Зеркало мира

Nov 19, 2015 09:56

Кто хотя бы раз открывал мой журнал, могли заметить цитату, взятую в качестве девиза: «Хочешь узнать человека...» и так далее. И вот совершенно неожиданно и случайно я обнаружила иллюстрацию к ней, и не где-нибудь, а в Юсуповском дворце. Попутно я узнала, что, оказывается, Дворец этот не имеет статуса музея, являясь только чем-то вроде Дома культуры - это поразительно, но к делу не относится.

Так вот, в одном из залов экскурсовод обратила наше внимание на картину, которую я сама, устремленная все дальше и дальше, в манящие анфилады, не заметила бы, скорее всего. Сюжет картины вроде бы прост и незатейлив: обезьянка рисует портрет кота, позирующего ей с сосредоточенным и полным насупленного достоинства выражением на мордочке лица. Казалось бы, просто шутейное полотно, улыбка художника - и это было бы так, если бы на картине не присутствовала главная сюжетная деталь - портрет.

Тот портрет, который вышел у обезьянки. Не знаю, что скажет художнице котейко, но экскурсовод наш сформулировала коротко и емко: картина лучше всяких слов показывает всю специфику так называемого авторского видения, и любое произведение - это портрет не столько реальности, сколько отображения этой реальности в сознании автора, с поправкой, само собой, на его умения и навыки. Что лежит у него на душе - то он и вкладывает в работу в меру своих способностей.

Глядя на портрет кота, сложно решить: или художница сравнительно недавно взяла в лапы кисть, если же дело не в этом, то симпатий к своей модели она явно не испытывает: иначе не стала бы изображать такую злую карикатуру на вполне симпатичного, хотя и немножко сурового, котика. Где-то он ей явно перешел дорогу.

Отсюда еще одна мораль: не стоит доверять интерпретациям. Если хочешь узнать, каков на самом деле кот, смотри на кота, а не на его портрет. А вот если хочешь понять картину мира обезьянки - смело знакомься с ее творчеством.



искусство принадлежит народу

Previous post Next post
Up