Нац. политика и нац. отношения в ЮАР после 1994. Вариации на тему расизма

Apr 23, 2011 00:50


Вариации на тему расизма
В своей речи на конференции АНК 1997 Мандела предупреждал, что чем дальше будет идти трансформация общества, тем больше будет нарастать сопротивление ей со стороны белых, которые, по его словам, будут вести против правительства контрреволюционную борьбу, чтобы удержать свои привилегии. В действительности ни борьбы против трансформации, ни даже возражений против ее трактовки Африканским национальным конгрессом не было. Политическая оппозиция и немногие комментаторы предупреждали о возможных негативных последствиях ее проведении теми темпами и в тех масштабах, которых требовало правительство, для экономики страны в целом и для бедной части ее населения в частности, но правящая партия представляла эту политическую оппозицию расистской и успешно ее изолировала и игнорировала.

Англоязычные СМИ, в том числе и те, что не контролировались АНК, полностью встали на его точку зрения, а иногда шли еще дальше. В 1999 считавшийся оппозиционным АНК еженедельник «Мэйл энд Гардиан» опубликовал колонку редактора с предложением лишить белых права голоса на 10 лет, «чтобы выровнять поле», а потом вернуть его, но разрешить им голосовать только за «черные» партии. Перед выборами 1999 белые редакторы нескольких независимых изданий сочли нужным публично заявить о своей поддержке АНК. Причиной было широко распространенное тогда среди белого населения, особенно среди интеллигенции, чувство вины за апартхейд и признание необходимости восстановления исторической справедливости.

Было, конечно, и стремление сохранить свои посты в быстро африканизировавшейся стране. Но, кроме того, белая интеллигенция приняла и поддержала понимание демократии как неограниченной власти большинства - и только, без гарантий прав меньшинств и каких бы то ни было иных ограничений. Именно так трактовал это понятие АНК. Об этом свидетельствуют и документы партии, и ее политическая практика, и аргументация ее сторонников в дискуссиях по поводу национально-расовых проблем. В к. 1990-х встать на эту позицию было легко и тем, кто не был членом этой партии: АНК не только победил аморальный и дискредитировавший себя расистский режим, но и ничем еще себя особенно не скомпрометировал.

Возражений со стороны бизнеса против политики АНК тоже практически не было. Саки Макозома, 1 из крупных новых черных бизнесменов, объяснил, что черная элита нужна не только массам, которым она дает надежду на лучшее будущее, но и белому капиталу, которому она дает возможность существования. Капитал, который к тому же быстро утрачивал свою «белизну», прекрасно это понял и попытался приспособиться.

Несмотря на эту поддержку, обвинения белых в расизме после 1997 стали нарастать в геометрической прогрессии. Любая критика правительства или политики АНК представлялась расистской, в том числе и по таким конкретным поводам, как, например, отношение правительства к эпидемии СПИДа или безнаказанность коррупции среди видных членов партии. Обвинения в расизме стали непременным элементом в любом конфликте любого уровня в любой организации. Не стали исключением и белые члены АНК и ЮАКП, включая руководство. В кабинете Мбеки было несколько белых министров, но в целом прошлые заслуги отнюдь не служили защитой от обвинений в расизме. Наоборот, такие обвинения против белых - бывших активистов Объединенного демократического фронта и АНК, в прошлом рисковавших жизнью для его победы, - отнюдь не были исключением. Так, в 1999 по обвинению в расизме, непотизме и коррупции с поста главы Земельною банка была уволена Хелина Дольны, видный член обеих организаций, вдова Джо Слово. Обвинения не подтвердились, но на пост главы банка Дольны не вернули.

Обвинениям в «расизме» или пособничестве расистам подвергались и черные, не согласные с политикой АНК. Это относилось в первую очередь к некоторым представителям черной интеллигенции, особенно к тем, кто поддерживал оппозиционные партии.1

В то же время присоединившиеся к АНК в 2004 члены Новой национальной партии (ННП) - наследницы Национальной партии, создававшей и поддерживавшей апартхейд - расистами не считались. Бывший лидер ННП Мартинус фан Скалквейк занял в правительстве Мбеки пост министра туризма и окружающей среды. Более того, руководители Молодежной лиги АНК, подразделения партии, которое наиболее напористо требует расовой трансформации, говорили на похоронах убитого при загадочных обстоятельствах бизнесмена Брета Кеббла, обвиненного в коррупции и участии в наркобизнесе, что он «хороший товарищ». При жизни Кеббл субсидировал и АНК, и оппозиционный Демократический союз, но особенно сблизился с новыми черными бизнесменами - членами Молодежной лиги АНК.

Казалось бы, это может служить доказательством того, что руководство АНК трактовало понятие расизма исключительно политически. Те, кто активно поддерживали его политику и не позволяли себе критиковать какие бы то ни было ее аспекты или конкретных людей, расистами не являлись, независимо от своей расовой или этнической принадлежности. Сомневающиеся или критикующие подпадали пол категорию расистов, гоже независимо от языка и цвета кожи. Но в действительности дело обстояло не так. В расизме обвинялись все белые и все несогласные, но для активных и полезных белых союзников иногда делалось исключение. («Полезный еврей» © - Р.)

Тон кампании обвинений в расизме задавало руководство страны. Табо Мбеки постоянно приравнивал критику правительства и АНК к «афропессимизму», т.е. неверию в силы и способности африканцев, а значит, к расизму. В 1999 он посвятил свою речь на конференции Форума черного менеджмента - организации черного бизнеса - белому расизму и необходимости борьбы против него. В 01.2000 Мбеки открыл национальную кампанию против расизма и призвал к проведению национальной конференции по этому поводу. В 02.2000 он объявил о проведении такой конференции в своем ежегодном обращении к нации во время открытия сессии парламента и наметил ее параметры.

В 04.2000 АНК представил свой документ о расизме Комиссии по правам человека, проводившей слушания по поводу расизма в СМИ. В документе говорилось о 2 формах расизма, существовавших в ЮАР, субъективной и объективной. Объективный, или структурный, расизм состоял, но мнению авторов, в том, что структура общества продолжала работать в интересах белого меньшинства. Субъективный, или подсознательный, расизм - это негативный стереотип африканца, существовавший, как они считали, в головах белых. В доказательство приводились описания неприглядных персонажей африканцев из романа Джона Куцие «Бесчестье», а также статьи, критиковавшие правительство и лично Мбеки. Критика расовой политики АНК считалась попыткой белых ограничить его власть, чтобы сохранить свои собственные привилегии.

В 05.2000 АНК выпустил дискуссионный документ «Искореняя демон расизма». Подсознательный расизм в этом документе не упоминался. Авторы сосредоточились на разъяснении структурного расизма. Из документа следовало, что социально-экономическая политика АНК - это и есть борьба против расизма. В расизме обвинялись оппозиция, пресса, белые, особенно либералы, но прежде всего фермеры. Индийцам и цветным, жаловавшимся на дискриминацию со стороны африканцев и в их пользу, было указано, что «поле еще не выровнено», а потому и дискриминация против них - это лишь создание равных условий. Упоминание дискриминации против белых вообще считается воплощением белого расизма.

Различным оттенкам сознательного и подсознательного белого расизма посвящена книга Мелиссы Стейн «Белизна уже не та, что была раньше. Белая идентичность в меняющейся Южной Африке». Автор рассматривает несколько типов реакции белых на перемены и приходит к выводу, что все эти типы так или иначе расово окрашены. Даже стремление «перестать быть белыми» у части белой общины она считает результатом неспособности и нежелания белых отвечать за преступления, совершенные их предками. Книга была опубликована в 2001, но руководство АНК считало ее настолько важной, что опубликовало большую и подробную рецензию на нее, практически пересказ, в 3 номерах «АНК Тудэй» в 2007.

В 08.2001 по инициативе АНК в ЮАР состоялась Всемирная конференция Форума неправительственных организаций против расизма. Делегация АНК представила на ней подробное разъяснение своего видения расизма. Он связывался только с европейской колонизацией и апартхейдом, причем о борьбе европейцев и южноафриканских белых против расизма не упоминалось. Борьба АНК против апартхейда была названа «нерасовой», в доказательство чего приводились цитаты из исторических документов АНК и из высказываний его лидеров. Цитировалась речь Манделы на суде в 1964 в суде, когда он говорил о равных политических правах для африканцев. Ключевыми словами речи, с точки зрения АНК 2001, были слова о том, «белый человек боится демократии», потому что при равных политических правах большинство избирателей будут черными. Новым элементом в документе было утверждение важности антиглобализма в борьбе против расизма. Ни в 1 из документов конференции не было и намека на то, что расизм может быть не только белым. Те определения расизма, которые давал АНК, исключали возможность какой бы то ни было иной трактовки этого понятия, кроме той, что связывала его с колониализмом и апартхейдом.

Кампания борьбы против расизма, начатая сверху, была подхвачена черной интеллигенцией. Правда, поначалу у некоторых ее представителей были сомнения в ее оправданности. Так, в 1997 черный журналист назвал обвинения белых в расизме «сегодняшним традиционным оружием». «Давайте признаемся», писал он, что «даже некоторые черные интеллектуалы использовали это сегодняшнее "традиционное оружие", чтобы подкрепить пару своих слабых аргументов». Десятилетия нерасовой пропаганды АНК в годы борьбы против апартхейда и действительно нерасовый характер Объединенного демократического фронта в 1980-е давали себя знать. Но сомнения быстро ушли.

К концу 1990-х в стране не осталось ни 1 темы, от спорта до литературы, от местного правительства до армии, от внешней политики до истории, при обсуждении которой белое население в целом и его отдельные представители не обвинялись бы в расизме. Когда в 10.2003 Джон Куцие получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Бесчестье», газеты буквально взорвались негодующими статьями черных журналистов, критиков и политологов. Кголела Мангку, тогда директор Фонда Стива Бико, сам нередко критиковавший АНК, писал, например, что Куцие получил эту награду только потому, что он белый, и потому что он показал, насколько плохо черное правительство.

Больше всего доставалось журналистам. Видный представитель африканской интеллигенции, медик и в то время проректор Витватерсрандского университета Малегапуру Макхоба писал в 1997, что вся южноафриканская пресса - европоцентристская, что она не понимает африканских ценностей и продолжает пропагандировать превосходство белых, практикуя подсознательный расизм. Макхоба призвал правительство назначить расследование расизма в СМИ и их роли в годы апартхейда. Заседание по этому поводу, организованное Комиссией правды и примирения, вылилось в поток обвинений прессы в расизме. Под кампанию попали и черные журналисты, число которых за последнее десятилетие значительно выросло. За неугодные статьи их обвиняли в пособничестве врагам революции и демократии, в смыкании с теми, кто стремится вернуть апартхейд.

После 2001 АНК не издавал программных документов против расизма, но кампания продолжалась. Даже негодованию общественности по поводу роста преступности в стране попытались придать расовый характер. ЮАР занимает по преступности 1 из первых мест в мире и по числу убийств стоит непосредственно за странами, в которых идут военные конфликты. По официальным данным с сер. 2006 до сер. 2007 в стране было совершено более 19 200 убийств и более 126 500 грабежей «с отягчающими обстоятельствами» - значительно больше, чем за предыдущий год. Заметно выросло и число краж, угона машин и ограблений банков. При этом от преступности страдают все слои и группы населения, белые и черные, бедные, и богатые. Проведенное в 2005-06 исследование показало, что в богатых, в основном белых, пригородах и в бедных черных тауншипах отношение к преступности одинаково: в 2005 жители и тех и других ставили преступность на 4-е место среди волнующих их проблем (после безработицы, СПИДа и бездомности), в 2006 - на 2-е второе после безработицы. В 2005 и бизнесмены из тауншипов, и предприниматели из белых пригородов, ставили преступность на 2-е (после безработицы) место в иерархии факторов, затрудняющих их деятельность, а в 2006 - уже на первое. И те, и другие, были уверены, что правительство не справляется с ростом преступности.

Тем не менее руководство страны отказывалось даже признать, что проблема преступности существует. В своей колонке «Письмо президента» в официальном интернетном органе АНК, «АНК Тудэй», целиком посвященном белому расизму, Мбеки утверждал, что преступность в Йоганнесбурге объяснялась исключительно наследием апартхейда и что уровень ее постоянно снижался с 1994. Внимание же, которое пресса уделяла этой проблеме, писал он, было обусловлено исключительно «страхами белых».

Справедливы ли эти и другие подобные обвинения? Существует ли белый расизм в действительности, или поток обвинений белых в расизме - всего лишь оправдание дискриминации и самый доступный способ сплочения электората АНК?

Конечно, белый расизм в современной ЮАР есть, и весьма значительный. И в подсознании, и в быту, и даже в политике - только в политике он встречается куда реже, чем представляло это правительство Мбеки, и не там, где оно его искало.

Например, вовремя пришедшие на заседании белые понимающе переглянутся, если увидят, что задерживаются их черные коллеги. Белый электрик отпустит грубую шутку насчет своего неумелого черного помощника. Газеты часто публикуют информацию о случаях бытового расизма. Цветной любитель регби пришел на матч с женой и дочерью, но ею встретили оскорблениями и обозвали кафром. Тони Енгени, бывший спикер парламента, осужденный за коррупцию и вернувшийся домой после освобождения из тюрьмы, решил отпраздновать это событие по-африкански, церемонией забивания быка, но его кейптаунским соседям не понравилась эта «варварская» процедура, и они попытались остановить празднество. (А у нас страдают от того, что режут маленьких барашков! ;-)) - Р.) Черный журналист идет в бар, где за пиво с него берут вдвое больше, чем с белой клиентуры.

Появляется все больше публикаций о случаях расизма в школах, особенно с обучением на языке африкаанс. В 2007, например, шло громкое расследование причин драки между белым и цветным школьниками, снятой на камеру сотового телефона. На снимке видно, как белый юноша нападает на цветного, а белый учитель стоит рядом и безучастно наблюдает эту сцену. В конце 1990-х попытки объединения разделенных по расовому признаку общежитий в Университете Фри Стейт привели к яростным столкновениям в кампусе. Общежития остались раздельными, а Фронт свободы плюс - правая белая (африканерская) партия, поддерживающая в этом вопросе белых студентов, набрала самое большое число голосов на выборах в студенческой совет.

В н. 2008 в университете Фри Стейт разразился новый скандал. В международные СМИ попало видео об «инициации» 4 белыми студентами нескольких черных уборщиц и работников общежития. В ходе «инициации», которую студенты назвали «шуткой», рабочие ели из мисок, стоявших на полу, пишу, в которую студенты до того помочились. Скандальное видео многократно демонстрировалось по телевидению, сообщения о нем обошли все местные СМИ. Не только руководство университета, но и все партии, в том числе правый африканерский Фронт свободы плюс, осудили действия студентов, но ситуацию это не улучшило.

В глубинке белого бытового расизма больше, чем в крупных городах. Наиболее яркие его проявления авторы наблюдали на Южном побережье - территории между Дурбаном и Порт-Эдвардом, (Русская Вики не знает этого города - он находится на самой границе Квазулу-Наталя и Восточного Кейпа. - Р.) 1 из районов страны, где белые относительно бедны и где их сравнительно много. Черные жители там бедны совершенно, а показатели безработицы, преступности и СПИДа - одни из самых высоких по стране. В тех местах белые не гнушаются работы охранниками на парковках; есть белые разнорабочие и белые мастеровые, а владельцы и обслуга многих магазинов - индийцы. Белых и индийцев объединяет никем не провозглашаемая, но ощутимая в любой бытовой ситуации расовая солидарность. Черной домашней прислуге и неквалифицированным рабочим даже в начале 2000-х там платили 35-40 рандов в день (цена буханки хлеба - 5-6 рандов; зарплата домашней прислуги в ближайшем крупном городе Дурбане в это время была 90-100 рандов в день).

Бытовой расизм на Южном побережье не исчезал никогда, но с началом XXI в., с ростом преступности, в основном черной, и с углублением кампании «позитивных действий», он стал заметнее и увереннее. В этом районе не было смешанных пар, как в Кейптауне, Йоганнесбурге и Дурбане. В 2000-е там даже появились заведения, куда - неофициально, конечно, не пускали африканцев. Слова «К» - кафр - авторам слышать не доводилось, но другое - «дарки» (темнокожий) - произносится с тем же выражением и с тем же значением.

Что до политики, то достаточно вспомнить историю с африканерской организацией Буремах, 22 члена которой обвиняются в заговоре против правительства и в организации 10 взрывов в черных поселках в 10.2002. Подробности планов руководства Буремаха прояснились во время слушания дела в 08.2004. Заговорщики планировали взорвать несколько правительственных учреждений и Йоганнесбургский аэропорт, что должно было послужить сигналом к стихийному восстанию белых. После переворота «нация» (очевидно, африканерская. - И. Ф., А.Д.) должна была собраться в определенном месте и выслушать планы новых лидеров. 1 из таких планов было сжечь и расплавить все автомашины, которыми владеют черные; другим - собрать группу женщин (очевидно, африканерских. - И. Ф., А. Д.) в 1 из армейских зданий, изолировать и оплодотворить их спермой членов Буремаха, чтобы таким образом положить начало новой нации.

Эти показания были встречены в суде смехом. Однако эти бредовые идеи возникли у 22 обвиняемых не на пустом месте. Предыдущие правительства воспитывали белых, особенно африканеров, в духе расового/биологического превосходства на протяжении десятилетий, и люди, поверившие в эти идеи, до сих пор живы.

Те из белых, кто не смог смириться с новым порядком, но не захотел покинуть страну и готов был пожертвовать городской жизнью и карьерой, поселились в Орании, африканерском поселке, где не разрешают ни жить, ни работать черным. Орания, возникшая в н. 1990-х буквально на пустом месте посреди кару - южноафриканской полупустынной степи - превратилась в процветающий городок со всеми удобствами и быстро растет (там есть уже 2 школы с полным циклом обучения), но и при этом ее население не превышает нескольких сотен человек.

Расистские настроения среди белой интеллигенции - редкость, но есть и они. Иначе реагирует на изменения Дэн Рудт, известный африканерский писатель с 2 докторскими степенями, назвавший свою книгу «Бедствие АНК».

В ней он пишет о правительстве черного большинства, как о победе над африканерами их «традиционного врага», коса. «Национальное строительство в понимании АНК», пишет он, «это просто разрушение ткани нашего общества для создания бесцветной амальгамы, мешанины иностранных влияний с добавлением нескольких ярких примитивных красок, претендующей на «африканскость». В Южной Африке, продолжает он, «большинство - это биологическое понятие». Рудт обвиняет руководство страны в том, что оно дает пособия на детей бедным женщинам специально, чтобы те рожали как можно больше детей. Для него загадка, почему так много черных голосует за АНК. Он относит это за счет неграмотности черных, которые якобы верят, что какое-то сверхъестественное существо видит, как именно они голосуют, и что АНК жестоко отомстит им за не там поставленный крестик.

Есть и «белые страхи», основанные на вполне реальном чувстве вины за апартхейд. В 02.2007 среди африканеров начали распространяться СМС-послания о том, что Мандела умер и что его смерть скрывают, поскольку, как только будет объявлено, что он умер, наступит «ночь длинных ножей» или «операция Ухуру», и африканцы начнут вырезать белых. Полиция нашла источник посланий. Им оказалась организация под названием Сёйдлендерз. Ее лидер, Густав Мюллер, считает себя Иосифом, избранным Богом, чтобы сохранить бурский народ и вывести его к свободе. В его посланиях африканерам предлагалось запастись пищей и горючим, уходить из городов и с ферм и собираться в определенных центрах, чтобы переждать «ночь длинных ножей». Газеты сообщили только об 1 женщине, которая откликнулась на призыв: собрала пожитки и детей и отправилась в фельд. Она вернулась домой через несколько дней, когда узнала, что Мандела жив. К тому времени ее уволили с работы за прогул.

Смерти Манделы эти круги африканеров ждали с 2002. Когда, вопреки предсказаниям, он в назначенный день, 13 сентября, не умер, его решили убить. Манделу спасла случайность.

Помешательство этой части африканеров на ожидании на смерти Манделы объясняется давним предсказанием некоего Николааса фан Ренсбурга - африканерского «провидца», жившего между 1844 и 1926. Предсказание заключалось в том, что смерть могущественного черного лидера приведет к убийству тысяч белых в Йоганнесбурге и десятков тысяч по стране. После этого ученик Бога, «одетый в коричневый костюм», поведет буров на войну, и они снова установят свой политический и военный контроль в Южной Африке. (Это и называется ПГМ - православие протестантизм головного мозга. - Р.) Эти предсказания вошли в моду, когда около 2001 на политической арене появился Буремах. После попытки покушения на Манделу полиция арестовала заговорщиков. Суд над Буремахом проходил в том же здании Верховного суда Претории, где Мандела и другие руководители Умконто ве сизве (военного крыла АНК) были приговорены к пожизненному заключению.

Об этом вполне осязаемом расизме и об этих белых страхах правительство не говорит. Руководство АНК понимает, что такой расизм не только ему не опасен, но даже на руку. Людей с подобными взглядами - единицы. Любое их действие и высказывание может только сплотить электорат АНК и скомпрометировать политическую оппозицию, сколько бы она ни осуждала подобные взгляды.

Иное дело оппозиция, принявшая новую Южную Африку, подписавшая конституцию и базировавшая свою критику политики властей на реальных проблемах страны. Такая оппозиция, конечно, представляла определенную опасность, поскольку могла привлечь на свою сторону часть электората АНК, и потому ее и клеймят как расистскую. Больше всего АНК обвиняет в расизме Демократический союз. В 1997 АНК назвал лидера ДП Тони Леона расистом за его осуждение визита Манделы в Ливию и утверждение, что этот визит имел целью получение средств для АНК. В 2005 это утверждение полностью подтвердилось. Леона обвиняли в расизме и за то, что он критиковал ряд конкретных аспектов политики правительства, например, неприемлемый с его точки зрения закон об образовании, позицию министра здравоохранения Нкосазаны Зумы и ее преемницы на этом посту Манто Тшабалалы-Мсиманг в вопросе о методах борьбы с эпидемией СПИДа, поддержку правительством и президентом политики Роберта Мугабе, президента Зимбабве.

Ничего не говорит правительство и о черном расизме, которого, по определениям АНК. просто не может быть, но в реальной жизни он, конечно, существует. Перед национальной конференцией АНК 1997 в прессе появилось несколько статей об «африканистской» тенденции внутри АНК и о борьбе между «африканистами» и коммунистами за влияние в партии, и в частности на конференции. «Африканистами» в данном случае называли тех, кто пропагандировал сдвиг АНК к национализму. Лидером африканистов тогда считали Питера Мокабу, заместителя министра окружающей среды и туризма и члена Национального исполкома АНК, известного своим призывом «один фермер - одна пуля». Мокаба подал для обсуждения на конференции 2 документа - «Национальный вопрос» и «К вопросу о лидерстве: пища для ума - инструкция к действию». Смысл их сводился к тому, что революция в Южной Африке национальная и лидерами в ней должны быть только африканцы. По его словам, африканцы-националисты должны были занимать руководящие посты в АНК, КОСАТУ и Компартии было не место в структуре африканской национальной организации, а неафриканцам - в основном, коммунистам - в ее руководстве. Ему вторил Зола Сквейийа, министр государственной службы и администрации. «Меня не волнует, что в кабинете министров слишком много индийцев, раз их политика приводит к власти африканцев», - говорил он. До 1997 руководство АНК так не высказывалось, во всяком случае, публично.

Джоел Нетшитензе, 1 из главных теоретиков тогдашнего АНК, руководитель Исследовательской группы в администрации президента и 1 из самых близких Мбеки людей, в своей работе «Проблемы лидерства на настоящем этапе» писал, что лидерство в национальной революции в ЮАР принадлежит не африканцам, а рабочему классу - хотя подавляющее большинство его по определению - африканцы. Это в свою очередь означало, что ЮАКП не только не нужно было изгонять из структур АНК, но что она должна была играть в них важную роль. Нетшитензе даже предлагал облегчить процедуру приема неафриканцев - белых, индийцев и цветных - в АНК, по всей вероятности потому, что обычным путем, через отделения, им было бы трудно вступить в эту организацию.

Джереми Кронин, заместитель генерального секретаря ЮАКП, более откровенно говорил о том, что газеты мягко называли «африканизмом». По его словам, было только естественно, что «элементы расовой игры» появились в парламенте, где «люди борются за карьеры». «Противоречия между африканским руководством и нерасовостью нет, - продолжал он. - Нужно только придать нерасовости более африканский, более рабочий характер. Но мы должны отличать это [руководство] от узкого, исключающего, африканизма».

С резкой критикой позиции Мокабы выступил его непосредственный начальник, Палло Джордан - в то время министр окружающей среды. Он писал, что АНК не выиграет от политики более «африканистской», чем у Панафриканского конгресса, или более «зулусской», чем у Инкаты.

Казалось бы, позиция Мокабы на конференции не прошла: его документы приняты не были. Но новая политическая линия руководства АНК, несомненно, вырабатывалась с учетом популярности его и близких ему взглядов, а его позиция, казавшаяся крайней, сегодня выглядит вполне умеренной и почти нейтральной. Кронин свои взгляды по поводу «расовых игр» с тех пор не высказывал. КОСАТУ И ЮАКП полностью поддерживали линию Мбеки в расовом вопросе, хотя расовое перераспределение мест в высших эшелонах государства и бизнеса объективно вело к углублению и расширению базы крупного капитала в ЮАР, т. е. именно к тому, за что обе организации яростно критиковали правительство Мбеки. Поддерживал эту линию и «Коммунистический университет» - цитировавшийся выше интернетный коммунистический орган, обычно выступающий с более левых позиций, чем сама компартия ЮАР.

В 1997, в свою бытность проректором Витватерсрандского университета Малегапуру Макхоба, уже упоминавшийся известный черный ученый-медик, писал группе видных ученых, известных своими марксистскими и либеральными взглядами, о своих противниках по разгоревшемуся в университете конфликту:

«Считают, что марксизм несовместим с расизмом. Я думаю, что можно с легкостью утверждать, что для неомарксистов вполне понятно использование расистских методов в исследованиях, но так, чтобы их расизм не проследили, чтобы не заклеймили расистами публично.2 Точно так же представление о том, что либерализм и расизм несовместимы, слишком упрощено и идеалистично, когда дело касается южноафриканского либерала. «Африканским демократиям сегодня противостоит не примитивный правый расист из АВБ, КП или Фронта свободы,3 но неолиберал, который усвоил из расистского общества изощренную форму расизма. Обычно это тот, кто утверждает, что боролся с нами бок о бок или что у его сестры или брата черные родственники».

Вина этих людей, критиковавших его лично и пытавшихся не допустить его назначения на пост ректора университета, состояла, по мнению Макхобы, в том, что они стремились «разрушить африканскую гордость, подъем и достижения», «унижая черных везде... стремясь поколебать уверенность наших детей... установить новую форму превосходства». Они полагали, что борются против конкретного руководителя, чьи методы были им не по душе; он считал, что это была борьба за власть между 2 расами, черной и белой, и что целью белых было подчинение черных интеллектуалов своей воле. Для него это означало, что против них нужно было использовать особые меры, дабы заставить их понять место белых в новом, траснформированном, мире. «Я справедливо полагал, - пишет Макхоба. - что они должны пережить тяжелую психологическую травму, испытать боль, отверженность, публичное унижение и неполноценность». «Только тогда, - продолжал он, - они поймут истинную природу и значение трансформации... Их белые скелеты должны были выйти наружу и плясать под ярким африканским небом...» С удовлетворением писал Макхоба о том, что 1 из его университетских противников покончил с собой. Позже он назначил встречу с журналисткой для интервью в гостинице, где тот выпрыгнул из окна, и специально привлек ее внимание к этому факту. Черная интеллигенция страны единодушно поддержала Макхобу многочисленными публикациями, петициями, протестами.

Макхоба, пожалуй, наиболее коротко и доступно объяснил разницу в подходе к трансформации белых и черных - тех, кто мыслит, как он: «Их (белых либералов. - А.Д., И.Ф.) интересует статистика преступности, падение ранда, качество образования, эффективность бюрократии и т.д. Экономика и политика важны, но более важный и фундаментальный вопрос для (черного. - А. Д., И.Ф.) большинства, это то, кто определяет производство знаний и интеллектуальное направление, культуру и системы ценностей, значение и ценность жизни и идентичность нации в глобальном контексте. Это должно перевернуть нашу страну и создать сплоченную нацию, к которой мы все стремимся и за которую мы боролись... Крохотная либеральная мысль... слишком технична, легалистична и связана протоколом... Отсюда слишком много администрирования и бюрократии при отсутствии лидерства»

Взгляды Макхобы особенно интересны, поскольку они были близки видению Мбеки. Мбеки написал предисловия к 2 книгам Макхобы и сам неоднократно высказывал мысль о том, что главные враги трансформации и самые ярые расисты - это «неолибералы».

Макхоба позже стал президентом Медицинского исследовательского совета, а затем ректором университета Квазулу-Натал. Уже будучи на этом посту, он опубликовал статью, в которой сравнил белых мужчин с бабуинами. Нетрудно представить, что произошло бы, если бы так высказался о черных белый ректор 1 из южноафриканских университетов. Но в данном случае ни обвинений в расизме, ни каких бы то ни было административных мер не последовало.

Более того, черная интеллигенция обвинила в расизме не Макхобу, а его противников. Мнение многих выразил историк угандийского происхождения Махмуд Мамдани, возглавлявший в к.1990-х Центр африканских исследований Кейптаунского университета. Он утверждал, что Макхоба стал жертвой «расистской власти, укоренившейся в Витсе» («Витс» - Витватерсрандский университет.)

Стоит, вероятно, заметить, что после поражения Мбеки на Национальной конференции в 12.2007 Макхоба назвал его оппонента, Джейкоба Зуму, «одним из величайших африканских лидеров», а своего многолетнего покровителя - «классическим диктатором нашего времени наравне с Иди Амином, Робертом Мугабе, Мобуту Сесс Секо и зулусским королем Чакой».

Руководство АНК не позволяет себе высказываться в духе Макхобы, но отношения своего к белым вообще и к африканерам в частности не скрывает, и проявляется это отнюдь не только в законах о «позитивных действиях». По конституции государственными в ЮАР являются 11 языков. В теории у них равные права, но в действительности положение их не равно. На практике в официальных ситуациях чаще всего используется английский язык, иногда вставляются фразы на других языках. Многоязычием нередко пользовался в своих речах и Мбеки. Заметного улучшения ситуации с языками банту пока не произошло. Появился телевизионный канал, вещающий на этих языках, несколько увеличилось число книг на них, школьное образование тоже частично ведется на этих языках, изучение их стало обязательным во всех школах - но не более того.

1. Из бесед И. И. Филатовой с председателем Демократического союза Джо Серемане и редактором Financial Mail Барни Мтомботи. См. также комментарии и письма по поводу главного редактора Sunday Times, Мондли Макханьи, после публикации его газетой неприглядных материалов о министре здравоохранения Манто Тшабалалы-Мсиманг в 09. 2007.
2. Так в тексте.
3. AWB (Afrikaner Weerstandsbewegeng) - партия африканерского сопротивления, крайне правая африканерская организация фашистского толка; КП (Консервативная партия) и Фронт свободы - африканерские правые организации. Все 3 весьма малочисленны. Многие их члены объединились сейчас в Фронт свободы плюс, у которого есть несколько депутатов в парламенте.

ЮАР, !южноафриканское, Орания

Previous post Next post
Up