Меня давно интересовал вопрос, откуда растут ноги у наших либерал-реформаторов. Это не то, о чем вы подумали: из этого места у них растут руки, а вот поверить в то, что весь этот конструкт, в который они пытались - и пытаются - впихнуть нашу жизнь, они придумали сами - в это я поверить никак не могла.
Ответ был найден в книге
очень уважаемого мной автора, о котором я уже упоминала в своем журнале - корейского экономиста, профессора Кембриджского университета Ха Джун Чхана "Злые самаритяне". Прочитать его книги необходимо любому, кого интересует, как устроена реальная экономика, а не сферические кони в вакууме.
В нижеприведенной цитате он в свою очередь цитирует отца-описателя современного неолиберализма, учением которого оперируют люди, определяющие сегодня финансово-экономическую политику в нашей стране. Это совсем не означает, что именно данные идеологемы являются главной движущей силой их действий: истинные мотивы могут быть совершенно другими и достаточно далекими от академичности, но факт, что для прикрытия и оформления используются именно фридмановские концепты, неоспоримо.
"Люксовый бренд Toyota Lexus стал своего рода иконой глобализации благодаря произведению американского журналиста Томаса Фридмана The Lexus and the Olive Tree («Lexus и оливковое дерево»). Своим названием книга обязана прозрению, которое Фридман испытал в сверхскоростном поезде «Синкансен», путешествуя по Японии в 1992 году. Он посетил завод по производству Lexus и был потрясен. На обратном пути в поезде из Тоёты в Токио в газете ему попалась очередная статья о проблемах на Ближнем Востоке, где он долгое время работал корреспондентом. И тогда в голову ему пришла мысль...
Согласно Фридману, пока страны из мира оливковых деревьев не усвоят определенный набор экономических принципов, который он назвал «золотой смирительной рубашкой», им не войти в мир Lexus. Описывая «золотую смирительную рубашку», он фактически резюмирует основные положения современного ортодоксального экономического неолиберализма: чтобы вписаться в него, стране нужно приватизировать государственные предприятия, удерживать инфляцию на низком уровне, сократить число правительственной бюрократии, сбалансировать бюджет (а лучше вывести его в прибыль), либерализовать торговлю, отменить регулирование зарубежных инвестиций и рынка капитала, конвертировать валюту, сократить коррупцию и приватизировать пенсии. По его мнению, это единственный способ преуспеть в условиях новой глобальной экономики."
В пику им - позиция автора книги "Злые самаритяне":
"Свободная торговля снижает свободу выбора для бедных стран. В долгосрочной перспективе не пускать зарубежные организации на рынок может оказаться полезным. Инвестиции в компанию, которая будет терпеть убытки в течение 17 лет, могут стать великолепным решением. Некоторые лучшие мировые предприятия принадлежат государству и управляются им. «Заимствование» идей у более продуктивных иностранных фирм необходимо для экономического развития. Низкая инфляция и благоразумие правительства могут повредить развитию экономики. Коррупция существует, если рынка слишком много, а не слишком мало. Свободный рынок и демократия не являются естественными партнерами. Страны бывают бедными не из-за лености своих жителей; это жители «ленивы» как раз из-за того, что их страны бедны."
Для меня все изложенное давно перешло в разряд самоочевидного, и я не стала бы это размещать, если бы не живучесть мифов, которые как раз и развенчивает Ха Джун. То и дело попадаются отсылки к фридмановским построениям, хотя, казалось бы, жизнь давно показала их несостоятельность. Увы, это не имеет значения для смены курса, поскольку, как я уже упомянула выше, идеология - лишь прикрытие совершенно иных мотивов, которыми он диктуется.
PS Немного поразмыслив и почитав в интернете про "чикагских мальчиков", я поняла, что журналист не мог быть основателем теории неолиберализма, разве что популяризатором. Она начала складываться значительно раньше 1992. Знаменем теории, как пишет В.Катасонов в статье о "чикагских мальчиках", являлся Милтон Фридман, возглавлявший в 50-х годах Чикагский университет.
Эти исторические экскурсы никак не влияют на оценки содержательной части моей заметки, но я всегда за фактологическую и терминологическую точность.