На спектакль Трудные люди Бар-Йосефа в Современнике вчера пробрался с трудом: пробки заполнили весь центр Москвы. В данном случае это было кстати, создало нужный антураж для осознания тяжёлой жизни героев. Кто они? Евреи, перебравшиеся в Англию, но мечтающие о Святой Земле. Оттуда к Рахели даже приезжает жених, Лейзер, который воспринимается не иначе как посланец непонятного, но манящего мира, где светит солнце и есть счастье семейной жизни.
We had an issue getting to Sovremennik yesterday for Difficult People by Bar-Yosef, as the centre of Moscow was stuck in jams. I never minded this time, they helped to create the right background to conceive the hard life of the heroes. Who are they? Jews living England but dreaming of the Holy Land. It is form there where comes Leizer, Rachel’s bridegroom who is perceived as an ambassador of the strange yet attractive world where the sun is always shining and happy families exist.
Они пытаются это сделать, но каждый по-своему. Шимон (Кваша) хочет устроить жизнь сестры, Лейзер (Гафт) исчет правды, которая избавит его от паутины лжи, а сама Рахель… Она ищет простого женского счастья, чтобы с ней разговаривали, а не допрашивали, любили, а не делали одолжение, принимали такой, какая она есть. Ахеджакова исполнила роль великолепно, моментально преображаясь из скромной старой девы то в кокетку, то в разъярённую фурию.
И кажется, что цели героев не противоречат, но они никак не могут понять друг друга, живут как будто в параллельных реальностях. Почти до самого конца непонятно, удастся ли героям преодолеть барьеры непонимания. Но в какой-то момент это становится неважно, ты понимаешь, что герои разобрались сами с собой, а значит, пора давать занавес. Но стóит ли ждать 44-летнего возраста Рахели, чтобы постичь это? Думаю, для любого из зрителей очевиден ответ на этот вопрос.
They try to, but each in his/her own way. Shimon (Kvasha) wants to fix his sister’s life, Leizer (Gaft) searches for the truth to relieve him of webs of lies, and Rachel herself… She is looking for simple feminine happiness to be talked, not interrogated, loved, not compromised, accepted as she is. Akhedzhakova has played brilliantly turning in an instant from a shy old virgin to a mince or an irritated fury.
The goals of the heroes hardly contradict, but they have issues understanding each other, seem to live in parallel realities. It is not clear almost till the very end whether they can overcome the barriers of misunderstanding. But the moment comes when this is not important any longer, you see that the heroes have made peace with themselves and it is time for the curtains. But shall we wait for Rachel’s age of 44 to conceive it? I reckon the answer is clear for every spectator.