Фестиваль «Золотая маска», проходивший в 29 раз, завершился парадоксальным вручением наград, множеством обид. Лучшими спектаклями названы «Кабаре» Театра Наций, «Р» «Сатирикона», «Ребенок» Воронежского камерного театра… Всех призов не перечесть, но и их оказалось мало. Жюри пришлось вручать дополнительные награды, которые восприняли как утешительные и даже не вышли получать.
Накануне церемонии организаторы сообщили о намерении провести ее не в большом зале Музыкального театра им. Станиславского и Немировича Данченко, а в скромном «Атриуме», что радикально снизило число присутствующих. Внезапные перемены объяснили тем, что открытое пространство без жесткого разделения на зрительный зал и сцену продемонстрирует общность собравшихся. Оставшимся за бортом предложили следить за награждение онлайн.
Страсти вокруг «Золотой маски» кипят до сих пор. Сразу после ее вручения активисты начали писать доносы. Уехавшие за пределы Отечества коллеги обвинили организаторов в неуместности праздника. Знатоки критиковали выбор жюри и сокрытие имен режиссеров, которые и без того исчезли из афиш и упоминаются как «Режиссер-Режиссер».
Традиционно церемонию начали с музыкального театра. Один за другим выходили за призами участники спектакля «Кабаре» Театра Наций, представленного в категории «Оперетта/мюзикл», хотя по словам Евгения Писарева, ставился он как драматический спектакль с драматическими артистами на сцене драматического театра. Писарев предположил, что бывают времена, когда ценнее нот становится то, что можно выразить словами. Первая «Маска» за «Кабаре» досталась Александре Урсуляк. «Я не настоящая певица, я драматическая актриса», - сказала она, получая награду. Затем вышел ее партнер по спектаклю Олег Савцов, отмеченный за лучшую мужскую роль. Он повторил слова своего Конферансье МС: «Живи сам и дай возможность жить другим в этом гребаном мире». Елену Шанину наградили за роль второго плана, и теперь ее домашняя коллекция работ Олега Шейнциса пополнится «Золотой маской», которую он когда-то собственными руками создал. Вручили награду и художнику по костюмам Виктории Севрюковой, и Евгению Писареву как лучшему режиссеру.
При этом не «Кабаре», а мюзикл «Три товарища» пермского «Театра-Театра» в постановке Бориса Мильграма стал лучшим спектаклем в данной номинации. Такие решения всегда вызывают вопросы. Награду получила и дирижер Татьяна Виноградова, наблюдать за которой по ходу спектакля, все равно что за Теодором Курентзисом. Это своего рода театр в театре.
Лучшим балетным спектаклем стала «Катарина, или Дочь разбойника» Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского. Балет Цезаря Пуни, сто лет никто не видел и не ставил, так что пришлось заново создавать партитуру. Для Красноярска это первая награда такого уровня. «Новая опера», отмеченная за «Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда в постановке Василия Бархатова как лучший оперный спектакль, тоже получала подобную награду 25 лет назад за «Евгения Онегина» в постановке Евгения Колобова.
Специальная премия жюри музыкального театра за исключительные художественные достоинства присуждена спектаклям «L.A.D» Екатеринбургского театра «Урал. Опера. Балет» и «De temporum fine comоedia», созданному в рамках Дягилевского фестиваля в промышленном пространстве. Теодор Курентзис, причастный к созданию последнего, на сцену подниматься не стал. Видимо, счел награду утешительной. Чуть позже вручавший призы в драме Евгений Миронов попытался подбодрить коллегу: «Теодор, привет!», однако мрачного настроения не развеял.
В какой-то момент сценарий решили сбить с привычной колеи, прервали вручение в области музыкального театра и начали раздавать призы кукольным театрам. За актерскую работу отметили Евгения Цыганова, сыгравшего в Центральном театре кукол им. Образцова «Я - Сергей Образцов» своего не такого уж и дальнего родственника. Евгений напомнил, как год назад получал награду за спектакль Дмитрия Крымова «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция»: «Очень многое изменилось за этот год. Мы уже не играем спектакль, но благодаря «Золотой маске» он шел в кино. Хотя бы так удалось его сохранить. Ребята, давайте сходим все на спектакли «Золотой маски» на случай, чтобы не смотреть их потом в кино». В Театр Образцова ушли еще две награды: режиссеру Борису Константинову и за лучший спектакль - все это за славянский фолк-хоррор «Белая уточка». «Маска» за работу художника впервые отправится в Алма-Ату. Антон Болкунов, придумавший куклы-нарукавники и работавший на спектакле «Паша» в Алтайском театре «Сказка», всю жизнь провел в Казахстане. «Это слишком волнительно, и слова не идут в горло», - сказал взволнованный лауреат.
Победителем в номинации «Драма. Спектакль малой формы» стал «Ребенок» Воронежского камерного театра в постановке Антона Федорова, а лучшим спектаклем большой формы -
«Р» в «Сатириконе» по адаптированному «Ревизору» в постановке Юрия Бутусова, который, по собственному признанию, попытался рассказать о поиске свободы как главной человеческой ценности. Его имя ведущие церемонии не назвали, это сделала номинантка и исполнительница роли Марьи Антоновны Марьяна Спивак.
В номинации «Лучшая женская роль» было представлено много хороших актрис от Яны Кузиной из Воронежа до Нины Усатовой. Награда досталась ученице Анатолия Эфроса, прекрасной исполнительнице роли королевы Елизаветы в «Марии Стюарт» МТЮЗа Виктории Верберг. Счастливая избранница благодарила режиссера Петра Шерешевского за счастье репетиций и сам спектакль. Отмечен жюри и ее коллега за роль второго плана на редкость органичный Сергей Погосян. Он назвал награду космической, поблагодарил Генриетту Яновскую и Каму Гинкаса за то, что взяли «взрослого мальчика из Казахстана» в свой театр, вспоминал алмаатинцев - своих учителей и партнеров, отдельно первую наставницу, приведшую его за руку в театральную студию со словами: «Сельское хозяйство --это не ваше».
Анатолий Григорьев отмечен за роль Каренина в «Каренине» в Новосибирском «Старом доме». Еще одну награду за роль второго плана получила Наталья Петрова за «Морфии» Псковского театра драмы им. Пушкина в постановке Антона Федорова. Сам Федоров, представленный «Морфием» и «Ребенком», отмечен как художник по костюмам в «Морфии». А мог претендовать на большее, если бы учредитель премии СТД РФ не принял решения не выдвигать номинантов в категории «драма/работа режиссера».
Жюри драматического театра и театра кукол тоже не хватило призов, поэтому вручили еще и спецпремии, которые выдающийся историк театра и член жюри Алексей Бартошевич предложил впредь именовать особыми. Они предназначены спектаклям-явлениям, больше, чем просто режиссерам и актерам. К ним отнесли «Материнское сердце» в БДТ им. Товстоногова и «создание образа русской женщины в воплощении актрисы Нины Усатовой», а также творческую группу «Войны и мира» Театра им. Евг. Вахтангова за создание уникальной картины мира романа Толстого.
Нина Усатова, сыгравшая Авдотью Громову, вспоминала своего любимого земляка Шукшина, по рассказам которого и поставлено «Материнское сердце»: «Это самая моя любимая роль - Матери. В ней и моя мама, и бабушка, и вся Россия. Скромненько так». Она поблагодарила Андрея Могучего, словно прощаясь с ним навсегда, за тот праздник и подарок, который он ей сделал. «Спектакль как очищение. Многому я у Андрея Могучего научилась в профессиональном и человеческом смысле», - сказала Усатова. Напомним, что Могучему недавно не продлили контракт в БДТ. Имя Римаса Туминаса, поставившего «Войну и мир», со сцены не прозвучало. Сказано было, что в понедельник ему предстоит тяжелая операция.