*******

Jan 06, 2014 15:35

По ТВ увидела репортаж про выставку в Эрмитаже скульптур Эдгара Дега, а также ухватила кусочек видеоряда: благодаря ему-то моментально захотелось пойти. Все знают Дега как живописца, а он, оказывается, еще и увлеченно и талантливо лепил. Выставка называется "Искусство в движении", она, к сожалению, очень маленькая, но при этом замечательна. Дега лепил из смеси воска и особой глины, которые позволяли переделывать, дорабатывать скульптуры. При жизни выставлял свои работы лишь раз: скульптура девочки-танцовщицы, которой в волосы повязали атласный бант и надели настоящую пачку-юбочку, почему-то вызвала неоднозначную реакцию публики и критики (для меня так и осталось загадкой, что же так эпатировало публику в этой работе - эх, насколько же нетронутым было сознание тогдашних европейцев), и это так угнетающе сказалось на авторе, что он замкнулся в себе и не стал более выставлять свои работы (не боец с косностью общества оказался Дега, не боец...). И публике остается лишь посочувствовать, потому что работы его восхитительны. Он пытался поймать очень тонкие, редкие моменты движения, которые трудно ухватить, невозможно надолго задержать, зафиксировать - это требует особой зрительной и пространственной памяти. К сожалению, съемка на выставке запрещена (честно говоря, я не понимаю запретов на любительскую съемку: ну неужели выложенный в сети снимок кого-то отвратит от похода на выставку? Зато работы увидели бы люди, у которых нет возможности пойти, они приобщились бы к прекрасному - словом, это типичный случай перекошенного авторского права, выливающегося в понижение общего культурного уровня. Честно говоря, бесит).
Контрабандой, с лестницы я всё-таки сняла один стенд, качество соответствующее. Лепил Дега в основном лошадей и танцовщиц - ну что ж, в красоте движений он знал толк, разве что котов напрасно обошел вниманием :)



После смерти Дега его работы хранились где-то по наследникам, и вот в конце 90-х их решили отлить в бронзе. Позабавил еще такой момент: велись дебаты, в том числе на площадках Эрмитажа, можно ли считать оригинальными такие отливки, если они не верифицированы автором. Я-то вообще не вижу проблемы: если достоверно известно, что слепок авторский, то почему же авторство на бронзовую отливку должно принадлежать литейщику или генеральному директору этой фирмы. Так или иначе, скульптуры были отлиты в бронзе, восковые экземпляры хранятся где-то в частных коллекциях, а вот бронзовые - выставляются, и они очень интересны. Это настоящая классика, но в оригинальном мастерском исполнении.
Плюс к этой там была выставка современного японского искусства. Как и полагается, трэш и угар, но симпатичные. Но это как-нибудь потом.

Еще меня очень впечатлило, как переделали Главный штаб под музейные нужды. Внутренний двор перекрыли стеклянной крышей, сделали огромную лестницу: может, это всё и раньше было, но я не видела. Получилось много света, простора, воздуха - отличный выставочный комплекс.



искусство принадлежит народу

Previous post Next post
Up