Карелия, часть 4. Валаам

Aug 08, 2010 12:40

На самом деле это целый архипелаг, насчитывающий около 50 островов, три четверти общей площади которых приходится на самый большой остров - Валаам. Известен как один из самых старых и мощных очагов православия на Руси.


Из карты-схемы острова:
«... Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя заповеди Господней, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание и принимая мученическую кончину». В семнадцатом веке Валаам на сто лет отошел к Швеции, затем опять вернулся под сень Российской империи.
В середине XIX века остров достигает своего наивысшего расцвета: «...на Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; были свои конюшни и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители... созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография».


«...строгий устав Валаамской обители... определял все стороны иноческого бытия. Следовало хранить телесное и душевное безмолвие [видимо, телесное - это не говорить, а душевное - не думать], запрещалось оставлять у себя пожертвования, употреблять спиртное, покидать обитель, вести переписку без разрешения благословления настоятеля. Уставом предусматривались общежительная, скитская и отшельническая формы монашеской жизни».


«...в XIX веке... была восстановлена древняя аскетическая традиция дедовщины старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, котором они открывали свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость».
После революции 1917 года монастырю повезло оказаться на территории вновь образованного независимого государства - Финляндии (повезло потому, что благодаря такому стечению обстоятельств обитель смогла сохранить устоявшиеся порядки). Однако в феврале 1940 года, в конце советско-финской войны, Валаам отходит к Советскому Союзу. Монахи эвакуируются в Финляндию и основывают там Ново-Валаамский монастырь. На островах же впервые за почти тысячелетнюю историю появляются светские жители: здесь сначала размещается школа боцманов и юнг, затем - дом инвалидов.


В 1989 году на Валаам вновь возвращается монашеская жизнь. Вливаемые РПЦ бабки финансовые средства позволяют отреставрировать Спасо-Преображенский собор, часть скитов и организовать жизнь около 200 насельников. Опять же из буклета, продающегося на Валааме, любопытный турист сможет узнать, что теперь, «...как и в прежние времена, обитель живет по одному из самых строгих монастырских уставов». Кроме того, теперь православная часть населения Валаама обладает своим собственным флотом, представительствами в близлежащих городах и мегаполисах, а также, как это не удивительно и парадоксально, деловой (!) репутацией. Про флот и филиалы любознательный турист может прочитать все в том же буклете: «монастырский флот обеспечивает связь обители с материком. Обустроены подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале». Ну а про деловую репутацию - в интернете. Обратившись в Википедию за информацией о Валааме, можно узнать, что «...из светской социально-бытовой инфраструктуры на острове имеется: детский сад, дом культуры с универсальным зрительным залом, общеобразовательная девятилетняя школа, больница (с 2007 г. - врачебная амбулатория), библиотека, отделение связи, продуктовый магазин.


Мирское поселение на Валааме в настоящий момент не имеет официального административного статуса. Валаамцы-миряне желают, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения, что даст им возможность участвовать в муниципальных выборах. Законность их требований подтвердил и Верховный суд Республики Карелия, однако руководство монастыря противится этому, затягивая процесс присвоения официального статуса мирскому поселению». Опять же пройдя по википедьевским ссылкам, можно выяснить, что административный статус светское население острова потеряло вследствие махинаций с документами здания под названием «Зимняя гостиница», где живет мирное население, и которое по чудом возникшему у православной валаамской власти техническому паспорту стало «нежилым зданием». Светские жители острова начали возмущаться, ну а начальник монастыря, не мудрствуя лукаво, взял и подал на отдельных недовольных в суд с формулировкой, что они порочат деловую репутацию монастыря.

На этом фактическую часть заканчиваю и перехожу к собственно-ощутительно-пережитой:


Прибыли мы на Валаам на метеоре. После прибытия быстренько пробежались по отреставрированному Спасо-Преображенскому собору (ну собор и собор; интересна отделка лестницы в основное молельное помещение - там по типу фресок по всей длине лестницы на стенах изображены какие-то дядьки в монашеских либо царских одеяниях - история в лицах, так сказать; ну и то что внутри снимать нельзя - это они, конечно, тоже зря придумали (фотографирование, видимо, тоже каким-то образом сказывается на деловой репутации монастыря))) После осмотра основной достопримечательности Валаама мы, пошли бродить по острову.


На острове даже милиция своя есть. Вообще по поводу гуляния - хорошо, что мы не взяли экскурсию. На Валааме два причала, и экскурсантов сначала высаживают на одном, потом опять на корабль - и привозят на другой причал. Самостоятельные же путешественники могут от одного причала до другого пройти пешочком, по территории Валаама.


Хоть на острове дороги и неасфальтированные, тем не менее снабжены дорожными знаками и даже вот такими зеркалами на поворотах - чтобы видно было, едет ли кто навстречу.


Здесь красиво и живописно. Кроме немногих скитов, которые можно посмотреть только снаружи (внутрь монахи светских жителей не пускают), здесь много всякой зелени и пасторальных пейзажей. Мало того, во время нашей прогулки на дороге нас поджидал настоящий заяц-русакбеляк. Дождавшись, пока его заметят, он сиганул на соседствующее с дорогой поле, попрыгал там, чтобы мы могли им полюбоваться, и, не дав себя сфотографировать, убёг в лес.


Выйдя к Ладоге, мы обнаружили, что успели посмотреть гораздо больше, чем туристы с экскурсией, и еще имеем кучу времени. Выбрав симпатичное и безлюдное местечко на берегу совсем недалеко от причала, мы с удовольствием (в мае!) позагорали.


А вот и наш метеор. Пора на материк!
Большой фотографией на этот раз будет Ладога, которую мы увидели по пути на Валаам - широкая, спокойная и удивительно красивая.


Фотки сделаны 23 мая 2010 г.
Самые красивые фотки других постов - по ссылке на альбом в Фейсбуке.

В сухом остатке:
  • Стоимость путешествия на метеоре по маршруту Сортавала-Валаам - 600 рублей с человека. Это самый короткий и самый недорогой путь из мне известных. Покупкой билетов через турагентства лучше не заморачиваться, лучше просто прийти на сортавальскую пристань к отплытию метеора и купить билет у капитана. Отправляется метеор утром, в 9 утра, а когда отходит обратно на материк - опять же капитан знает. В любом случае, о времени беспокоиться не стоит - его хватит с избытком.
  • Покушать на острове - проблема. Может, и есть где поесть у первого причала - у Спаса-Преображенского собора и центральной усадьбы монастыря, но, только приехав, есть мы еще не хотели. А вот у второго причала второго, где Воскресенский скит, продают только сувениры. Правда, одну палатку с напитками (включая пиво) мы все-таки там нашли, и там нам даже предложили купить свежепойманную в Ладоге и «только-только закопченную» рыбу, но на полноценный обед данная пища все равно не тянет. Ответ на вопрос «где тут можно поесть?» у всех торговцев однозначен: «на материке».

Отдых, Карелия, Путешествия, Красота!, Лето

Previous post Next post
Up