Здравствуйте, уважаемые читатели!
В этом семестре мы занимаемся темой «Межличностный интеллект» и читаем глава за главой рукопись книги «Миндаль, арахис и фундук. Применение теста Сонди в психологическом консультировании».
© Бермант-Полякова О.В., 2011
МИНДАЛЬ, АРАХИС И ФУНДУК
Применение теста Сонди в психологическом консультировании
Глава 10
«Центральный динамический конфликт»
Я продолжаю напоминать вам материал 2009 года, сегодня судьбоаналитическая партитура по PDM (новейшая психодинамическая классификация расстройств характера), судьбоанализ в формулировках Сонди и мысли вслух по поводу современной сондианы.
«Нот» в судьбоаналатической записи - феноменов, клинических картин - 32, это восемь порывов, для каждого есть плюс, минус, ноль и амбивалентное состояние. Аккордов из «нот» можно составить ещё больше, что и обеспечивает адекватное отражение уникальности каждого человека. Когда у человека нет друзей, любимых, хобби или работы, вспоминайте материал из Лоцман-Боцман, влечение проявит себя в виде душевного или нравственного расстройства (в психоанализе нравственное называется незрелым супер-эго).
В современнейшей психоаналитической диагностике описаны двадцать психодинамик. Каждая психодинамика в той или иной мере есть в каждом человеке, в эпизодическом проявлении. Каждая психодинамика может быть осознана и тем самым взята под контроль. «Расстройством характера» психодинамика становится, когда проявляется в любой ситуации и в общении с любым партнёром, то есть тотально, и при этом психодинамика не осознаётся человеком.
Психодинамики составляют патопсихологию (как говорят психологи советской школы) или дисгармонию характера (как говорят психиатры). Когда я приписывала «патопсихологические» аккорды, я описывала чёткую клиническую картину шизоидного, параноидного и т.д., феноменология и психодинамика каждого знакома вам, если вы работали в психиатрическом стационаре или поликлинике. Если вы не видели пациентов, а знаете о них только по книгам, просто пролистывайте следующую страницу. Фактически, «ноты», приписанные в скобках, это психотерапевтические мишени, которые необходимо проработать в психотерапии, чтобы тотальность сменилась парциальностью:
Цитируем по книге: Psychodynamic Diagnostic Manual: (PDM) by Alliance of Psychoanalytic Organizations, 2006. 600 p.
Personality Patterns and Disorders - P Axis (Характеры)
Types of Personality Disorders (типы психопатий)
P101. Schizoid Personality Disorders (шизоидная психопатия) (hy-k+m-)
P102. Paranoid Personality Disorders (параноидная психопатия) (s+hy-p+)
P103. Psychopathic (Antisocial) Personality Disorders (антисоциальная психопатия)
P103.1 Passive/Parasitic (пассивная/паразитическая форма) (s-e-k0)
P103.2 Aggressive (агрессивная форма) (s+e-k0)
P104. Narcissistic Personality Disorders (нарциссическая психопатия)
P104.1 Arrogant/Entitled (надменная/полноправная форма) (e0k+m-)
P104.2 Depressed/Depleted (депрессивная/истощённая форма) (e0p+m-)
P105. Sadistic and Sadomasochistic Personality Disorders (садистическая и садомазохистская психопатия) (s+hy+m+ садистическая)
P105.1 Intermediate Manifestation: Sadomasochistic Personality Disorders (садомазохистская с чередующимся проявлением) (s+-hy+m+- садомазохистическая)
P106. Masochistic (Self-Defeating) Personality Disorders (мазохистическая (саморазрушительная) психопатия)
P106.1 Moral Masochistic (моральный мазохизм) (s-hy+m+-)
P106.2 Relational Masochistic (мазохистические отношения) (s+-hy+m+-)
P107. Depressive Personality Disorders (психопатии депрессивного круга:
P107.1 Introjective (интроективная) (h0p+d-)
P107.2 Anaclitic (анаклитическая) (h0d-m-)
P107.3 Converse Manifestation: Hypomanic Personality Disorder (конверсивное проявление: гипоманиакальная психопатия (s+d-m+)
P108. Somatizing Personality Disorders (психопатии соматизирующего круга) (e-hy+m-)
P109. Dependent Personality Disorders (психопатии зависимого круга:
P109.1 Passive-Aggressive Versions of Dependent Personality Disorders (пассивно-агрессивные варианты психопатии зависимого круга) (s-p0m+)
P109.2 Converse Manifestation: Counterdependent Personality Disorders (конверсивное проявление: подчёркнуто-независимая форма психопатии (s+p0m-)
P110. Phobic (Avoidant) Personality Disorders (фобическая (избегающая) психопатия) (s0hy-m-)
P110.1 Converse Manifestation: Counterphobic Personality Disorders (конверсивное проявление: подчёркнуто-бесстрашная форма) (s+hy0m-)
P111. Anxious Personality Disorders (психопатии тревожного круга) (e+hy-p+)
P112. Obsessive-Compulsive Personality Disorders (обсессивно-компульсивная психопатия:
P112.1 Obsessive (обсессивная форма) (k0p+m-)
P112.2 Compulsive (компульсивная форма) (s+k0m-)
P113. Hysterical (Histrionic) Personality Disorders (психопатии истерического круга (театрализация)
P113.1 Inhibited (подавляемая форма) (h0hy-d-)
P113.2 Demonstrative or Flamboyant (демонстративная или яркая форма) (h0hy+d+)
P114. Dissociative Personality Disorders (психопатии диссоциативного круга: (Dissociative Identity Disorder/Multiple Personality Disorder (чередующаяся/множественная личность) (h+-hy+-p+)
P115. Mixed/Other (смешанная/другая психопатия)
Теперь прочтём оригинальный текст по Сонди и раскритикуем его, чтобы стало понятнее, зачем понадобилась сондианская ересь и совершенно другая методология «аккордов», «партитур» постмодернистского толка вместо энциклопедически всеохватного и систематизирующе-классифицирующего описания.
Цитируем по книге:
Собчик Л.Н. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. М: Фолиум, 1996. 96 с., илл.
Со стр. 3 В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям.
(принцип потенциального и актуального, и закономерный вопрос: что актуализирует то или иное бессознательное влечение? Внутри лежит «кнопка запуска» или «вовне», в окружающих людях?)
Со стр. 9 Состояние напряжения потребности, выявляемое полной реакцией по какому-либо фактору, может проявиться двояко: отреагирование вовне, т.к. реакция, предшествующая удовлетворению влечения, и вытеснение неотреагированного влечения в подсознание, сублимация его в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, интересах и увлечениях.
Конец цитаты.
Там же в рассылке 2009 года я пунктирно обозначала принцип консультативной работы, предъявляя портреты, на бланке примитивнейшим образом отмечаем выборы, которые сделал клиент, и принимаем решение, "работает" влечение, "застыло в амплуа", "пусто" или "амбивалентно" в соответствии с указаниями классической теории. Сонди даёт совершенно определённые указания, какие числовые отношения к чему относятся,
Когда влечение разряжено, то есть считается у Сонди "нулевым", ненаполненным, или на сленге "по нулям", то мы видим в бланке 0 выборов в столбике под соответствующей буквой, или 1+ или 1- или 1+ и 1-.
Когда влечение "работает в плюс", то есть для вас притягательны люди, которые это делают, то вы видите в столбике такие варианты: 2+ 1-, 3+1-, 4+1-, 5+1-
Когда влечение "работает в минус", то есть вы переполнены собственными желаниями это делать, то вы видите в столбике такие варианты: 1+2-, 1+3- 1+ 4-, 1+5-
Когда вы в контакте и с активной, и с пассивной стороной влечения, и сами действуете, и рады, что другие это делают, влечение "работает" и психика "дышит".
2+0- 3+0- 4+0- 5+0- 6+0- это примеры на Амплуа
2-0+ 3-0+ 4-0+ 5-0+ 6-0+ это примеры на Амплуа
Наконец, амбивалентность, тут вариантов меньше, 2+2- или 3+3- строго говоря, но Сонди приписывает и нестрогие
2+3-, 3+2-, 2+4-, 4+2- Это самое болезненное, что может быть из переживаний, если "амплуа" это скрытый, неосознаваемый дефицит спонтанности проявления влечения в жизни, то амбивалентность это явный и занимающий все мысли днём и ночью вопрос. Разряжайте любую из сторон, совершайте поступок, это изменит баланс во влечении, амбивалентность по-настоящему мучительна и изнуряет. Успех поведенческой терапии и многих поведенческих техник - именно в работе с этим классом проблем.
Лишите человека друзей, работы, хобби, сексуального партнёрства, - и вы увидите, что он душевно расстроится, заболеет.
Сонди работал в эпоху, когда ещё не изобрели ни антидепрессанты, ни нейролептики, ни атипичные нейролептики, то есть психофармакология не могла "отключать" ту или иную биохимическую реакцию на том или ином уровне, поэтому сразу "психотерапевтическую мишень" видел в социальной реабилитации, в 2010-м году то же самое делают передовые психиатры, их коллеги психологи, трудотерапевты, социальные работники и особая организация психиатрического стационара, милье-терапия.
Алгоритм моих размышлений как клинициста: какое-то одно из восьми конституционально слабо и никогда не проявится более-меннее отчётливо. Какие-то влечения намечены в жизни эскизно, другие определяют поступки и характер так, словно прочерчены в жизни твёрдой и ясной линией. Иногда прочерчена одна линия по одному влечению (цельные люди), иногда две (двойственные), иногда три (и тогда нужно амбивалентное hy+- на котором будет крутиться калейдоскоп).
Давайте вернёмся к книге Л.Н. Собчик,
Со стр. 9 Максимальное количество отвергаемых портретов того же фактора определяет то переполняющее его влечение, которое он отвергает, неосознанно вытесняет или подавляет из-за невозможности реализации этого влечения в реальной обстановке, что влечёт за собой сублимацию нереализованного влечения, проявляющееся в профессиональном выборе, в сфере интересов, в межличностных контактах, словом - в социализированной форме, в качестве компенсаторных реакций.
(я просто сделала шестнадцать амплуа и не стала сопоставлять с классификацией стратегий совладания=видами психологические защиты, какая где как действует. Это был ход мыслей в 2009 году, как объяснительная «рабочая гипотеза» подход теоретически хорош. На практике - достаточно интерпретировать клиенту работу его психологических защит, познакомить с возможностями, которых нет в его репертуаре защит, не усложняя сондианой этот пласт опыта. Самое существенное, что прогностическая ценность подхода «сопоставим порывы и защиты» для терапевта, который ведёт кейс, оказалась невелика, к пониманию логики болезненного процесса не добавляет ничего, поэтому я отказалась от него)
Со стр. 53-54
Формулы влечений
Психодиагностические признаки делятся на две основные группы:
1) личностные черты или симптомы
2) общая картина характера или болезни.
Факторы-черты ( или факторы-симптомы) это те признаки, которые выявляются амбивалентными или нулевыми реакциями. Устойчивая амбивалентная реакция (т.е. повторяющаяся при многократных исследованиях) говорит о существующей тенденции, которая осознана индивидом, но ещё не реализована. Амбивалентные реакции свидетельствуют о нарпяжённости тенденции при склонности к саморегуляции.
Внешняя реализованность тенденции (потребности) проявляется в нулевых реакциях.
Устойчивые нулевые и амбивалентные реакции, таким образом, определяют побудительные (мотивационные) факторы, дающие объективную и субъективную картину болезненных симптомов.
Однако эти симптоматические факторы ничего не говорят о причине возникновения симптомов или о побудительных силах, которые привели личность к тем или иным проблемам.
Факторы, определяющие характер или болезненные проявления, т.к. так называемые коренные факторы, диагностируются постоянно повторяющимися положительными и отрицательными реакциями при повторных обследованиях.
Конец цитаты.
(в классической сондиане болезнь это амплуа влечения, в сондианской ереси, где есть возможность эмоционального выплеска, болезнь это одна из форм выражения влечения. Об «эмоциональном выплеске» была глава в предыдущем семестре Лоцман-Боцман)
Со стр. 54
Постоянно положительные реакции выявляют неудовлетворённые потребности в связи с неблагоприятными внешними обстоятельствами, а постоянно отрицательные - напряжённость в связи с наличием внутриличностных запретов, т.к. при отказе собственного «Я» от реализации этой потребности, а также при избыточной (болезненной) выраженности этой потребности.
Постоянно отрицательная реакция не всегда служит показателем отказа индивида от реализации потребности: она также может свидетельствовать о приспособлении к окружающей среде.
(в классической сондиане логика рассуждений такая: потребности человека по-разному проявляют себя. Когда желание сверхсильно, переполняет, просто непосредственная его разрядка в действии в конкретной ситуации (внешняя реализованность тенденции по Сонди, знаки +) не реализует всего потенциала, человек выбирает профессию, чтобы восемь часов в день только и заниматься, что разрядкой сверхсильного влечения опосредованно, в деятельности, так его душевная система уравновешивается.
Допустим, мы провели четыре ретеста по Сонди и у нас четыре формулы по каждому влечению. Многократное исследование позволяет отличать симптоматические факторы от коренных (характерологических). Подсчитываем, сколько раз у фактора были амбивалентные и нулевые реакции, получаем число А. Подсчитываем, сколько раз у факторы были положительные и отрицательные реакции, получаем число Б. У симптоматических факторов А больше Б. У коренных (основных, базисных, характерологических факторов) Б больше А.
Определив силу напряжённости влечения для каждого из восьми влечений, следует расположить их в ряд. Так они оказываются проранжированными по степени напряжённости тенденций - что и даёт формулу наклонностей для данного конкретного испытуемого по итогам ретестовых замеров.
Выглядит формула так, первые два или три фактора, наиболее «амбивалентные и нулевые» во всех ретестах, то есть факторы с самыми высокими степенями напряжённости, - симптоматические ведущие факторы.
Факторы, у которых средняя степень напряжённости, - не вполне проявляющиеся субманифестные или латентные факторы, генетическая предрасположенность к симптомам заболеваний.
Факторы, у которых самая слабая степень напряжённости, которые постоянно в «амплуа» плюс или минус, - болезнетворные коренные факторы. Болезнь связывается с невозможностью социализации неосознанных и неудовлетворённых потребностей)
(это очень сложно и в практической работе нереально. Клиенту скучно по пятнадцать раз портреты выбирать, он не понимает, зачем это делать)
(в сондианской ереси болезненным может быть любой вариант из шестнадцати амплуа: слишком много идеализма, слишком много желания прикасаться к обнажённому телу, слишком много одиночества, не сублимированных в профессии и не вложенных в судьбоаналитические отношения - и пожалуйста, имеем душевное расстройство или аморальное поведение, словами психоаналитической диагностики, имеем слабость эго или незрелость супер-эго. Притом известно, в каком «ведре» на коромысле оно будет, это болезненное влечение. В описании выше h+-m- это «в сфере между человеком и другими», значит расстройство будет в сфере эмоций или разума «внутри Я», в пароксизмальном или в эго-влечении. Как только в трудотерапии или физиотерапии наполним h и m, изменится динамика во внутреннем мире)
(в классической сондиане: причины симптомов верхней строки, по Сонди, названы в нижней строке. Болезненное напряжение нереализованной потребности «выходит через клапан» симптомов. Проблема в том, что высчитывать формулы, сопоставлять и делать десять повторных замеров в психологическом консультировании нет времени. Есть время «на слух» сообразить, из материала клиента, какой порыв молчит, и начать работу на изменение состояния с того, чтобы ввести молчащее влечение в работу. Клиент не будет платить деньги за то, эффективности чего он не чувствует, и работа в психологическом консультировании требует умения сразу получить доступ к аффекту и что-то, хоть чуть-чуть, да изменить сразу).
Со стр. 55
В своём подходе к пониманию структуры влечений Сонди делит потребности на две основные группы стремлений - материнских и отцовских. Они действуют в противоположных направлениях. Отцовское в направлении «садизм-активность-агрессия», материнское, напротив, в направлении «мазохизм-интровертность-пассивность». Эти направления аналогичны нашему (Собчик) делению на стеничный (гипертимный) тип реагирования и гипостеничный (гипотимный), т.е. двум полюсам типологического круга, разделяющим человечество на сильный и слабый типы, на интровертов и экстравертов, на активных и пассивных, на агрессивных и тревожных. Сонди считает, что амбивалентная форма реакции является исходной формой всех побудительных потребностей.
(Если мысль Сонди выразить в определениях Собчик, каждый человек обладает нервной системой смешанного типа. Не факт. Не все люди проживают свою жизнь как «двойственные»)
(В тесте Сонди у нас четыре, как вы помните, влечения, сексуальное, пароксизмальное, эго и контактное, и внутри каждого влечения есть два фактора. Сонди заинтересовался ситуацией, когда факторы внутри одного влечения направлены в противоположные стороны, назвал это векторной напряжённостью и сформулировал, что если во влечении одна из потребностей (по одному фактору) удовлетворяется, а вторая (по другому фактору) - нет, то в этом влечении и надо искать насущную проблему данного индивида. Именно эта склонность становится опасной, разрушительной для личностной гармонии.
(Согласно классической сондиане, если у психолога d-m+ в психодинамике, «факторы направлены в противоположные стороны», и потребность по одному фактору не удовлетворяется, например, нет чувства «мы» ни с друзьями, ни с партнёром, то есть желание m+ переполнено, потому что не с кем реализовать, то насущная проблема индивида будет именно там. Как вариант, психолог будет искать «мы» в неэтичном поступке по отношению к клиенту, если нравственная основа e- или будет комментировать в ру_психолог на постоянной основе, сублимировать, если нравственная основа e+)
(сондианская ересь устроена сложнее)
(Четыре влечения Сонди предлагал между собой, в каком больше всего «дельта», разница между составляющими его факторами, и - вы правильно догадались, - полученные дельты ранжировать. Похоже, Сонди нравились эти исчисления и сравнения всего со всем, потому что ему нравилась точность, определённость, и в своих теоретизированиях он реализовал k+p+. Я практик, мне методология Сонди на систематизацию, ранжирование, сравнивание вдоль и поперёк, утомительна).
Собчик пишет:
Со стр. 61
Количество вариантов велико (96), описание их так и не было завершено автором методики.
(дожил до 93 лет, напоминаю, а практиковать начал в 23, семьдесят лет писал и переписывал энциклопедическую систематизацию по разным основаниям в своё удовольствие. Охота пуще неволи)
Однако ключ к интерпретации любых вариантов лежит в основе принципиального подхода к пониманию каждого из них в отдельности. Определить класс влечений личности можно гораздо проще,
(это если про цельных личностей говорить, в сондианской ереси цельные - лишь вариант)
если определить внимание на максимально акцентированный фактор, то есть тот фактор, который получил самый высокий средний балл при суммации многократных исследований индивида, но и контрастирует в соответствующем векторе влечения с противоположно направленным или слабо выраженным вторым фактором. Этот максимально напряжённый фактор и является показателем преобладающей потребности и определяет ведущую личностную тенденцию. Таким образом, понятие «класс влечений» можно приравлять к определению «акцентуированной личности» по Леонгарду, но со специфическими для Сонди характеристиками.
(это взгляды Людмилы Николаевны Собчик, на самом деле. У Сонди в классической теории противоречие между факторами в одном влечении это то, что в психоаналитической диагностике «центральный динамический конфликт», опять-таки, один-единственный «центральный» конфликт будет у цельных людей, у двойственных и калейдоскопичных людей конфликтов будет больше. Видеть психопатологию «расфокусированной», «нецентрированной» это другая методология, о ней, наверное, стоит поговорить отдельно в отдельной главе)
(Сонди называет четыре рода «центральных» конфликтов (опасностей), я выписала их по порядку:
Бисексуальность (Насколько вы примирены со своей бисексуальностью? Как именно вы примирились со своей бисексуальностью? Это h+-s+-)
Каиновы притязания, зависть и агрессия (Насколько вы примирены со своей гневливостью и ненавистью? Как именно вы познакомились со своей яростью? Это s+-e+-)
Отгороженность (Насколько вы примирены со своей гордыней? Как именно вы познакомились с иллюзорностью своей самодостаточности? Это е+-m-)
Зависимость (Насколько вы примирены со своими потребностями в зависимости? Как именно вы познакомились с иллюзией о том, что смыслом вашей жизни может быть то, как живёт другой человек? Это p+m+-)
В классической сондиане, говоря современным языком, у разных людей «самый сильный» конфликт свой.
Проделайте упражненьице, спросите себя, в какие годы жизни и в общении с кем вы приобретали опыт, который (рефлексируя сейчас) можно назвать знакомством со своей отгороженностью? Знакомством со своей зависимостью? С каиновыми притязаниями? С бисексуальностью? Если вы «проработанный пси-профи», вы легко дадите ответ на этот вопрос. Ведь именно с этим в психотерапии обычно и знакомятся.
По Сонди, каждый конфликт (по поводу бисексуальности, каиновых притязаний, отгороженности, зависимости) имеет четыре способа разрешения. Современным языком, «четыре исхода» может быть в каждом из «центральных динамических конфликтов». Словами классической сондианы, когда мы даём ответы на вопросы, как разрешён каждый из четырёх конфликтов, мы описываем, «к какому подклассу» он на данном жизненном этапе находится. Далее со стр. 62-67 словами оригинала, в скобках приписана психопатология для каждого подкласса, в формулировках Сонди, читаем книгу Л. Н. Собчик:
Класс Ss Класс латентной бисексуальности
Психическая норма: подчёркнуто «мужественное» и подчёркнуто «женственное» по стилю поведение.
Подкласс Sh+ Класс инфантильно жёстких личностей (склонность к убийству в состоянии аффекта)
Подкласс Sh- Класс активно-воинствующих гуманистов (защищают всё, что на их взгляд «гуманно»)
Класс Ss Класс латентных садистов и дуальюнионистов (на современном языке это симбиотические отношения)
Психическая норма: в союзе с партнёром проявляются то как садисты, то как мазохисты.
Подкласс Ss+ Класс «кротких палачей» (склонность к притворству, игре, скрытая очарованием агрессия)
Подкласс Ss- Класс мазохистов (фригидность, импотенция, нимфомания)
Класс P e Класс каиноподобных
Психическая норма: чистоплотность
Подкласс Р e+ Класс «моралистов» и «пуристов» (на уровне быта стремление к чистоте, на уровне отношений с другими морализация и критика всего)
Подкласс P e- Класс анальной эротики (предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям)
Класс P hy Класс латентного эксгибиционизма
Психическая норма: стремление наряжаться. Быть всегда на виду, переодеваться в платья персон противоположного пола (кросс-дрессинг), тенденция шокировать окружающих
Подкласс P hy+ Класс «заботящихся о душе», услужливых (самоотверженные жёны и матери)
Подкласс P hy- Класс пассивного гомосексуализма и паранойи (бисексуальность в сексуальных отношениях)
Класс Sch k Класс стремящихся к сужению сферы активности своего Я
Психическая норма: замкнутый, необщительный, изоляция от социального контакта
Подкласс Sch k+ Класс нарциссов и фарисеев (формализм, педантизм, эмоциональная холодность, эгоцентризм, неспособность отождествить себя с другими, с упорством декларируют оторванные от реальной почвы суждения)
Подкласс Sch k- Класс грезящих наяву с отчуждением собственного Я (деперсонализация и инверсивная идентификация)
Класс Sch p Класс стремящихся к расширению сферы активности своего Я
Психическая норма: ощущают в себе гениальность и жажду власти
Подкласс Sch p+ Класс непризнанных гениев и «отцеубийц» (бесполезная борьба с отцом или матерью (родителем своего пола), которого считают виновным во всех своих неудачах)
Подкласс Sch p- Класс латентных параноиков (диссоциативные механизмы, противоправные поступки)
Класс С d Класс «вечно ищущих»
Психическая норма: ищет объект, который сможет идеализировать
Подкласс C d+ Класс «вечно-соревнующихся» (вечно соперничает с людьми, преуспевающими на каком-либо поприще. Часто меняют партнёров по любви, сферу деятельности и круг интересов, азартные игроки)
Подкласс C d- Класс самоотверженных (выраженная готовность пожертвовать всем ради объекта привязанности)
Класс C m Класс маньяков
Психическая норма: ищет объект для удовлетворения собственной нежности, потребность в сильной привязанности
Подкласс С m+ Класс «вечносудорожно привязывающихся» (способны привязываться и стремятся к созданию семьи, боятся потерять объект привязанности)
Подкласс С m- Класс «вечно покинутых» (неспособны быть нежными и привязываться, так как отсутствует способность к идентификации, страдают от потери смысла жизни)
(вот от того, что очень упрощённое получилось описание, и претит человека к одному-единственному диагнозу-ярлыку сводить, я и рискнула сочинить сондианскую ересь и стала работать по методологии «аккордов»)
Со стр. 72
Интерес автора настоящего руководства (Л.Н. Собчик) к тесту восьми влечений связан не только с тем, что стимульный материал данной методики слабо структурирован и создаёт широкие возможности для изучения глубинных, неосознаваемых тенденций личности, по-своему привлекает также концептуальный подход Сонди, лежащий в основе метода, а также интерпретационная схема, базирующаяся на многоуровневом понимании структуры личности, в котором должное место отводится генетической предрасположенности, передаваемой прямо или опосредованно от родителей и прародителей конкретного индивида. Экспериментально доказанная Сонди связь ведущих влечений как с унаследованными, генетически обусловленными факторами, так и с социальными аспектами человеческих судеб, которые проявляются в выборе профессии и стиле общественной деятельности, убеждает в том, что этот текст по своей фактуре удачно накладывается на итоги собственных авторских исследований и концептуальный подход к пониманию целостной личности.
Конец цитаты.
Давайте вспомним материал, который я давала в открытой рассылке «Интерпретация проективных тестов», современная психоаналитическая диагностика:
Многоосевая психодиагностика
Одно из самых нудных занятий, какие я знаю, - это писать для супервизора «verbat», verbatim record, дословную запись сессии с клиентом. Сиди корпи над листом бумаги, вспоминай, что какими словами сказал. Вместе с тем текст - это единственная возможность проработать материал, который «принёс на встречу клиент», вместе с опытным коллегой в удобном для начинающего психотерапевта темпе.
В других традициях принято указывать клиенту, что он «принёс на встречу не то, что нужно», «говорит о других людях, а не о себе», в психоаналитической принято понимать, что и как рассказывается в том, что клиент посчитал нужным психотерапевту рассказать. Из потока впечатлений, событий и встреч прошедших дней или лет клиенты выбирает героев и сюжеты своих историй, и его рассказ психоаналитически ориентированный психотерапевт обдумывает в нескольких направлениях (осях):
1) Кто и какой сюжет рассказывает?
2) О чём этот сюжет? (рабочие гипотезы)
3) Как рассказан сюжет?
4) О чём умалчивается? (психотерапевту, размышляющему над материалом, приходится постоянно задавать себе этот вопрос. Люди в основном посвящают свою жизнь четырём занятиям: 1) работе, дающей им средства к существованию, 2) удовлетворению своих сексуальных желаний, 3) занятиям, которые недостаточно прибыльны, чтобы посвящать им всё своё время, таким как общение или хобби, 4) деятельности, продиктованной убеждениями. Пропуск одного из них не может быть случайным. В судьбоанализе Сонди занятия соответствуют восьми бессознательным влечениям, и то, о котором умалчивают, обладает наибольшей динамической силой).
5) Что само рассказывается?
Это самая трудная для начинающих психотерапевтов задача, потому что она напрямую связана с широтой профессиональной эрудиции. Дискурсов, стилей рассказывания, много. Психоаналитически ориентированный терапевт «на слух» определяет в том, что само рассказывается, действие психологических защит и бессознательное влечение, которое владеет клиентом во время изложения сюжета.
Первые три вопроса - это степень вашей наблюдательности, последние два - это степень вашей психологической проницательности. Как всякий навык, она может быть натренирована.
Продолжение в следующем выпуске.