Так странно и страшно слушать некоторые высказывания по поводу терактов в Брюсселе. Это чудовищно, что люди совершенно не понимают основных причин происходящего. "Пусть сплотятся спецслужбы! Все должны объединиться в борьбе с этим злом! Только международная коалиция! Не дадим им победить! Международное сообщество собирается защищать себя от террористов?"
Но почему же никто не скажет, а в чем состоят задачи террористов? Что такое их победа? Конкретно? Водрузить зеленый флаг над Брюсселем? Перераспределить посты еврочиновников в пользу своих лидеров? Забрать себе собственность европейцев? Обратить европейцев в рабов? Чего они хотят - кто это знает? Не те, кто надеется на рай после смерти, а вот те, другие, которые собираются остаться на этом свете? Об этом почему-то никто не говорит - но тогда что имеется в виду, когда говорят о победе над террором? Если даже нет понимания целей террористов, о какой победе над ними можно говорить?
Нет, заявленные цели ИГИЛ - это не то. Допустим, они имеют цель создать халифат в тех или иных пределах - но террор в Европе никак не помогает им в этом. От взрывов в Брюссельском метро территории не прирастают. Значит, цель другая? Но какая, в чем она?
А мне так видится, что никакой цели в этих терактах нет. Эти теракты - жест.
Жест обиды, мести, злобы. За то, что с целыми странами, регионами, этносами де-факто обращаются как с второсортными. С унтерменьшами. Которые можно безнаказанно бомбить, вводить туда войска, направлять беспилотники, разделять, произвольно перекраивать. Я даже не буду приводить примеры: они общеизвестны.
Следует понимать, что я ни в коей мере не пытаюсь оправдать терроризм, я всего лишь размышляю о его причинах. Понятно, что верхушка всех этих организаций управляется в той или иной мере спецслужбами, но не рядовые члены. Их приводит в ряды экстремистов что-то другое. Что? Да, конечно - пропаганда, это непременно. Но этого недостаточно. Еще совсем не так давно территориальная удаленность давала эффект надежной культурной изоляции. Но с развитием информационных технологий сравнить уровни жизни там и здесь не составляет никакого труда. И вот сидит за компьютером молодой араб-беженец, смотрит картинки отдыха европейцев в уютных кафешках, и думает: а почему так? Я чем хуже их? Я не человек? В 17-18-19 веках молодые, полные сил и энергии люди, не нашедшие достойного места на родине, либо пополняли ряды различных движений сопротивления в борьбе с колониализмом, либо отправлялись в дальние неизведанные края, где надеялись найти лучшую долю. Сегодня таких мест на планете не осталось, и убежищем стали структуры вроде ИГИЛ. По ТВ говорят: в ее структурах воюют рекруты из 80 стран - что привело туда людей? - я так думаю, то же самое, что привело немцев в ряды НСДАП: субъективное ощущение униженности - и нищета. Караулова - это исключение, единичный случай, основную массу бойцов формируют отнюдь не выходцы из зажиточных семей. Я отлично помню "Три товарища" Э.М.Ремарка:
"1921. Я припоминал. И не мог уже вспомнить. Этот год просто выпал из памяти. В 1922-м я работал на строительстве дороги в Тюрингии. В 1923-м заведовал рекламой на фабрике резиновых изделий. То было время инфляции. В месяц я зарабатывал двести миллиардов марок. Деньги выдавали два раза в день, и каждый раз делали на полчаса перерыв, чтобы сбегать в магазины и успеть купить хоть что-нибудь до очередного объявления курса доллара, так как после этого деньги снова наполовину обесценивались.
Что было потом? Что было в последующие годы? Я отложил карандаш. Не имело смысла вспоминать дальше."
Там вообще много примет времени для внимательного и вдумчивого читателя.
По первой же ссылке нашла отличный анализ вопроса автором: умница, зрит в корень. А кто-то вообще собирается бороться с ощущением униженности, нищетой, занятостью молодежи? - нет, никто не собирается. Европейцы не знают, куда свою-то молодежь пристроить, где им еще о чужаках голову ломать. А всё остальное, все эти призывы сплотиться вокруг спецслужб - это просто попытки вылечить тяжелый недуг жаропонижающим. Градус может и снизится, но ненадолго.
PAVEL VORONOV
Кинолюбитель
Если отойти от буквального понимания слова "цель", то ИГИЛ это не столько структурированная организация с четкими и ясными целями, сколько очередное воплощение исламского бессознательного в чьих-то "ловких и натруженных руках".
Можно бесконечно рассуждать, о том чьи эти руки, и какие у них настоящие цели, для которых они используют очередное поколение молодых мусульман, и я боюсь сегодня, это останется демагогией и конспирологией. Понятно, что реализовать их захватнические планы шансов у них нет, никаким террором. Понятно, что люди стоящие у руководства, управляющие каналами финансирования, не ставят перед собой цели покорения новых земель, и прекрасно понимают абсурдность программы ИГИЛ, с установлением очередной, и конечно единственно верной трактовкой ислама.
Основы всех радикальных исламских движений составляет молодёжь. Молодые люди смотрят на вещи полярно, они максималисты, и в определенный момент сталкиваются с миром. Современная культура диктует тренд, стань успешным, как можно больше успеха, в как можно молодом возрасте. Вы можете быть не популярны у противоположного пола, вам приходится заниматься не престижной работой, не иметь возможности реализовать потенциал по объективным причинам ( или субъективным ), вы начинаете ненавидеть мир. В нашей среде, это часто приводит юных бунтарей в молодежные субкультуры, в радикальные политические организации или движения. А у тех кто причастен к исламскому миру - в радикальный ислам соответственно.
В радикальной среде, молодые люди сублимируют свою ненависть вперемешку с энергией, они находят высокую цель в жизни, перестают быть неудачниками и никем, по крайней мере в собственных глазах. Именно поэтому мусульмане, выходцы из цивилизованных стран, становятся самыми радикальными, жестокими и деятельными террористами.
В существующей обстановке на ближнем востоке, эта критическая масса стала катализатором всплеска ИГИЛ, на базе существовавших конфликтов и противоречий.