Художественное произведение глазами читателя и автора

Feb 10, 2009 13:55

...мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный человеческий мир и в то же время не являющегося простым повторением или отражением реального: в фиктивности этих человеческих образов мы, за немногими исключениями, не сомневаемся, и в то же время эти призраки по временам обретают для нас бо'льшую реальность, чем окружающие нас живые люди, мы считаемся с ними, как с подлинно существующими или существовавшими, воспринимаем себя и других в формах, созданных творческим воображением поэта <...>

И так же точно сживаются со своими героями авторы, эти первые читатели собственных произведений. "Никто не может верить в реальность описанного мною, читая мое произведение, с такою силой, с какою я верил в описанное, когда писал", - говорит об одном из своих романов Диккенс. Бомарше, оправдываясь от упреков в тривиальности диалога своих комедий, указывает, что он только записывает то, что говорят ему созданные им лица. Писемского мучают образы его лиц; для того, чтобы спать спокойно, он должен заглушить сознание основательной выпивкой: "они... не дают мне спать. Стоят вокруг меня и передо мной всю ночь и смотрят, и живут, и не дают мне заснуть" <...> Бесконечным разнообразием наделен как будто бы этот мир, созаваемый человеком по своему образу и подобию, существующим и не существующий одновременно.

Белецкий А.И. В мастерсткой художника слова // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С. 119-120. Курсив мой.

Да, я села за диплом. Что тут смешного?

болтология, дискуссия, (ино)наука, персонажи, diploma, цитаты, creatiff

Previous post Next post
Up