме произносит сакраментальную фразу «Я не антисемит, у меня есть друзья-евреи». Так и хочется его спросить - а что, к ним ты тоже предъявляешь те же претензии, что к евреям ан масс? Нет ответа...
Если бы общение Винни с бурами ограничивалось полицией, тюрьмой и судом, то её негативное отношение этому народу было бы по-человечески понятно - не скажу «оправдано», потому что она противоречит принципам интернационализма, официально провозглашаемых АНК и персонально ейным мужем.
Но после прочтения прямо-таки слезоточивой опупеи её общения с семьёй де Ваалей встаёт резонный вопрос - неужели оно не вызвало сильных положительных эмоций, которые бы изменили ей отношение, вызванное эмоциями отрицательными? Если это так, то возникает вопрос о психической нормальности Винни. Нет, я не говорю, что она шизофреничка, но вот на психопатку она смахивает.
«Возможность диалога окончательно закрыта» - гласит название главы. Я не буду говорить, что дальнейший ход истории показал всю несостоятельность этого мнения. Но она-то вела диалог с молодым полицейским-африканером, и ничего - никто из них не растаял? В общем, получаются взаимоисключающие параграфы.
То же касается и африкаанса. В начале она говорит, что в Брандфорте чёрные говорят с белыми на этом языке (правда, ломаном). В конце риторически восклицает: «Какой чёрный говорит на африкаанс, даже если знает его?» Испытываю желание съязвить, что Нельсон - перед соответствующей аудиторией. Но Нельсон всё же - уникальная личность, а вот необразованные негры из оранжевой глубинки - явление массовое. И почему бы не брать с них пример? В конце концов, ничего не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Корректность. Политкорректность. В конце концов, вопрос о языке действительно очень чувствительный, а а решить его куда проще, чем земельный.
Второй нюанс - несмотря на все инвективы в адрес проклятого режима апартхейда, от него так и несёт гнилым либерализмом. Вместо того, чтобы законопатить жену врага народа на каторгу, а детей отправить в приют тюремного типа, её ссылают, и она ходит на почту звонить за границу - непозволительная мягкотелость! Выносят какие-то смешные приговоры - 6 мес., 12 мес... Да и те - то с отсрочкой, то вообще отменяются... Какое-то правовое государство, прости господи, а не уважающая себя диктатура. Третий рейх бы такого не позволил. В чём и заключается принципиальное различие между рейхом Третьим - и Южноафриканским.
Я уже не говорю о том, что в 1988 у неё внезапно оказывается шофёр. На какие шиши, спрашивается? На партийные? А не жирно ли будет? Она что - жена «чёрного бриллианта»-нувориша или верховного вождя? Это она так защищает интересы обездоленных?
И третье. Напоминаю слова Аделе де Вааль: «Конечно же, я не против того, чтобы такие образованные чёрные, как Винни, пользовались у нас избирательным правом. Но как быть тогда с батраками на фермах, которые смотрят на нас снизу вверх и не могут ещё сами за себя решать? Разумеется, Нельсон Мандела был бы хорошим премьером, но большинство чёрных безграмотно. Что же получится, если к ним перейдёт власть в стране. Не скрою, от этой мысли меня порой мороз по коже продирает. Но, с другой стороны, я также против того, что любой безграмотный белый может избирать и быть избранным только благодаря белому цвету кожи».
Власть в стране перешла всё-таки в руки не батраков на фермах, а более продвинутых людей. Но таких образованных, как чета Мандел, на все посты всё равно не хватило. Впрочем, тут буры сами виноваты. Они с упорством, достойным лучшего применения, делали из негров покорное быдло. Быдло получилось - покорное - не очень. И делали это не безграмотные белые - но настолько эгоистичные, ограниченные и недальновидные, что диву даёшься! И это в государстве, где 1 из любимых праздников - день разгрома отряда воинственных банту!
А сейчас я скажу адын весчь, за который меня закидают сапогами мои левые френды. Существование имущественного и/или образовательного ценза в условиях Южной Африки - вещь оправданная. Дело в том, что существующая там (и в других африканских странах) избирательная система импортирована туда из Европы, а всеобщее избирательное право - штука, подходящая как раз для европейских условий. Оно основывается на том, что все граждане обладают общенациональным самосознанием. Можно ли утверждать, что таким самосознанием обладают все чёрные южноафриканцы? Сомневаюсь. Ценз был бы неплохим ориентировочным критерием.
Он и существовал в старые добрые доапартхейдные времена в Капской колонии. (И свалить на пресловутых британских общечеловеков не получится - больше половины белого населения были как раз африканерами, и они если не поддерживали такой порядок, то и не возмущались... те, кто возмущался, свалил, как написано в начале книги). Но вместо того, чтобы предоставить избирательные права банту на всей территории ЮАС на таких же условиях, постепенно воспитывая в них навыки работы в политических структурах европейского образца, чёрных вообще лишили прав. Т. е. опять же постарались сделать из них безответных и безответственных существ. Когда в 1976 трансваальские предприниматели попросили власти о том, чтобы избавить состоятельных африканцев от унижений и безысходности, сделать из них опору режима, а не революционеров - они в ответ были крайне вежливо отправлены в пешее эротическое путешествие. А потом стало поздно - пришлось давать права всем.
Что касается необразованных и тупых белых... Принцип «любой безграмотный белый может избирать и быть избранным только благодаря белому цвету кожи» как раз лежал в основе бурской политической системы. (А если и не любой - то это всего лишь временный отход от принципов, вызванный сиюминутными государственными интересами. ;-))) Попытка распространить на территорию бывших бурских республик имущественный и образовательный ценз по отношению к белым вызвала бы немного предсказуемую реакцию в виде вооружённого восстания. Перенести потерю независимости и так было тяжело, а тут ещё такое унижение. Плюс очень многие потенциальные избиратели - разорившиеся фермеры, ставшие рабочими или безработными - переставали удовлетворять цензу) Даже если они не научились читать и писать, стрелять-то не разучились - а винтовка рождает власть, как нас учит Великий Кормчий.
Так что эти размышления Аделе - маниловщина чистой воды. А вот медленное и неуклонное расширение прав небелых с одновременным повышением их образовательного уровня - вполне реальная вещь. Только начинать её должен был Герцог в перерыве между мировыми войнами. Когда П. Бота предоставил избирательные права цветным и азиатам, он опоздал на полвека... Полвека, которые белые шли вверх, а чёрных они спихивали вниз. Было потеряно очень много времени, и нелепо думать, что за 17 лет можно вылечить столь запущенную болезнь.
Не из книги - бонус.
Хроника преступления
(Не спрашивайте, откуда я это взяла - совершенно не помню, а записей нет. Скорее всего, из «Эха планеты» или из «Известий»).
Обвинение в адрес Винни Манделы заключается в том, что 29.12.1988 из квартиры белого священника англиканской (методистской) церкви в Соуэто (по другим данным - из церковного приюта) были похищены 4 чёрных подростка - Джеймс Мукетси Сейпей по прозвищу Стампи, Кеннет Кгасе, Табисо Баренд Моно и Пело Мегве. 2 из них были освобождены, 1 бежал. Сейпей пропал, и в 01.1989 его тело было найдено на пустыре (по другим данным - в канаве) с перерезанным горлом. Полиция с необычайным рвением взялась за розыски. В похищении и убийстве был обвинён тренер (руководитель) «футбольного клуба» «Мандела Юнайтед» (телохранителей Винни) 42-летний Джерри Ричардсон (возможно, полицейский агент). Он был приговорён повешению, но в 09.1992 суд в Блумфонтейне рассмотрел его апелляцию и заменил смертную казнь на пожизненное заключение.
В 09.1990 по требованию прокурора В. Манделе и ещё нескольким её телохранителям было предъявлено обвинение в причастности к преступным действиям её охраны.
04.02.1991 начался суд. Подсудимых обвиняли в избиении подростков (или присутствии при этом) и убийстве Сейпея.
06.02.1991 суд был отложен, т. к. часть обвиняемых, отпущенных под залог, сбежала в 12.1990, и их разыскивала полиция.
В 02.1991 газета «Патриот» сообщила, что главный свидетель похищен спецслужбами. «Стар» утверждала, что обвиняемые бежали в лагерь АНК.
09.03.1991 адвокаты заявили, что в показаниях свидетелей имеются существенные расхождения.
(Верховный суд располагается на Притчер-стрит в Йоханнесбурге)
11.03.1991 Кгасе и Моно отказались давать показания, т. к. Мегве исчез - возможно, похищен членами АНК или бежал в Зимбабве.
В 03.1991 полковник Тьенье Хальгрин заявил, что полиция хочет найти свидетеля Габриэля Мекове, исчезнувшего в 01.1991, и предлагает вознаграждение.
Суд возобновился после 2-недельного перерыва.
Свидетели утверждали, что похищенных доставили в дом, бывший служебным помещением В. Манделе. Там их допрашивали, обвиняя в гомосексуализме и связях с полицией. Винни присутствовала при допросах, затем стала избивать их плетью, таскать за волосы и угрожать смертью - «не достоин того, чтобы жить», - а потом удалилась.
(Джордж Бизос - адвокат В. Манделы)
22.03.1991 представитель обвинения заявил, что подобные случаи были в 08. и 09.1988. Адвокаты выступили против расширения формулы обвинения. Судья мог принять такое решение, дав сторонам время подготовиться. Судья Ян Сванепул согласился с прокурором.
15.05.1991 В. Мандела, её шофёр (Ксолисва Фалати?) и помощница были признаны виновными в участии в пытках. Винни и шофёр утверждали, что свидетели дали ложные показания. Винни говорила, что в это время она была в Брандфорте. Судья Стегманн согласился с ней, несмотря на шаткость алиби. Это говорит о деликатности уголовного, но по сути политического дела. Южноафриканские наблюдатели утверждали, что она будет приговорена к тюремному заключению с отсрочкой приговора.
Суд признал, что похищение было частью акции по дискредитации священника - его пытались обвинить в том, что он принуждал подростков к гомосексуальным связям.
16.05.1991 В. Мандела и Фалати получили по 6 лет тюрьмы
В 1992 Ричардсон говорил, что находился под влиянием Винни.
В 04.199 Фалати говорил, что Винни приказала убить Сейпея.
13.04.1992 состоялся развод Винни и Нельсона.
(Не вынесла душа поэта... - Р.)