Две печати

Nov 03, 2014 02:30

О последней брани антихриста со святыми в «Откровении» св. Иоанна Богослова говорится так: «И дано бысть ему творити брань со святыми и победити я: и дана бысть ему область на всяцем колене (людей) и на языцех и племенех. И поклонятся ему вси живущие на земли, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца, заколеннаго от сложения мира» (Ап. 13, 7-8).
Что значит быть записанным в книге, что есть сама эта таинственная книга жизни, в которой записываются имена избранных Божиих, как и каким образом производится запись, избавляющая душу от временной и вечной муки и чем изглаждаются записанные в ней имена?
Св. пророк Моисей ходатайствовал пред Богом о народе, согрешившем поклонением золотому тельцу: «Молюся Ти, Господи, согрешиша людие сии грех велик и сотвориша себе боги златы, и ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32, 32-36).
Местом нахождения таинственной книги, из которой изглаждаются отпавшие и куда заносятся верные, следует считать мысленное небо, мысленную твердь или небесные обители, согласно словам Господа, обращенным к возвратившимся с проповеди семидесяти ученикам: «Се даю вам власть наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит: обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10, 19-20).
Если сказанное о занесении в книгу жизни относится в целом к семидесяти апостолам, первоначально посланным Спасителем на проповедь, из которых почти все, как говорит церковное предание, впоследствии отпали от Христа, «от славы своея изриновени быша» (Пс. 48, 15), то, следовательно, запись, производимая в книге, как и вообще благодатные дары, не безусловна.
«Многие из учеников господних и, конечно, многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить Ему, - говорят Четьи-Минеи. - Когда наступили дни страданий Христовых, едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу -из числа тех, кто был обращен ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла» (4 января).
Отдавший суд верным Своим ученикам, Господь научает св. Церковь молиться устами св. пророка Давида о непринявших Его и дерзнувших на богоубийство иудеях: «Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся» (Пс. 68, 29). «Хотя, говорит, они и первые записаны ради живущих у Бога отцев своих, так как им даны и обетования, но как они решились на такие дела, то пусть будут изглаждены, и пусть, говорит, не будут написаны с избранными праведниками, сделавшимися достойными у Него жизни, как отрекшиеся от Начальника жизни» (Евфимий Зигабен, Толковая Псалтирь, Киев, 1882, с. 420)
Прославление имен праведников и проклятие или анафематствование отпавших является областью канонической богослужебно-аскетической практики Вселенской Церкви, получившей преемственное право «вязать и решить» от своего Божественного Основателя, сказавшего: «Елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешени на небесех» (Мф. 18, 18).
Спасение души или, говоря языком Писания, занесение в книгу жизни поставлено Самим Господом в зависимость от деяний Церкви, которая не только предстательствует в своих молитвах о живых и мертвых, прося о водворении во благих усопших в вере, но имеет власть отлучать от общения со Христом, то есть, изглаждать из книги живых записанных в нее ранее, как это показали отцы V Вселенского собора, прозванные «некродиоктами» за посмертное анафематствование еретиков.
Антропологически местом нахождения небесных обителей или мысленного неба, согласно сказанному: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), является чело или лоб человека.
Лобным местом называется гора Голгофа близ Иерусалима, на которой был распят Иисус Христос. По мнению церковных писателей, названо это место лобным потому, что там погребен праотец Адам и лоб его, то есть, глава, освятилась кровию Господа нашего Иисуса Христа, нового Адама.
На этом таинственном месте, согласно церковному преданию, находятся и вход во ад, и мысленный рай, как явствует из аббревиатуры, помещаемой на изображениях Голгофы - осмиконечного креста над пещерой с головой Адама и надписанием из четырех букв МЛРБ - «место лобное рай бысть».
Понятие о мысленном месте присутствует и в славянском слове чело- лоб. По мнению А. С. Хомякова, человек, значит, собственно, мыслящий; санскр. челл - думать. Самый глагол челл есть выводной из общего корня от чить, как дело от деть.
В видении св. Тайнозрителю показан Агнец, стоящий на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи «имущих имя Отца Его написано на челех своих» (Ап. 14, 1).
Эти запечатленные на челах именем Божиим избранники, кажется суть те, о которых апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит несколько ранее: «И видех инаго Ангела, восходяща от восхода солнца, имуща печать Бога Живаго. И возопи гласом велиим к четырем Ангелом, имже дано бысть вредити землю и море, глаголя: не вредите ни земли, ни моря, ни древес, дондеже запечатлеем рабы Бога нашего на челех их. И слышах число запечатленных: сто четыредесять четыре тысячи запечатленных от всякаго колена сынов Израилевых (Ап.7, 2-4).
О грядущем таинственном запечатлении избранных рабов Божиих, избавляющем их от общего наказания было открыто и св. пророку Иезекиилю: «И се, шесть мужей идоша от пути врат высоких, зрящих на север, и коемуждо секира погубления в руце его: и муж един посреде их облечен в подир, и пояс от сапфира о чреслех его: и внидоша и сташа близ жертвенника медянаго. И слава Бога Израилева взыде от херувимов сущая на них в непокровенное дому, и призва мужа оболчена в подир, иже имеяше на чреслех своих пояс. И рече Господь к нему: пройди среде града Иерусалима и даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих бывающих среде их: И сим рече: идите во град в след его, изсецыте и не пощадите очима вашима и не помилуйте: старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление, а ко всем, на них же есть знамение не прикасайтеся...» (Иез. 9, 1-6).
На челах были запечатлены избранники Божии «не только потому, - говорит комментатор, - что знак здесь был виден, но и потому, что этим налагалась особая печать на ум и самоопределение человека, седалищем которых считалась голова. Вследствие этого с глубокой древности на челе полагался особый знак принадлежности к известному роду или культу, по которым носитель его являлся неприкосновенным (...), египетский Апис имел на лбу белый треугольник или четыреугольник, на челе индийского Шивы нарисованы плодородные воды Ганга, знак Шивы и Вишну ставится на челе индуса, очистившегося в священных водах, японский пилигрим в храме Тенсио Дан Син получает в знак прощения малую квадратную дощечку, на которой большими буквами написано имя божества и которую он носит на лбу; на челе же у рабов клеймилось имя владельца» (Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина, СПб, 1904-1914).
Едва ли не первым ограждающим знамением в истории человечества явилась Каинова печать. «И положи Господь Бог знамение (знак) на Каине, еже не убити его всякому обретающему его» (Быт. 4, 15).
Что это был за знак и от человека ли исходила угроза смерти для Каина? Комментатор на (Иезек. 9,1-6) поясняет: «Знак, по- еврейски, «тав», может означать последнюю букву еврейского алфавита, но так как эта буква в древних алфавитах (не только еврейском...) имела форму креста, а крест всегда был самым удобным и принятым знаком, почему и назван в алфавите «знаком», «тав», то если «тав» здесь имеет значение «знак», а не буквы, подлежащие избавлению все же были отмечены ни чем иным как крестами на челах, совпадение с христианским знаком искупления едва ли ненамеренное» (Толковая Библия).
В дохристианском мире знамение креста являлось знаком проклятия, и таковым оно и осталось для непринявших Бога иудеев. По сообщениям церковных историков, восстанавливавшие при Юлиане Отступнике Соломонов храм иерусалимские иудеи были устрашены именно чудесно запечатлевшимся на их одеждах спереди и сзади знамением креста. Господь же Иисус Христос, искупивший на Кресте род человеческий, даровал сей спасительный знак веровавшим в Него как в грядущего Избавителя в Ветхом Завете, и последовавшим Ему ученикам в знамение Спасения. Крест, по словам апостола, «погибающим убо юродство есть, а спасаемым (…) сила Божия есть» (1 Кор. 1, 18).
Уже в ветхозаветное время крестообразно кропленая на дверные косяки и перекладины кровь пасхального агнца, по мнению св. отцов, прообразовавшая таинство искупления человеческого рода на Кресте, являлась знамением, ограждавшим домы евреев от губителя поразившего первенцев египетских (Исх. 12, 13-22).
Охранительную силу имела и золотая дощечка с именем Иеговы, которую носил на своем челе первосвященник. Когда искушение смерти коснулось израильтян в пустыне, он встал облеченный в подир и диадему, со спасительным именем на челе между мертвыми и живыми против гнева Господня и «этому уступил истребитель и этого убоялся» (Прем. 18, 25).
В церковной богослужебной и аскетической практике крестное знамение означает то же, что и имя и полагается в Церкви там, где по ходу молитвенных чинопоследований вместо множественного числа личного местоимения может быть поставлено собственное имя.
Знак креста ставится при письме рядом с личной подписью в документах, а в случае неграмотности автографа заменяет ее.
На воинском знамени императора Константина - лабаруме - представлявшем собой обычный римский воинский стяг в виде древка с перекладиной в форме креста с прикрепленным к нему полотнищем, знак Креста и имя Христово были соединены в монограмме-Хрисме, которая помещалась вместо традиционного орла на челке стяга.
Само имя Христово, христианское, как и название креста, происходит, по-видимому, от греческого «хрисма», помазание.
Священным елеем, или миром помазывались в древности священники, цари и пророки в знак особого божественного избрания на угодное Богу служение. В христианской Церкви миропомазание совершается крестообразно со словами: «Печать дара Духа Святаго». Знамением креста помазывались на царство православные цари, сначала помазанием главы, а позднее по чину таинства миропомазания и всего тела. В чине елеопомазания, отправляемом в Православной Церкви на утрени священник помазует народ елеем, знаменуя крест на челе.
Предреченное в пророческих книгах Священного Писания таинственное вписание в книгу жизни, или запечатление избранных Божиих, останка Израиля, малого стада Христова в последние времена перед кончиной века, в дни великой скорби, кажется, есть не что иное как ограждение верных силою Честнаго и Животворящего Креста от всегубительного действия гнева Божия, «да ничтоже вредно сопротивознаменанному образу соделает», по выражению заклинательных молитв, через исповедание имени Божия, совершаемое соблюдением в непорочности и чистоте данного при Крещении святого имени.
В то время, говорит пророк Исайя: «Имутся седмь жен за мужа единаго, глаголюща: хлеб наш ясти будем и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отими укоризну нашу. В день оный воссияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля. И будет останок в Сионе и останок в Иерусалиме, святи нарекутся вси написании в жизнь в Иерусалиме» (Ис. 4, 1-3). Иерусалим берется здесь в значении спасительной участи, небесного гражданства.
Св. Писание свидетельствует, что есть и иное вписание, иное, вавилонское гражданство, вступающие в него, как преселяемые из Иерусалима в Вавилон записываются на глиняных табличках халдейского народосчисления.
«Отступающие на земли да напишутся» (Иер.17,13), -говорит пророк. По таинственному совпадению перстный состав, плоть и кость человека и вещественное основание вычислительных машин имеют одну и ту же материальную природу - глину, прах. В древности на Востоке из глины делали печати, которыми запечатывались двери домов. По мнению некоторых толкователей, глиняной была печать, приложенная к камню пещеры Гроба Господня. Из глины создавался и голем, средневековый робот-разрушитель, вековая мечта местечковых каббалистов. Такое же двойное значение, как и небесного гражданства- запись на небе и на челе, имеет гражданство земное, вавилонское, пишемое на челе и на компьютерной матрице.
Именно таким земляным, перстным написанием вольных или невольных отступников от веры, лишающим их собственого имени, как по непричастности мысленному естеству небес, так и по вещественному составу имяобразующего материала является, как можно думать, компьютерная числовая нумерация «всех живущих на земле», которую произведет тот, кто «приидет во имя свое» (Ин. 5, 43), ложный мессия, антихрист.
Свойство его печати таково, что давая ее обладателю возможность получения вещественных благ, всего, что приобретается через куплю и продажу, эта печать отлучает от невещественного блага, сокровенного во святом имени человека - возможности Богообщения и соделывает отступников чадами гнева.
Кажется, «седмь жен» эсхатологического видения пророка Исайи - это полное число безымянных в горнем мире душ, хитростью, коварством и насилием записанных антихристом в книгах погибельных и лишенных небесного поименования. Их невольное отступление, подобное вавилонскому плену, нераскаянное на земле, не властно будет разрешить разгосударствленное священство последних времен.
Только муж един, плотоносный ангел-хранитель и защитник верных, архистратиг небесных воинств на земле, имеющий печать Божественного помазания на царственном челе, царь и первосвященник, названный пророку Даниилу по имени его небесного тайноводителя, став между мертвыми и живыми, как тот, облаченный в диадиму и подир, возможет,кажется, угасить всегубительство Божественного гнева.
«И во время оно востанет Михаил князь великий стояй о сынех людей твоих: и будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго: и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе» (Дан. 12, 1), как предрек архангел пророку Даниилу.
Уместно ли привести здесь в качестве иллюстрации сказанного описание спасительного тайнодействия Священной Особы Российского Императора, относящееся к посещению Москвы во время холерной эпидемии 1830 года Государем Императором Николаем I, который, как царь и первосвященник, по выражению богословов; «священнодействует самим своим саном», самой печатью Божественного помазания, по чину Мелхиседека, сам себя принося в жертву за свой народ.
«Государь пробыл в Москве до 7 октября. Посещал он общественные учреждения, главным же образом направлял и ободрял власти. Во дворце умерли от холеры старик лакей, обслуживавший комнату Государя, и судомойка. Недомогание ощутил и он сам. Бенкендорф пишет: «Вдруг за обедом, на который приглашено было несколько особ, он почувствовал себя нехорошо и принужден был выйти из-за стола. Вслед за ним поспешил доктор, столько же испуганный, как и все мы, и хотя через несколько минут он вернулся к нам с приказанием от Государя не останавливать обеда, однако никто в смертельной нашей тревоге уже более не прикасался к кушанью. Вскоре затем показался в дверях сам Государь, чтобы нас успокоить, однако его тошнило, трясла лихорадка и открылись все первые симптомы болезни. К счастью сильная испарина и данные во время лекарства вскоре ему пособили, и не далее как на другой день все беспокойство наше миновало». В бытность Государя в Москве прибавлено было число больниц, открыты приюты для осиротевших детей, богадельни для одиноких стариков. Государь за всем наблюдал. Заболевания начали уменьшаться» (Н. Тальберг, Неизвестная Россия, М., 1995, с. 48).
Николай Козлов
Previous post Next post
Up