Меня поразило больше всего печное отопление в храмах и музеях, - не то, чтобы я совсем не видела такого, в доме одной моей бабушки было печное отопление (правда, топили дровами и углем, а не единственно дровами, как в здешних краях), а в доме другой - печь-голландка на газу. Но печи в храмах я видела первый раз в жизни и при каждом случае фотографировала.
На территории действует музей собора, - там фотографии Елизаветы Фёдоровны с мужем (и, разумеется, фотографии церкви Марии Магдалины, построенной ими в Иерусалиме с видом на Старый город, где и покоится теперь Елизавета Фёдоровна), и фотографии Григория Распутина, который родился в деревне в двух километрах от Верхотурья, и который учился грамоте здесь в монастыре.
Мы были в поездке с частным гидом, аспиранткой истфака здешнего университета, а музейную экспозицию осматривали вместе с музейным работником. Музей соседствует с ризошвейной, а в их общем коридоре (кроме печей и дров) есть ещё антикварные сундуки, трюмо, зеркала и галерея портретов епископов и митрополитов Верхотурья.
Крестовоздвиженский собор 1903 года и задумался бежевым с серыми куполами на холме, - чтобы не спорить со златоглавым собором 1703 года над рекой Большой Турой. Вот он с той же точки: