Друг Царей

Mar 23, 2015 03:38

12.



От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 5 декабря, 1916 г.
…Так же упорно, как они, т. е., как Тр. и Родз. (со всеми злодеями) на одной стороне, - так я, в свою очередь, стану против них (вместе со святым Божьим человеком) на другой. - Не поддерживай их - держись нас, живущих исключительно для тебя, Бэби и России. Милый, верь мне, тебе следует слушаться советов нашего Друга. Он так горячо, денно и нощно молится за тебя. Он охранял тебя там, где ты был, только Он, - как я в этом глубоко убеждена и в чем мне удалось убедить Эллу, - и так будет впредь - тогда все будет хорошо. В «Друзьях Божиих» один из Божиих старцев говорит, что страна, где Божий человек помогает государю, никогда не погибнет. Это верно - только нужно слушаться, доверять и спрашивать совета, - не думать, что Он чего-нибудь не знает. Бог все Ему открывает. Вот почему люди, которые не постигают Его души, так восхищаются Его удивительным умом, способным все понять. И когда Он благословляет какое-нибудь начинание, оно удается, и если Он рекомендует людей, то можно быть уверенным, что они хорошие люди. Если же они впоследствии меняются, то это уж не Его вина - но Он меньше ошибается в людях, нежели мы, - у Него жизн. опыт, благословенный Богом. Он умоляет, чтобы скорее сменили Макарова, и я вполне с Ним согласна. Я сказала Шт., что он напрасно его рекомендовал: я ему говорила, что это далеко не преданный человек и что теперь самое главное - найти действительно преданных людей на деле, а не только на словах, и что мы должны за них крепко держаться…
…вечером повидаю нашего Друга, что придаст мне сил…
…Святая Дева да хранит тебя, а Гр. молится за тебя и мы все так же…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 6 декабря, 1916 г.
…Мы провели вчерашний вечер уютно и мирно в маленьком доме. Милая большая Лили тоже пришла туда попозднее, а так же Муня Головина. Он был в хорошем веселом настроении. - Видно, что Он все время думает о тебе и что все теперь хорошо пойдет. Он беспокоится по поводу предстоящего приезда Трепова, боится, что он снова тебя расстроит, привезет ложные сведения, я хочу сказать - новости, и подсунет своих кандидатов…
…Будь властелином, слушайся своей стойкой женушки и нашего Друга, доверься нам!
…Наш Друг очень доволен нашими девочками. Говорит, что они для своих лет прошли тяжелые курсы и что их души заметно развились. Они, действительно, страшно милы и очень хороши теперь с А. Они разделяли с нами все наши переживания, - это научило их правильному взгляду на людей, и в жизни это будет для них полезно. Малютка также очень много переживает своей маленькой широко открытой душой. Я никогда не смогу достаточно отблагодарить Бога за чудесное счастье, ниспосланное Им мне в твоем лице и в них: мы - одно, что так ужасно редко встречается в наши дни, - мы тесно связанны друг с другом.
Получила 2 милых телеграммы из Архангельска от монархической партии. Я ответила с помощью нашего Друга, и Он просит тебя непременно позволить, чтобы телеграммы эти были напечатаны. Скажи Фредериксу, чтоб он дал им на то разрешенье, а так же, чтоб поместили первую их телеграмму и мою в «Новом Времени». Это откроет людям глаза…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 9 декабря, 1916 г.
…Наш Друг и Калинин умоляют тебя распустить Думу, не позже 14-го, по 1-е или даже 14-е февраля, иначе тебе не будет покоя, и дело не сдвинется с места. В Думе они боятся только одного - продолжительного перерыва, а Трепов намеревается тебя поддеть, говоря, что будет хуже, если эти люди разъедутся по домам и разнесут свои настроения. Но наш Друг говорит, что никто не верит депутатам, когда они поодиночке у себя дома, они сильны лишь, когда собираются вместе. Дорогой мой, будь тверд и доверься совету нашего Друга - это для твоей же пользы. Все, кто тебя любят, думают, что это правильно. Не слушай ни Гурко, ни Григоровича, если они станут тебя просить о коротком перерыве - они не ведают, что творят. Я бы не стала всего этого писать, если бы не боялась твоей мягкости и снисходительности, благодаря которым ты всегда готов уступить, если только тебя не поддерживает бедная старая женушка, А. и наш Друг; потому-то лживые и дурные люди ненавидят наше влияние (которое только к добру)…
…Наш Друг говорит, «что пришла смута, которая должна быть в России во время или после войны, и если наш (ты) не взял бы места Ник(олая) Ник(олаевича), то летел бы с престола теперь…
…Отправься к любимой иконе, наберись там решимости и силы. Постоянно помни о сновиденье нашего Друга. Оно весьма, весьма знаменательно для тебя и всех нас…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 10 декабря, 1916 г.
…На деле Мануйлова прошу тебя написать «прекратить дело» и переслать министру юстиции. Батюшин, в руках которого находилось все это дело, теперь сам явился к А. и просил о прекращении этого дела, так как он, наконец, убедился, что это грязная история, поднятая с целью повредить нашему Другу, Питириму и др., и во всем этом виноват толстый Хвостов. Ген. Алекс(еев) узнал об этом после от Батюшина. Иначе - через несколько дней начнется следствие, - могут снова поднятья весьма неприятные разговоры, и снова повторится этот ужасный прошлогодний скандал. Хвостов на днях, при посторонних, сказал, что сожалеет о том, что «чику» не удалось прикончить нашего Друга. И его, увы, увы, не лишили придворного мундира! Так вот, пожалуйста, сейчас же, не откладывая, отошли это дело Ман(уйлова) Макар(ову), - иначе будет поздно…
…Прилагаю письмо Сухомлинова к нашему Другу…

Интересно жаргонное еврейское слово «чик» - резник, забойщик скота - в устах русского министра внутренних дел. Отсюда название «чека» - бойня.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 12 декабря, 1916 г.
…вечером повидаю нашего Друга. - Так славно, покойно и тепло на душе!

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 13 декабря, 1916 г.
…Ангел мой, вчера мы обедали с нашим Другом у Ани. Все было так мило, мы рассказывали про наше путешествие, и Он сказал, что мы должны были прямо поехать к тебе, так как доставили бы этим тебе большую радость и «благодать», а я боялась помешать тебе!..
…Пресвятая Дева над тобой, за тобой, с тобой, помни чудо - видение нашего Друга!
…Прости за это письмо, но я бы не могла спать эту ночь, мучась за тебя, - не скрывай ничего от меня - я сильна - но слушайся меня, т. е. нашего Друга, и верь нам во всем. Остерегайся Тр., ты не можешь его любить и уважать. Я страдаю за тебя, как за нежного, мягкосердечного ребенка, которому нужно руководство, а он слушает дурных советчиков, в то время как Божий человек говорит ему, что надо делать…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 14 декабря, 1916 г.
…Любимый мой, наш Друг просил тебя закрыть ее 14-го, Аня и я писали тебе об этом, и, видишь, у них теперь есть время делать гадости…
…Если бы мне только заполучить тебя сюда, все сразу стало бы тише, а если б ты вернулся, как просил Гр. через 5 дней, ты привел бы все в порядок, ты бы положил свою усталую голову на грудь женушки, и Солнышко придала бы тебе силы, и ты бы послушался меня, а не Трепова…
…Но мой долг - долг жены, матери, и матери России - обязывает все говорить тебе, - с благословенья нашего Друга.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 15 декабря, 1916 г.
…Очень благодарю тебя (так же от имени Гр.) за Мануйлова. Подумай, милый, Малама сказал вчера в 5 часов, что от тебя не было бумаги (курьер приехал сегодня рано утром), а потому я должна была телеграфировать. Из этого хотели сделать целую историю, примешав туда разные имена (просто из грязных побуждений) и многие собрались присутствовать на суде. Еще раз, спасибо, дорогой. Наш Друг был у нее, - я не выходила из дома. Он уже давным-давно не выходит из дому, ходит только сюда. Но вчера Он гулял с Муней к Казанскому Собору и Исаакиевскому, ни одного неприятного взгляда, все спокойны. Он говорит, что через 3 или 4 дня дела в Румынии поправятся, и все пойдет лучше.
…Наш Друг говорит, что Калинин теперь должен выздороветь.
…Поверь совету нашего Друга. Даже дети замечают, что дела идут плохо, если мы Его не слушаем, и, наоборот, хорошо, если слушаем. «Узкая дорога, но надо прямо по ней идти - по-Божьему, а не по человеческому», - только надо на все смотреть мужественно и с большей верою…
…Вот чудо (все говорят): «Варяг» пришел раньше других - шторм 40 балл. - от Гибралтара до Глазго. Вода не только хлестала сверху, но и забиралась внутрь - и, увы! - всюду: машины не важны, их надо скорей чинить в Англии. Наш Друг волновался, когда они вышли из Владивостока, но они остались целы и невредимы, потому что Лили ходила с верой летом в Верхотурье и Тобольск с Гр. и Ан.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 16 декабря, 1916 г.
…Гр. и Прот. просят не созывать Думу до февр., чтобы дать им время разъехаться, что более чем необходимо. Здесь они держатся «группой», представляя собой заразу в городе, а когда они рассеяны по всей стране, никто не обращает на них внимания и не считается с ними.
Вчера вечером у Ольги был комитет, но это продолжалось недолго. Володя Волх., у которого всегда бывает для нее в запасе улыбка, избегал ее взгляда и не разу ей не улыбнулся - видишь, как наши девочки научились наблюдать людей и их лица. Они очень развились духовно, благодаря этим страданиям. Они сознают все, что мы переносим. Это нужно - это их развивает. К счастью, они часто бывают настоящими детьми, но у них понятие и внутреннее чувство не по летам. Как говорит наш Друг, они прошли трудные курсы…
…Поскорее уволить Макарова, не зачисляя его в Гос. Сов.,- другие тоже не были туда зачислены, - и не обращать внимания на письмо Тр-ва. Поверь совету нашего Друга, а теперь и Кал-на также - он опасен и держит Трепова вполне в своих руках.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 17 декабря, 1916 г.
…Мы сидим все вместе - ты можешь себе представить наши чувства, мысли - наш Друг исчез. Вчера А. видела его, и он ей сказал, что Феликс просил его приехать к нему ночью, что за ним заедет автомобиль, чтоб Он мог повидать Ирину. Автомобиль заехал за ним (военный автомобиль) с двумя штатскими, и Он уехал. Сегодня ночью огромный скандал в Юсуповском доме - большое собрание, Дмитрий, Пуришкевич и т. д. - все пьяные. Полиция слушала выстрелы. Пуришкевич выбежал, крича полиции, что наш Друг убит.
Полиция приступила к розыску, и тогда следователь вошел в Юсуповский дом - он не смел этого сделать раньше, так как там находился Дмитрий. Градоначальник послал за Дмитрием. Феликс намеревался сегодня ночью выехать в Крым, я попросила Калинина его задержать.
Наш Друг в эти дни был в очень хорошем настроении, но нервен, а так же озабочен из-за Ани, так как Батюшин старается собрать улики против Ани. Феликс утверждает, будто он не являлся в дом и никогда не звал Его. Это, по-видимому, была западня. Я все еще полагаюсь на Божие милосердие, что Его только увезли куда-то. Калинин делает все, что только может. А потому я прошу прислать Воейкова. Мы, женщины, здесь одни, с нашими слабыми головами. Оставляю ее жить здесь, так как они теперь сейчас же примутся за нее. Я не могу и не хочу верить, что Его убили. Да смилуется над нами Бог!
Такая отчаянная тревога (я спокойна - не могу этому поверить).
Спасибо тебе за твое милое письмо. Приезжай немедленно - никто не посмеет ее тронуть или что-либо ей сделать, когда ты будешь здесь. Феликс последнее время часто ездил к Нему.

От А. Ф. к Н. А. телеграмма. Царское Село, 17 декабря, 1916 г.
Горячо благодарю за письма. Не можешь ли ты немедленно прислать Воейкова? Нужно его содействие, так как наш Друг исчез с прошлой ночи. Мы еще надеемся на Божие милосердие. Замешаны Феликс и Дмитрий.

От А. Ф. к Н. А. телеграмма. Царское Село, 17 декабря, 1916 г.
Калинин делает все возможное. Пока еще ничего не нашли. Феликс, намеревавшийся уехать в Крым, задержан. Очень хочу, чтобы ты был здесь. Помоги нам Боже! Спи спокойно. В молитвах и мыслях вместе.

От А. Ф. к Н. А. телеграмма. Царское Село, 18 декабря, 1916 г.
Только что причастились в домовой церкви. Все еще ничего не нашли. Розыски продолжаются. Есть опасение, что эти два мальчика затевают еще нечто ужасное. Не теряю пока надежды. Такой яркий солнечный день. Надеюсь, что ты выедешь сегодня, мне страшно необходимо твое присутствие.

От А. Ф. к Н. А. телеграмма. Царское Село, 18 декабря, 1916 г.
Приказала Максимовичу твоим именем запретить Дмитрию выезжать из дому до твоего возвращения. Д. хотел видеть меня сегодня, я отказала. Замешан главным образом он. Тело еще не найдено. Когда ты будешь здесь? Целую без конца.

В дневнике Великой княжны Ольги Николаевны находим запись, касающуюся убийства человека Божия Григория: «Суббота, 17 декабря… Весь день сидели с Мамой. Отец Григорий с ночи пропал. Ищут везде. Ужасно тяжело. Были у всенощной здесь, дома. Вечером Мама, Аня исповедывались. Лили Ден была. Папа писал. Почти до 12 сидели. Все ждали телефона от Калинина и т. д. Спали мы 4 вместе. Боже, помоги… Воскресенье, 18 декабря. Мама и Аня причащались. Она живет у нас в доме, т. к. Мама за нее боится. Около 11 часов мы 2 в лазарете. Дел очень мало. Там идет разборка, чистка и т. д. Касьянов со вчерашнего дня в городе. У Папы был вчера военный совет, в 4½ должен был выехать. Помоги Бог как тяжело. Аня и Лили утром и днем были. Пошли гулять с ней и Тити. С утра чудная погода, яркое солнце, небо. Мороз сильный. Сидели все вместе. Сохрани и спаси, Господь Святый. Лили и Аня пили чай и будут обедать. П. Н. обедал и в 10 часов уехал. После 11 часов только разошлись. Настроение самое тяжелое. Татьяна и я спали с Мамой. Я на койке Папы, а она на кушетке… Все-таки уютней… Как всегда к Знамению в лазарет. Почти было нечего делать. Пошли с Касьяновым в гостиную и при закрытых дверях и без никого я играла, а он напевал разные новые и красивые вещи. Он был очень милым. Пошла дать лекарства и т. д. и опять поиграли. После 12 часов после перевязок начали играть в блошки. Всегдашняя партия и мы с Касьяновым обыграли улан. Ели с Мамой. Окончательно узнали, что отец Григорий был убит должно быть Дмитрием и брошен с моста у Крестовского. Его нашли в воде. Как тяжело и писать не стоит. Сидели и пили чай с Лили и Аней и все время чувствовался отец Григорий с нами. В 5 часов поехали на ветку по ошибке и в 6 часов встретили папу и Алексея. Ужасно радостно. Обедали вместе. После 10 часов Папа и Мама принимали Калинина, потом дядю Павла. Мы были у Ани в комнате. В 12 часов спать».
Сообщенные свидетелями подробности убийства говорят о том, что оно носило ритуальный характер. А. А. Вырубова пишет в своих воспоминаниях: «19-го утром Протопопов дал знать, что тело Распутина найдено. Полиция, войдя в дом Юсуповых, на следующее утро после убийства, напала на широкий кровяной след у входа и на лестнице и на признаки того, что здесь происходило что-то необычайное. На дворе они в самом деле нашли убитую собаку, но рана на голове не могла дать такого количества крови… вся полиция в Петрограде была поднята на ноги. Сперва у проруби на Крестовском острове нашли галошу Распутина, а потом водолазы наткнулись и на тело: руки и ноги были запутаны веревкой, правую руку он, вероятно, высвободил, когда его кидали в воду, пальцы были сложены крестом. Тело было перевезено в Чесменскую богадельню, где было произведено вскрытие. Несмотря на многочисленные огнестрельные раны и огромную рваную рану в левом боку, сделанную ножом или шпорой, Григорий Ефимович, вероятно, был еще жив, когда его кинули в прорубь, так как легкие были полны водой…»
Огромная рваная рана на боку человека Божия Григория (знаменующая прободение копьем Ребра Спасителя) и пристреленная во дворе собака придают убийству символический смысл. А изуверная жестокость убийства отводит подозрение от подставных фигур Ф. Юсупова и в. к. Дмитрия Павловича, выдавая профессиональное злохудожество талмудического «чика».

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 22 февраля, 1917 г.
…Что я могу сделать? Только молиться и молиться! Наш дорогой Друг в ином мире тоже молится за тебя, - так Он еще ближе к нам. Но все же как хочется услышать его утешающий и ободряющий голос!
…Со станции я поеду прямо к Знаменью - именно потому, что бывала с тобой там раньше, это успокоит и укрепит меня, и я помолюсь за тебя, мой ангел. О, Боже, как я люблю тебя! Все больше и больше, глубоко как в море, с безмерной нежностью. Спи спокойно, не кашляй - пусть перемена воздуха поможет тебе совсем оправиться. Да хранят тебя светлые ангелы, Христос да будет с тобой, и Пречистая Дева да не оставит тебя! Наш Друг поручил нас Ее Знамени.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 23 февраля, 1917 г.
…Надевай же крестик иногда, если будут предстоять трудные решения, - он поможет тебе…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 26 февраля, 1917 г.
…Я только что брала Марию к Знаменью поставить свечи, ходили на могилу нашего Друга. Теперь церковь настолько высока, что я могу стать на колени и молиться там спокойно за всех вас, и дневальный меня не видит. Мы ездили к Алекс. Остановились и разговаривали с М. Ивановым, Хвощинским, новыми и доктором. Мягкая погода, очень солнечно. Я принесла тебе этот кусочек дерева с Его могилы, где я стояла на коленях…
…Солнце светит так ярко, и я ощущала такое спокойствие и мир на Его могиле! Он умер, чтобы спасти нас.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 2 марта, 1917 г.
…Носи Его крест, если даже и неудобно, ради моего спокойствия…
Previous post Next post
Up