"Увезу тебя я в тундру..."

Apr 15, 2018 12:49



Сначала серьезность намерений и наличие возможностей их реализовать продемонстрировала Россия: пуском в Каспийском море какой-то супер-пупер ракеты, далее - занятным видеорядом в послании президента. Настал черед США, и, вероятно, на их складах тоже нашлись залежалые ракеты с истекающим сроком годности. Потому как наказывать за химические атаки бомбардировкой складов с запасами химоружия, вследствие чего это самое разрушенное химоружие распространится по местности шире в разы и порядки - очень своеобразная идея.

Под шумок этих грозных демонстрацийвидных государственных деятелей реальные операционисты на земле деловито отжимают реальные же земли и ресурсы, а также деловито уничтожают живую силу противника (имею в виду, в частности, февральский расстрел ЧВК). Все как всегда: картинка в телевизоре - это картинка в телевизоре, а жизнь - это жизнь. И в реальной жизни американцы без лишней трескотни отжимают деньги (не нужно думать, что они обижают несчастных олигархов: у этих олигархов нет ничего своего. Обирая их, американцы в сущности обирают всех нас).
В реальной жизни пенсионеры не занимаются накоплениями и покупают фальсификаты вовсе не от финансовой безграмотности и потребительского легкомыслия, а просто по причине отсутствия денег. Но в телевизоре, в котором живет Набиуллина, всё выглядит совсем иначе, в телевизоре достаточно только захотеть - и всё у тебя будет. Ну, почти всё, если не ссориться с америкой. И за это всё - тебе не будет стыдно.

Так или иначе, но, поскольку третья мировая пока откладывается на неопределенное время, можно заняться разными пустяками. Например, в очередной раз поговорить о гендерном. И это только кажется, что тема эта - сугубо частная и совсем не политическая - ничуть ни бывало. Она всегда остросоциальна, а потому - политически важна. Скажем, раздумывая над ней минут пять, я пришла к такому суждению: по отношению к гендерной тематике можно достаточно быстро, не вникая в другие вопросы, диагностировать человека как яростного антисоветчика. Как так? - а очень просто. Если кто не знает, я расскажу: в СССР декларировалось гендерное равенство, и не просто декларировалось, но и прилагались реальные усилия для его обеспечения: заработная плата, пособия, социальное страхование, льготы матерям-одиночкам и т.д. Все эти меры были призваны уменьшить материальную зависимость женщины от мужчины, и, соответственно, уменьшить все пагубные последствия, которые порождает любая - я подчеркиваю, любая - зависимость.

Следует заметить, что капитализм под давлением прогресса, а главное - социалистических идей, вынужден был освободить женщину от правовой зависимости от мужчины: напомню, что еще лет сто назад женщина была полностью юридически зависима от мужа - практически, просто прилагалась к нему вместе с детьми, и должна была следовать его судьбе. Исключение - наиболее богатые и/или родовитые дамы: богатство и социальный статус в обычной нереволюционной обстановке очень хорошо профилактируют волюнтаризм сограждан, как далеких, так и близких. Именно поэтому отъзд жен декабристов в Сибирь подавался как подвиг, а не как нечто само собой разумеющееся. Однако постепенно ситуация стала меняться, и к середине 20 века в развитых странах - опять-таки под давлением примера СССР - правовая зависимость была изжита, осталась только кормовая - имущественная. К 80 годам и она была существенно уменьшена - в основном, в странах северной и западной Европы.

В СССР, как я уже упомянула, был взят курс на изживание даже этой формы зависимости. Будучи в массе своей выходцами из народа, большевики знали жизнь реальную, а не салонную, как аристократы, и не телевизорную, как нынешняя "илита", и потому отдавали себе отчет, что без ликвидации имущественной зависимости все разговоры о равенстве останутся лишь пустой болтовней. И, определившись со стратегией, грамотно взялись за тактику. Тем не менее, деятельность эта не привела к поставленным целям, и не в последнюю очередь потому, что государство столкнулось на этом пути всё с тем же диалектическим конфликтом интересов себя любимого и отдельных личностей и персон. Выяснилось, что полностью независимая женщина - это роскошь и барство, позволить которое - себе дороже. Надо же понимать: независимость разбаловывает людишек, и они вместо слова "надо" всё чаще начинают нагло использовать "не хочу".

Независимые женщины недоумевали, зачем им из столиц и крупных городов, в которых расположены военные училища, ехать в какую-то глухомань, чтобы провести лучшие годы среди комаров и медведей. Они не понимали, зачем рожать множество детей, которые есть ресурс для социума, но для нее и для семьи - тяготы, обуза и гарантированный низкий уровень жизни и карьерная бесперспективность.

В общем, много всего начали воображать себе и о себе социальные винтики, но, поскольку гендерное равенство было провозглашено социалистической ценностью, отличавшей Союз от буржуазных государств, отыграть назад без риска обвалить всю идеологическую конструкцию было рискованно, и выбрали другие методы. Во-первых, постепенное выхолащивание практического содержания социальных гарантий, чтобы они вроде как были, но ничего не гарантировали. Во-вторых, идеологическая обработка: и истории о декабристках, и фильм "Офицеры", и "Дом, в котором я живу" - лишь малая часть примеров того, как должна вести себя настоящая женщина, не ставящая личное выше общественного. Она должна жить интересами мужчины и следовать его судьбе, потому что мужчина служит отечеству/обществу (как вариант, роду)/государству, а принцип принудительности заменен принципом претерпевания негативных последствий за нелояльность.

Так вот, любая форма имущественной зависимости: станешь выпендриваться - будешь голодать, или силуановское "ищите себе на пенсии кормильца" - суть буржуазный взгляд на человека, согласно которому субъектность имеет только источник денег. Все остальные - объекты, своей воли не имеющие. При рабовладении принцип зависимости доведен до своего предела, с распадом рабовладения он трансформируется в иные формы, от крепостничества до денежной зависимости в современных условиях. Никто до СССР даже не ставил задачу преодоления реальной (имущественной) зависимости, СССР поставил - но не справился. Просто не хватило ресурсов: пережить такую тяжелую войну - не шутка, а во время войны конечно же не до жиру.

Соответственно, те люди, которым очень хочется быть субъектными за счет несубъектного большинства, крайне болезненно и негативно относятся к этой советской попытке, как и всему прочему, привнесенному СССР. Именно поэтому их корежит от любых разговоров на тему феминизма: они не хотят никакого равенства, их более чем устраивает тезис "куплю всё, что захочу" и "послушание в обмен на еду (а буде кому повезет, то и на пряники)". Безусловно, равенство - значительно более затратные взаимоотношения, и не только и не столько по деньгам, сколько по времени и усилиям, приходящимся на единицу выработанного продукта. Приказать - быстрее и дешевле, нежели убедить и/или заинтересовать, или даже смириться с отказом, из чего очевидно, что в краткосрочной перспективе субъект, опирающийся на равенство, со всей очевидностью будет проигрывать тому, кто оперирует зависимостью и подчиненностью. Ситуация меняется при оценке долгосрочных последствий, но кто в нынешнем мире интересуется длинными перспективами. "Жить нужно сегодня" - лозунг текущего момента.

Из сказанного следует очень простой вывод: в буржуазном обществе, в отличие от предшествующих формаций, свобода и независимость обеспечиваются исключительно деньгами - и властью как максимально надежной страховкой от риска их потерять. Конечно, избавляясь от других социальных рисков, неизбежно приобретаешь риск потери денег, и даже власть спасает далеко не всегда, но что же поделать - при неравенстве оно всегда так: покой нам только снится. Есть мнение, что распри и их непременное условие и источник - имущественное неравенство - это естественное течение событий, основанное на природе человека (нередко встречаю тезис об "искусственности" СССР и "естественности" капитализма - сложно придумать что-нибудь глупее). Мне эта точка зрения категорически не близка, мне гораздо ближе Советский Союз, который по-формановски "хотя бы попытался".

дневник наблюдений

Previous post Next post
Up