По сути, неоколониализм стал возможен благодаря просвещению. Это любопытный феномен: побочные действия тех или иных процессов. И еще раз подтверждающий, насколько, с одной стороны, сложны, а с другой - закономерны связи в этом мире. Чего хотят украинские сторонники евроинтеграции? - да простого: "сделайте нам красиво". Они хотят, чтобы пришел европейский дядя, и сделал им как в Европе. С какого борща это нужно дяде, никто не задается вопросом, и вот почему.
В глухие времена, когда отсутствовало массовое образование, очарованность богатыми и преуспевающими европейцами была свойственна только тонкому слою тогдашней Илиты: они парле по франсе, выписывали инонаряды и иноповаров, и в общем во всем прочем смотрели в рот богатенькому европейцу с тросточкой. Это слепое идолопоклонство неплохо описано Достоевским в "Игроке". Исключения, конечно, были, но они были редки, и погоду не делали. Однако 90% населения вся эта заграница была глубоко фиолетова: никаких благ с нее они не видели, как и саму заграницу не видывали в глаза. Следствием этой необразованщины было отсутствие всякого пиитета перед европейскими учителями жизни: они были чуждой неизвестностью, и никаких чувств не вызывали. А это, в свою очередь, позволяло мобилизовать народ в случае прямой агрессии: мыслительный алгоритм был прост - покушающихся на твой дом нужно гнать поганой метлой. И никакой пиитет, поэзия и преклонения не могли тому помешать. А вот Илиты - совсем другое дело. Ну скажите: легко ли человеку поднять руку на обожаемого учителя? А на кумира мыслей и души? А на источник благ и плюшек? - то-то и оно. А у народа подобных ментальных трудностей не было, от того-то и становились возможны войны: было кому воевать.
По мере развития средств массовой информации и коммуникации, приобщения все большего количества людей к образованию, по мере расширения их кругозора число очарованных не могло не множиться. Люди смогли знать и видеть несколько шире непосредственного ареала своего обитания, ограниченного местом рождения и деятельности. И смогли сравнивать. И тут же возникла проблема: очарованные богатством соседа, множество людей, вместо того чтобы задуматься о причинах его процветания и использовать их, эти причины и способы, в своих целях, не нашли ничего лучше и проще чем проситься к богатому соседу в нахлебники. При этом надеясь, что просвещенный культурный сосед станет относится к нахлебнику по-братски, а не свысока. Ну а сосед, не будь дураком, быстро просек, что совершенно незачем тратиться на военные действия, делает вид, что в самом деле воспринимает приживалу серьезно: и послов примет по дип.протоколу, и "извините - будьте любезны" скажет... Но как только доходит до реальных дел в виде "дать денег" или "дать технологии" - вот тут-то приживале вежливо и культурно и укажут на его место - в передней. Однако до поры до времени он этого не понимает - ну ничего, не он сам, так его дети или дети детей непременно поймут: что они приобрели, а что потеряли.
Еще интересно: неужели только у меня возникает когнитивный диссонанс от сочетания понятий "майдан независимости" и "стремление к евроинтеграции"?
Если кто-то сделал вывод из прочитанного, что я одобряю войны и жалею о том, что стало возможно сильным и богатым добиваться своих целей без применения оружия, то это неверный вывод. Верный вывод - сожаление о том, что глупость и жадность человеческая никуда не деваются по мере распространения образования, они лишь приобретают другие формы и массовый характер. И выход из этого только один: нет, это не запрет образования, это в нынешних условиях нелепо, и только усугубит ситуацию. Выход один: сызмальства развивать в людях самостоятельность и критическое мышление. И не просто на словах, но создавая для этого условия и предпосылки. На этом погорел поздний СССР, на этом продолжает гореть все постсоветское пространство. Ищут легких путей и простых двухходовых решений. Но правильных решений с такими качествами не бывает в природе.