Национальная политика и национальные отношения в ЮАР после 1994. Вступление

Apr 23, 2011 00:28

В продолжение этого.
Статью Давидсона-Филатовой «Какого цвета южноафриканское чудо» можно скачать здесь в формате .pdf. Как и в прошлый раз, я это обнаружила, когда прошерстила Файнридером почти все сканы. Ничего страшного, зато прочитала очень внимательно. ;-) А здесь можно скачать более полную версию этой статьи с точным и исчерпывающим названием «Национальная политика и национальные отношения в ЮАР после 1994». «Филатова_ИИ_Национальная политика_3.pdf». Но ни .pdf, ни сканы не удобно юзать, поэтому я решила сделать нормальную текстовую версию на основе более полной статьи с незначительными изменениями. И не могла удержаться от собственных комментариев. Многочисленные ссылки на источники, которые должны быть в любой серьёзной научной работе, я убрала, оставив только примечания, имеющие информационную ценность.

Сразу отмечу, что оценку правящий АНК получил явно не отличную. Досталось в основном Мбеки, который был президентом 2 срока. Зума к моменту написания статьи ещё ничем себя не проявил, а правление Манделы всё же носило в некотором роде переходный характер: нобелиат должен был самортизировать возможные вспышки насилия.

Общий итог таков:
«...Руководство АНК отказалось от идеи национализации, так как понимало, что в условиях новой глобальной ситуации, создавшейся с распадом социалистической системы, этот путь мог привести страну только к экономическому краху».
«Оценки успехов правительства АНК ... настолько разнятся, что порой кажется, будто речь идет о разных странах».
«Конечно, даже при самой лучшей политике тяжелое наследие колониализма и апартхейда невозможно ликвидировать за 1,5 десятилетия, и все же ... стоит задаться вопросом, все ли сделало правительство АНК, чтобы ЮАР развивалась так же быстро, как страны Азии».
«Правительство пыталось балансировать между тем, что, по его мнению, нужно для развития, и тем, что, по его же мнению, нужно для восстановления исторической справедливости... В результате ... ни 1 из целей не была достигнута».
«Если в экономической и социальной политике [по сравнению с Мбеки после прихода к власти в АНК Зумы] можно ожидать сдвига влево, то ясности с будущей этнорасовой политикой пока нет».

Что же негативного увидели авторы в современной ЮАР?

1) Обильное резервирование за неграми (но не цветными и не азиатами) рабочих мест, которые остаются вакантными или заполняются неквалифицированными сотрудниками. Перекос социальной структуры общества в пользу белых, который складывался даже не 10-летия - века, пытаются исправить как можно скорее... в итоге машина пробуксовывает.
2) Общеизвестный разгул преступности, от которого страдают все слои общества и все расы, и который связан в т. ч. и с увольнением «старорежимных» полицейских.
3) Связанная с этим эмиграция белых, индийцев и квалифицированных чёрных (не только с высшим образованием).
4) Обвинения в расизме (часто нелепые), используемые для сведения личных счётов.
5) Недостаточное желание чёрного большинства считаться с мнениями расовых меньшинств.
6) Игнорирование реального положения вещей с ВИЧ-инфицированием.
7) Проталкивание «своих» (принадлежащих к тому же племени или этносу) в руководство.
8) Ксенофобия по отношению к беженцам и гастарбайтерам из других африканских стран, доходящая до убийств. (Догоним и перегоним Африку, европейские товарищи! - Р.)
9) Да, ещё там есть коррупция. Впрочем, она есть почти всюду, так что эта тема особо не муссируется.

Межконфессиональные трения вообще не упоминаются, как будто их нет. Ни антисемитизма (хотя евреи, кажется, ещё не все свалили - видимо, эту нишу занимает там ненависть к индийцам с китайцами), ни испортившего Европу исламского вопроса (хотя мусульмане имеются в товарных кол-вах). Наверно, им в реале не до того - хватает межрасовых, межэтнических, межплеменных и отторжения иммигрантов. Ничего не сказано о межэтнических неурядицах среди расовых меньшинств (если они есть... а почему бы им не быть, собственно?). Не раскрыта тема пресловутых 3000 убиенных белых фермеров (фермеров и их чёрных и цветных батраков, но последние - не тот Гондурас, чтобы беспокоить рунетовских борцов за дело белой расы).

Вы спросите - неужели там всё так беспросветно мрачно? Нет. Простое перечисление успехов почти страницу Ворда. Но оставим восхваление подконтрольным АНК СМИ. Партия, которая стабильно имеет большинство в парламенте и будет его иметь, похоже, ещё долго, нуждается в объективной критике со стороны людей, искренне любящих страну. И, на мой взгляд, несмотря на все недостатки, этому режиму следует отдать должное - он всё же избежал и развала экономики, и начала массовой резни.

Судя по некоторым доступным лично мне субъективным источникам, «положительная дискриминация» негров не настолько тотальна. К примеру, русский врач Вячеслав Рындин, aka slava_ryndin (к сожалению, убивший свой чудесный ЖЖ и вместе с ним часть фоток, но зато заведший новый - vdryndine1939), утверждает:

«Сейчас русские представлены в ЮАР в великом множестве. Когда-то я был единственным русским доктором в Северном Трансваале, теперь нас, экс-советских, около 2 десятков». Среди своих коллег он называет поляков, кубинцев, болгар, кажется, иранца. И гастрабайтерами их не назовёшь - сам Слава прочно осел в Африке на ПМЖ. Среди его коллег достаточное количество и буров.

Что же до негров, про которых некоторые несознательные личности пишут, что белые у них не лечатся исключительно из-за низкой квалификации... «Герман Мабина был действительно королём, королём среди всех гинекологов Лимпоповии - кумиром всех чёрных женщин, которые приезжали к нему со своими женскими болячками даже из других провинций». Почему же эти чёрные бабы-дуры не шли к белому доктору? Наверно, не только из-за расовых предрассудков, но и потому, что упомянутый товарищ был специалистом экстра-класса. И вообще, в условиях хирургического стационара, когда тебя привозят полумёртвого после ДТП, аварии в шахте, разбойного нападения или несчастного случая по пьяни, не очень-то покапризничаешь, выбирая врача нужного цвета. И врачам надо или работать в единой многорасовой команде примерно так: «Мы общаемся на трёх языках... Один говорит на Шинглиш (Sh-English [Shangano English]), другой на Бинглиш (B-English [Boer English]), третий на Ринглиш (R-English [Russian English]) Полиглоты, ба-ААА-алин. :-)».

Или больные будут помирать. Хотя в ЮАР в случае смерти больного родственники не бегут в суд, как в США, не пишут в СМИ, блоги и Астахову, как в России, и не врываются всем племенем с АК в руках в больницу, как в арабских странах, но всё же терять больных не хочется...

Не исключаю, кстати, что причиной такой белизны медперсонала служит этнический расклад. Негры, живущие в провинции Лимпопо - это (северные) сото, тсонга (они же шангаан) и венда, которые слабо представлены в руководстве страны и имеют основания считать себя «обиженными» (венда, кстати, входят в Организацию наций и народов, не имеющих представительства - в компании с африканерами, бугага). Поэтому могут не следовать строго «линии партии».

А по словам witkowsky, «Сейчас количество уезжающих белых сбалансировалось с количеством приезжающих. Распространённые в Рунете ужасы о санкционированной новым режимом охоте на белых - это не преувеличение. Это "пример так называемого вранья" (с). Если на рабочее место претендуют белый и цветной (и то еще не всякий) - вероятно, возьмут цветного. Но и только. А чёрные пригороды Йоханнесбурга - это еще не вся страна». Откуда у него информация? От знакомых буров. Полагаю, что они не станут врать в пользу АНК.

Интересные факты:

Бывали случаи, когда белые называли себя «черными» или «африканцами», иногда даже меняя при этом фамилию на более «африканскую», но их все равно не брали на работу из-за цвета кожи.

По обвинению в расизме, непотизме и коррупции с поста главы Земельною банка была уволена Хелина Дольны, видный член АНК и ЮАКП, вдова Джо Слово.

Когда, вопреки предсказаниям, он [Мандела] в назначенный день, 13 сентября, не умер, его решили убить.

Малегапуру Макхоба, ректор университета Квазулу-Натал, опубликовал статью, в которой сравнил белых мужчин с бабуинами. А после поражения Мбеки Макхоба назвал его, своего многолетнего покровителя, - «классическим диктатором нашего времени наравне с Иди Амином, Робертом Мугабе, Мобуту Сесс Секо и зулусским королем Чакой».

Роль английского языка резко возросла. С 1994 по 1999 количество печатных изданий на педи, например, сократилось на 88 %, на африкаанс - на 70 %, на зулу - на 60 %. За эти же годы количество печатных названий на английском выросло на 60 %.

В Претории открыт Парк памяти с мемориальной стеной. На ней написаны имена южноафриканских героев, погибших в борьбе за свободу. Там есть и имена африканеров - героев англо-бурской войны, но имен бойцов южноафриканской армии, погибших в боях против освободительного движения, на стене нет. Группа африканерских активистов открыла неподалеку другой, альтернативный мемориал с именами этих людей.

Песня «Де ла Рей» не запрещена, но по радио и телевидению она не исполняется.
Впрочем, не исполняется и другая популярная песенка - «Дайте мне мой пулемет...» Ее поют на митингах сторонники Зумы.
В 1999 известные певцы начали исполнять антикитайскую песню.
В 2002 разгорелся скандал по поводу песни «АмаНдийа» («Индийцы»). «Нам нужны сильные и смелые мужчины, чтобы выступить против индийцев...».
(Авторы по понятным причинам не поведали про этот прошлогодний скандал Суд ЮАР запретил песню борцов с апартеидом... за расизм, который освежился в 2011 с участием Боно. - Р.).

В Лондоне действуют уже 2 голландские реформатские церкви, а в Австралии открыто 7 школ с обучением на африкаанс.

В английских больницах работает много черных южноафриканских медсестер. Процент уехавшей индийской молодежи едва ли не выше, чем белой.

Население ЮАР составляет всего 0,7 % населения мира, но число больных СПИДом составляет 14 % от числа больных СПИДом в мире.

Южноафриканских фермеров приглашают теперь в Ботсвану и Замбию, и некоторые уезжают.

К 2008 в стране было до 6 млн. иммигрантов из африканских стран - сомалийцы, нигерийцы, конголезцы, руандийцы, бурундийцы, угандийцы, танзанийцы, мозамбиканцы и зимбабвийцы. Зимбабвийцы по-английски обычно говорят лучше, чем многие черные южноафриканцы (сказывается наследие системы образования в ЮАР при апартхейде).

2 черных радиожурналистов были отстранены от работы за то, что говорили в эфире, что «женщины коса крадут мужчин у других женщин».

В 2006 опрос показал, что 72 % южноафриканцев редко общаются или не общаются вне работы с представителями других расовых групп, а 40 % не доверяют представителям других расовых групп. Самая низкая степень общения с другими группами среди бедноты.

В заключение позволю себе процитировать это:
«Новые певцы и рок-группы начали петь о прошлом африканерской нации, об ущемленной гордости, о том, что молодое поколение устало извиняться. Пожалуй, лучше всего настроение молодого поколения выражено такими словами 1 из песен группы Клопьях: «Я встану в конец очереди / Я буду носить цвета радуги на рукаве / Но я никогда больше не буду извиняться».»

Мы тоже устали. Всё это словоблудие о том, что ктой-то когой-то оккупировал, ктой-то когой-то прогеноцидил, ктой-то кому-то должен чегой-то выплатить... и платить и каяться, каяться и платить, пока не озвереет... а потом каяться за то, что озверел.

Хотя почему я говорю «мы»? Ведь я думаю в первую очередь о сербах. Извинения, принесённые под угрозой - всё равно, бомбёжек, санкций, массовой демонизации в СМИ или чего-нибудь ещё, - да ещё в одностороннем порядке, не имеют ничего общего с искренним покаянием и лишь разжигают националистические чувства. Я могу поверить, что в руководстве АНК просто не задумываются об этом - у них «другое в голове» ©. Тем более что извинения (официальные и неофициальные) со стороны африканеров зазвучали задолго до 27.04.1994. Казалось бы, достаточно, чтобы закрыть эту тему.

Впрочем, что взять с банту, которые одной ногой стоят в первобытном строе, когда высокоцивилизованные, озабоченные несением бремени белого человека демократии, свободы и прав человека западные политики и журналисты просто задолбали сербов обвинениями во всех смертных грехах? Они-то наверняка прекрасно отдают себе в этом отчёт и преднамеренно провоцируют побеждённых на реваншизм.

Национальная политика и национальные отношения в ЮАР после 1994
© И.И. Филатова, Л.Б. Давидсон, 2009

Вступление
После формальной отмены апартхейда в ЮАР в н. 1990-х журналисты и политологи впервые заговорили о «южноафриканском чуде» - возможности мирного перехода власти к демократически избранному правительству и мирной трансформации законодательно расчлененного по расовому признаку южноафриканского общества в единую нацию. В 1994 длительные переговоры между Африканским национальным конгрессом (АНК) и остававшейся у власти Национальной партией (НП), Партией свободы Инката, Демократической партией, представителями бантустанов и другими заинтересованными сторонами1 завершились принятием переходной конституции, демократическими выборами и созданием правительства национального единства. Большинство наблюдателей и вне, и внутри страны давали сугубо позитивную оценку объявленной правительством Нельсона Манделы политики национального примирения.

Правда, как известно, далеко не все члены и сторонники АНК приветствовали тот факт, что новый национальный гимн включил в себя, наряду с гимном АНК «Нкоси сикелела Африка», старый африканерский «Ди Стем», что представители Национальной партии получили несколько министерских постов в новом правительстве, и тем более, что Мандела не демонстрировал неприязни к бывшему противнику - наоборот, даже зашел на чашку чая к вдове Хендрика Фервурда, главного автора и создателя системы апартхейда. Но ожидание скорых перемен к лучшему среди черного большинства и чувство облегчения среди белого меньшинства оказались сильнее мелких недовольств. Мандела сформировал правительство национального единства и провозгласил политику национального примирения. В стране началась настоящая эйфория. Епископ Десмонд Туту провозгласил, что Южная Африка уже стала «радужной нацией». Но прошло совсем немного времени, и южноафриканцы стали относиться к этим словам скептически, а то и с насмешкой. В действительности ситуация оказалась значительно сложнее.

Расовая дискриминация была основой государственной структуры страны на протяжении столетий, не говоря уже о 4 с лишним десятилетиях режима апартхейда. Она оставила глубочайший след в исторической памяти южноафриканцев, как черных, так и белых. Этот след и определяет в большой мере то, как развивались события в стране после краха апартхейда.

1. Всего в переговорах участвовало 20 делегаций.

ЮАР, !южноафриканское

Previous post Next post
Up