Люблю читать биографии корифеев советской психологии. Попутно узнаёшь массу интересных околопсихологических фактов.
Евгений Александрович Климов (1930 года рождения) придумал разделять профессии по типу труда. Если вы хоть раз слышали слова «человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ», то вы его знаете. Климов создал советскую профессиографию (она не интересуется сферами «человек-деньги» и «человек-бизнес»).
Дословно, «концепция Е.А. Климова направляет взгляд исследователя в первую очередь на духовный мир человека: его интересы, ценности, мировоззрение, смыслы; познавательную активность; стремление к осознанию и пониманию отношений в обществе и окружающем мире, к осознанию своих возможностей и ответственности в рамках эргатической системы, которая представлена многообразием субъектно-объектных взаимосвязей, обусловленных объективной реальностью разнообразного мира профессий (человек-природа; человек-техника; человек-общество; человек-человек; человек-среда-техника, человек-знаковые системы и др.)». Субъектно-объектные взаимосвязи «делать деньги» и «создавать системы для генерирования прибыли» ускользнули от его внимания.
В психологию Климов пришёл в золотое для неё послевоенное время.
С 1947-48 годов в средних школах СССР было возобновлено преподавание логики и психологии. Был социальный заказ на развитие внутриличностного и межличностного интеллекта.
Хотя работал Климов с 14 лет (во время войны трудился слесарем на Вятско-Полянском заводе № 367 - «Молот») и первый порыв его был в е минус за слесарный станок, сказали бы знакомые с сондианой, судьбой его стала психология, ха минус.
В Казанском университете с 1940 года на отделении историко-филогогического факультета (ха минус за историю, ха минус за филологию, факультет) действовало отделение русского языка, логики и психологии. Именно туда 18-летний Климов и поступает.
И сразу же, с первого курса, с головой ныряет в работу под руководством Вольфа Соломоновича Мерлина (корифей 1898 года рождения). Кстати, ровесниц Мерлин не признавал - первая жена была младше на 14 лет, вторая - на 27.
Мерлин был сыном учителя классической мужской гимназии в Могилёве (надо полагать, выкреста) и в гимназии же учился. Получил там классическое образование: 5 языков, включая греческий и латынь. Потом революция, Петроградский пединститут, Ленинградский губполитпросвет, 1930-е, Саратовский пед, Свердловский пед, и в 1948-м, пятидесятилетний, он поднимается на кафедру в Казанском университете, чтобы проработать до закрытия отделения русского языка, логики и психологии в 1954 году (после будет научная работа в Пермском педе, до самой смерти в 1980-х).
В провинции Мерлин спокойно описывает интегральную индивидуальность в стране победившего коллективизма. Одно название сборника под редакцией В.С. Мерлина чего стоит! «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» (Пермь, 1966), каково? Частота употребления слова «пытливость» составляет 40 раз на ≈ 300 млн. слов, сообщает нам jeck.ru. Его синоним "любопытство" употребляется в наши дни 10 414 раз на то же количество слов. Тему воспитания психологического любопытства учителей в ЕГЭ-ориентированной сегодняшней школе замнём для ясности.
Рождённая в СССР теория Мерлина сводит воедино генетические, психодинамические, нейродинамические, личностные, социально-психологические и социальные миры, - если вы знакомы с уровнями психодиагностики, то легко определите масштаб обобщения. Из столицы в провинцию Мерлин подался не просто так. Ещё в 1934 г. он подчеркивал, что любой человек имеет НА БОЛЬШИНСТВЕ ЭТАПОВ СВОЕЙ ЖИЗНИ не одну, а НЕСКОЛЬКО зон ближайшего развития, - то есть прямо спорил с Л.С. Выготским (корифей 1896 года рождения из той же Могилёвской губернии), который развивал свои новаторские теории в Москве.
Ну это мы отвлеклись.
За результатом тестирования по Е.А. Климову легко угадывается мой профессиональный выбор: психолог и автор книг, писательница.
К несчастью, вопросы теста временами звучат анахронизмом (кружки художественной самодеятельности и прочие советские реалии), поэтому с современными подростками проводить его - сущее мучение.
С позиций же самореализации в профессии бессознательных влечений, климовский список состоит из занятий, где ни эс, ни дэ, ни пэ толком не представлены. Природа это е плюс, техника это е минус, человек это ха плюс эм плюс, знаковая система это ка плюс, художественный образ это хи плюс.
А в это время за океаном психолог Дж. Холланд (корифей 1919 года рождения), отслужив в армии, поступает в докторантуру по психологии и создаёт в 1950-х годах теорию профессионального выбора. В Европе Леопольд Сонди (корифей 1893 года рождения) в это время вышел из концлагеря и ждал получения швейцарского гражданства. Идея теста Сонди 1939 года о том, что выбор судьбы диктуется бессознательными влечениями, и каждое побуждение человека имеет несколько возможностей реализации, как минимум две, прошла незамеченной широкой общественностью.
Идея попроще, «профессиональные предпочтения человека являются в некотором смысле завуалированным выражением лежащего в их основе характера» принесла американцу Холланду мировую славу.
В опроснике Холланда вам дают 42 пары профессий, причем каждой паре надо выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
Всего таких типов шесть, заявил Холланд. Сначала это six types as "motoric, intellectual, esthetic, supportive, persuasive, and conforming." Потом он поменял их Realistic (Doers), Investigative (Thinkers), Artistic (Creators), Social (Helpers), Enterprising (Persuaders), and Conventional (Organizers)." Труды Холланда процитированы тысячи раз (в отличие от трудов Сонди).
По сути теория Холланда тоже интегральная. Например, в описании ниже эмоциональная стабильность - это темпераментная характеристика, а принятие решений - личностная. Секрет успеха Холланда в том, что он описывает аккорды влечений. Смотрите сами, прямо по ключевым идеям сондианы можно приписывать:
Реалистический. Принятие решений (для этого нужно хорошее эс плюс). Человек этого вроде личности эмоционально стабильный, с развитыми пространственным воображением (ка плюс хи плюс), ловкий (ха плюс, где всё рукоделие). Среда: манипулирование техникой и предметами (е минус).
Исследовательский. Познавательная деятельность (пэ плюс), наблюдение (хи минус) и анализ (ка плюс). Развито теоретическое мышление (ха минус). Среда: наука и исследования (пэ плюс).
Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия (хи плюс, пэ плюс, хи плюс). У таких людей богатая интуиция (пэ плюс) и развитое воображение (пэ плюс). Среда: сфера искусств, использование навыков презентации (хи плюс).
Социальный. Общение и взаимодействие с людьми (эм плюс), коллективные форматы задач (эм плюс). Человек этого типа амбициозен (пэ плюс), чувствителен (хи минус) и эмоционален (хи плюс). Среда: общественная деятельность (е плюс), работа с людьми (эм плюс).
Предпринимательский. Осуществление своих идей (пэ плюс), социальная активность (эм плюс). Представитель предпринимательского типа личности энергичен и импульсивен (эс плюс). Среда: бизнес, политика (дэ плюс, е минус).
Конвенциональный. Систематизирование информации (ка плюс), четкое следование инструкциям и планам (ка плюс). Этот тип удачно справляется с рутиной (пэ минус). Не эмоционален (ка плюс). Среда: работа, требующая точности (ка плюс), внимательности (хи минус) и усидчивости (дэ минус).
Холланд утверждал, что успех в профессиональной деятельности зависит именно от соответствия типа личности и профессии. Смею заметить, что как психолог за тридцать лет профессиональной карьеры я достаточно успешна. Однако опросник Холланда определяет у меня социальный тип как самый слабый:
В общем, вы уже поняли, что для профориентационного консультирования подростков я выбрала наиболее удобный мне путь, и предприимчиво работаю набором из 98 ключевых идей сондианы, а не тестами Климова или Холланда. Расскажу на примере, как всё на сессии происходит.
Кейс
https://rorschach-club.livejournal.com/285702.html выложен в глубоком подзамке и размышляет о профориентационном консультировании подростков. Напомню, вход в тему платный.
Искренне ваша,
Ольга Викторовна