Продолжение фотоотчета о посещении выборгского музея ретроавтомобилей.
Кроме
Кадиллаков и
Тандербёрдов, на выставке ретроавтомобилей в
Выборге были и другие корабли-покорители дорог - дредноуты. И все они, естественно, американского производства. Про них, про то, почему именно американские, и вообще про американский автодизайн пойдет речь в этом посте.
Итак, конец 50-х - начало 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период Америка смогла сказать, наверное, самое громкое слово в автодизайне за всю его историю. Потому что ей сказочно повезло - нищая Европа только-только начала отходить от Второй мировой войны, а США, наоборот, не знали, как «освоить» полученные от нее дивиденды. Одним из наиболее ярких примеров этого стали автопроизводители, заработавшие в военное время кучу бабла (тот же Cadillac, например, танки делал). Причем расцвет американской автопромышленности пришелся как раз на период где-то после 1955 года:
De Soto Adventurer - автомобиль высшего класса, самый мощный из произведенных в Детройте в 1957 году (на выставке - экспонат 1961 года)
Обусловлен этот расцвет очень простыми факторами: сразу после войны было возобновлено производство машин довоенных, а мегаприбыли автокорпораций, полученные от производства оружия, позволяли многое. Можно было вкладывать столько, сколько надо в дизайн новых машин. Можно было не ограничивать машины в размерах и мощности - денег то у всех много. Именно в этот период американский и европейский дизайн автомобилей очень надолго расходится в разные, практически противоположные направления - в Европе скромность и минимализм, а в Америке же - длина авто (в том числе и двухместных) достигает 6-7 метров, объем двигателя - до 7 литров. И роскошь, роскошь:
Первый серийный купе-кабриолет в мире со складывающимся жестким верхом Ford Fairlane Skyliner в одной из стандартных комплектаций в 1957 году имел двигатель мощностью 270 лошадок с двумя(!!!) 4-камерными карбюраторами. Была и комплектация помощнее - 300-сильный движок; достигалась такая мощность благодаря отсутствию кондиционера, и продажи авто с таким двигателем были невысоки - брезговали в 1957 году американцы на машинах без кондея ездить. Экспонат выставки - Skyliner 3-го поколения 1959 г. в.
За складывание крыши (за 40 сек.!!!) в этом авто отвечают 7 электродвигателей, 18 реле, 13 переключателей и 183 метра кабеля.
Начиная с этого времени - середины 50-х - хорошим для американского автопрома считается такое положение вещей, когда автомобиль стареет морально намного раньше, чем изнашивается физически, то есть, американские автомобильные концерны прибегли к обсоленции (от англ. «obsolete» - «устаревший»). Смысл обсолесценции заключается в искусственно вызываемом и заранее планируемом старении машины. Цель - поддержание потребительского спроса на высоком уровне путём форсирования смены модельного ряда, и, фактически, навязывание покупателю желания поскорее избавиться от старого автомобиля и приобрести новый. Большинство производителей переключилось на трёхлетний цикл обновления модельного ряда. То есть, за три года разрабатывалась и ставилась на конвейер совершенно новая модель. При этом, каждый год в порядке рестайлинга вносились существенные изменения в облик и конструкцию существующей модели.
Экспонат выставки - Cevrolet Delray (1958 г. в.) - стал одной из наиболее распространенной машиной Америки, ими пользовались даже таксисты и полиция.
Переходя к дизайну, стоит отметить, что именно ввиду вышеуказанных причин американцы надолго становятся законодателями автомоды. Окончательно формируется единая линия, соединяющая переднюю фару - через поясную линию - с верхней точкой заднего фонаря:
«Шевроле» принадлежал к классу недорогих и относительно небольших автомобилей, при этом имел сложный дизайн с большим количеством блестящей отделки и оснащался преимущественно двигателями V8. Большая часть американцев тех лет именно так и представляла себе настоящий американский автомобиль.
Художники-конструкторы стремились улучшить форму кузова, придать её динамизма. Соответственно, начинается отход от популярных в первой половине десятилетия округлых, «лепных» форм. Несмотря на угловатость длинных, почти прямоугольных очертаний автомобиль создавал сильное зрительное впечатление скорости.
Экспонирующийся на выставке Chevrolet Impala 1960 г. в. занимает первое место по продажам в США
Этот автомобиль позиционируется как «роскошный, но доступный для каждого жителя Америки»
Дизайнеры, желая визуально «растянуть» автомобиль, начинают добавлять козырьки над фарами и задними фонарями. Автомобили с 1958 модельного года, помимо всех уже названных черт, имели очень выразительное оформление передка, достигнутое благодаря применению четырёх спаренных по две фар уменьшенного размера вместо использовавшихся ранее двух крупных (первые автомобили с таким головным светом появились ещё в 1957 модельном году, но только в следующем, 1958 такое головное освещение было официально разрешено на всей территории США):
Экспонат выставки - Buick Invicta 59 г. в.
Это нововведение очень сильно изменило облик автомобилей, пропорции их передней части - сделало новые модели визуально намного ниже и угловатее. Две спаренные в горизонтальной плоскости фары хорошо сочетались с формами новых автомобилей, так как на их боковой и фронтальной проекциях господствовали горизонтальные линии, а ширина ощутимо превосходила высоту.
Именно в 1959 году ракетно-космическая мода на хвостовые стабилизаторы достигает своего апогея, и они принимают наибольшие размеры
В самом конце десятилетия на американских моделях появилось принципиально новое решение передка: вместо использовавшегося ранее «двухэтажного» расположения элементов: снизу решётка радиатора, выше неё вторым рядом фары, - отдельные производители использовали «одноэтажное», когда решётка радиатора была расположена непосредственно между фарами. Массовое распространение этого решения произошло, однако, только в шестидесятые годы.
Вообще, с расположением фар в эти годы экспериментировали много. На «Бьюиках» 1959 модельного года, например, четыре фары, спаренные по две, были расположены под углом 45 градусов друг относительно друга, что создавало весьма необычное впечатление от передка автомобиля.
То, что придумывается в Америке, спустя время перенимает Европа, а спустя-спустя время - более отдаленные страны:
например, спустя десятилетия паразитирующий за счет государства и его населения Волжский автозавод (Tolyatti, Russia) позволяет себе назвать новыми моделями сначала «тройки», а затем и «шестерки», единственное более-менее внешнее отличие которых от придуманной итальянцами «копейки» - сдвоенные передние фары - как будто пародирует прием, примененный американцами еще в 1950-х годах.