Нашёл пару интересных мест в Челябинске. Пока не буду делать никаких выводов - надо посмотреть глазами что это. Может кто-нибудь знает историю этих мест, буду признателен за комментарии.
1. Неведомый замысел неведомого архитектора.
Снимок Челябинска из Google Earth. Слева от города - Шершнёвское водохранилище, справа - несколько озёр. Озёр у нас много, особенно такой круглой формы, но пока мы их оставим без внимания. Стрелкой указано место, которое меня заинтересовало. Приблизимся к нему:
Транспортная инфраструктура совершенно нерационально обходит это полузаброшенное место. Особенно хорошо это видно на схеме:
Железная дорога выписывает кренделя, и наверняка в этом был какой-то смысл, когда её строили. Автомобильные дороги следуют за "рельефом местности", и это привело к тому, что здесь самая безумная транспортная развязка в городе. Вся прилегающая территория очень активно осваивается в последнее время, но это конкретное место остаётся полузаброшенным. Часть территории занимает таможенный терминал. Центр Челябинска, очень дорогая земля буквально в паре сотен метров, а тут какая-то неосвоенная территория. Ещё приблизим:
Почти половина территории заброшена. Посмотрим на детали:
Непосредственно сам терминал (прямая ссылка на Яндекс.Картах). Вообще количество железнодорожных путей здесь такое, что я не удивился бы, узнав, что здесь когда-то был вокзал. Обратим внимание на название "Сибирский переезд" на схеме выше. К сожалению ничего не смог найти по истории этого места, но история челябинской таможни, возможно, имеет к нему отношение. [История создания челябинской таможни]С 1743 года Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. Произошло это по инициативе губернатора Оренбургской губернии И. И. Неплюева, который годом ранее побывал в крепости со свитою и, осмотрев все крепости, предложил сенату разместить правление Исетской провинции, таможню и ярмарку в Челябинске. Исетская провинция была учреждена по инициативе руководителя Оренбургской экспедиции В. Н. Татищева и оформлена Указом императрицы Анны Иоанновны от 13 августа 1737 года. Она имела свой герб, включала все земли Зауралья от верховьев реки Яик и до реки Ай. Как административное подразделение просуществовала до 1781 года. Тогда же обнаруживаются первые исторические упоминания о Челябинской таможне. Близость древней караванной тропы из Индии к северному санному пути и "царевы" привилегии для местных купцов и ремесленников способствовали бурному развитию торговли в этом регионе. На казенном гостином дворе, где имелась и таможенная изба, товары представлялись для продажи азиатским купцам и киргиз-кайсакам, в мае и декабре проводились ярмарки. Всего на территории нынешней Челябинской области было три таможни: Троицкая, Верхнеуральская и Челябинская. Товары, пересекающие границу, непременно должны были проходить через таможню.
После издания сенатского Указа 1754 года "О ликвидации внутренних таможен в Российском государстве" (период царствования Елизаветы Петровны) таможня была ликвидирована. С пуском в эксплуатацию в 1886 г. Екатеринбургской ветки Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали Челябинск оказался "конечной" западной станцией этого участка. Точно известно и документально подтверждено, что в Челябинск из Тюмени в 1899 году была переведена таможня 1 класса. Необходимостью такого перевода было то, что через Челябинск прошла транссибирская железнодорожная магистраль и все «колониальные товары», в том числе, и чай перегружались и досматривались в Челябинске. В конце лета 1899 года, согласно приказу Департамента таможенных сборов при Министерстве финансов России, в Челябинск из Тюмени прибывает с тремя сотрудниками коллежский советник Прозоровский Василий Евсеевич, управляющий вновь созданной Челябинской таможни. Помимо выполнения задач по досмотру и оформлению товаров, следующих по Транссибирской железнодорожной магистрали, оформлению почтовых отправлений таможенники вели борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
К концу 1901 г. штат таможни состоял из 7 единиц, а к 12 марта 1913 года - 27 единиц (15 штатных и 12 канцелярских). В 1909 году Департаментом таможенных сборов Челябинская таможня аттестована учреждением I класса III разряда. Вплоть до 1913 г. Челябинск оставался единственными железнодорожными воротами, связывающими Сибирь с центром России, а Челябинская таможня служила единственным пунктом контроля всех "колониальных товаров", прибывающих с Востока. Однако просуществовала таможня всего 20 лет. После революции с созданием РСФСР подчиненность таможенных органов и их функциональные обязанности, а также порядок ввоза и вывоза товаров перешли в ведение Совета народных комиссаров. В конце июля 1919 года в Челябинской таможне был зачитан последний Приказ Правителя канцелярии Департамента о ее эвакуации и приписке личного состава к Иркутской таможне. Таким образом, в Челябинске 70 лет не упоминалось о таможне.
В конце 80-х годов с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность возникла необходимость приблизить таможенное оформление и таможенный контроль к крупным государственным центрам России, к производителям и получателям товаров. И вот в 80-90-е годы нашего столетия на Южном Урале, в связи с быстро развивающимися внешнеэкономическими связями со странами ближнего и дальнего зарубежья предприятий, фабрик и заводов Южно-уральского региона, возникает вновь необходимость создания таможен и даже таможенной системы. ↗
На этом фрагменте участка (прямая ссылка), объекты и рельеф образуют две дуги окружности, а также несколько интересных рисунков, которые можно принять за свидетельство находящихся здесь ранее зданий. Не очень понятные объекты, похожие на лужи или пруды, можно лучше рассмотреть с помощью "исторических фотографий" в Google Earth. Снимок 24.07.2010, если верить программе:
Что-то непонятное, какой-то шлам. Мне кажется, здесь нельзя долго находится без ущерба для здоровья.
На этом фрагменте (прямая ссылка), совсем заброшенное место, хотя некоторые следы на земле, говорят о том, что так было не всегда, и съёмка Google от 24.07.2010 г., это подтверждает:
Хороший пример того, что может сделать природа, без вмешательства человека, за 5 лет.
Последний фрагмент (прямая ссылка). Судя по всему, также используется для хранения каких-то отходов. Инфраструктура разрушается, что видно по снимку от 24.07.2010 г.
Здесь меня привлекли не то трубы, не то остатки каких то ограждений с точной ориентацией по сторонам света - с запада на восток. Это также может свидетельствовать о том, что некогда здесь были сооружения, вдоль которых и проходили эти объекты.
Переходим ко второму месту.
2. Челябинскiй городской боръ
Челябинский городской бор расположен на правом берегу реки Миасс в западной части г. Челябинска.
Реликтовый сосновый лес. Памятник природы областного значения.
Юго-западнее городского бора, расположено Шершнёвское водохранилище.
Если мы приблизим изображение, то нас ждёт небольшой сюрприз (прямая ссылка):
Вся территория бора, разбита на аккуратные квадраты длиной стороны в половину версты, и ориентированных с наклоном на 24 градуса относительно севера.
[История челябинского бора]В 40-х годах XVIII векабор имел протяженность свыше 12 километров и доходил на юге, на правом берегу, до поселка Сосновского. Теперь от сосен здесь осталось одно лишь название селения. Площадь бора тогда была более 25 квадратных километров.
В начале XX века Челябинский сосновый бор занимал по длине около 9 верст (9,6 км), располагаясь вдоль обоих берегов Миасса, ширина бора была более 2 верст (2,13 км), то есть площадь его составляла около 18 квадратных вёрст (19,2 квадратных километров). В 1914 году «в 6 верстах от Челябинска к югу находится экономия „Михайловка“ тов-ства бр. Покровских (современный Митрофановский совхоз), в котором заведено: полеводство, скотоводство, винокуренный завод и лесное хозяйство». Таким образом, бор заходил дальше современного Митрофановского совхоза и имел протяженность свыше 7 километров, а площадь его была около 16 квадратных километров.
К 1940 году площадь бора еще более сократилась, длина его стала менее 7 километров и не доходила уже на 0,5 километра до Митрофановского совхоза, а площадь бора стала менее 15 квадратных километров. К 1950 году длина его (за счет расширения на юге бора площади каменного карьера) сократилась до 5,5 километра, а к 1966 году, когда каменный карьер на юге бора «съел» уже почти 12 кварталов, то есть площадь около 3 квадратных километров, длина бора стала только 5 километров (наибольшая), а ширина его убавилась за счет строительства в восточной части бора до 2 километров в среднем. Площадь современного бора стала не более 12 квадратных километров. Левобережная часть бора исчезла уже давно, и от «стройных сосен, упирающихся вершинами в небо» (Крашенинников) не осталось даже пней. А ведь бор левого берега доходил до горы в Заречье. Вот что писал Крашенинников: «В нескольких местах по течению реки ниже поселка Шершневского, берег выражен высоким гранитным обрывом. Здесь стройные сосны высоко поднимают свою колючую крону, далеко оттеняя молодую поросль… Еще восточнее на обнажениях гранита… молодой сосняк вместе с березой окружает старые сосны…» Теперь здесь нет ни одной сосны.
В трудах «Россия», под редакцией знаменитого географа П. П. Семенова-Тян-Шанского есть краткие сведения о том, что за период с 1736 по 1966 год, то есть, за 230 лет, территория бора сократилась более чем на две трети, и особенно интенсивно это сокращение проходило за последние 20-30 лет, в связи с ростом города и его населения. Из 63 кварталов в 1940 году теперь осталось 49.
При строительстве Шершнёвского водохранилища в 60-е годы XX века посёлок Митрофановский был затоплен, а площадь бора ещё сильнее сократилась. ↗
Из выделенного текста, во-первых: понятно, что бор очень старый, во-вторых: что он ,действительно, был разбит на кварталы, и в-третьих: что всё самое интересное теперь находится на дне Шершнёвского водохранилища.
Но когда, конкретно, он был разбит на кварталы, и какая цель преследовалась? Совершенно непонятны обстоятельства его появления в 18 веке. Рукотворный это объект или "само выросло"?
И ещё, мне почему-то, не даёт покоя угол наклона сетки кварталов в 24 градуса к северу. В городе, ничего подобного не обнаружил. К чему была привязка?
Думаю, что эти два места в Челябинске, заслуживают внимания и изучения.
P.S.
Челябинская крепость заложена в 1736 году на месте башкирской деревни Челябы. Откуда башкиры взяли это название, доподлинно не известно, но на санскрите शैलाभ (śailābha ~ щайлаба) - "как скала". И это весьма неплохое название для крепости.
Почему я уверен, что название Челяба индоиранское? - Хотя бы потому, что название реки Миасс, даже официально, считается добашкирским, а до башкиров здесь жили ираноязычные скифы, а ранее находился самый центр Андроновской культуры, и самое главное, что на санскрите महस् (mahas) - это "вода".
upd.
Фрагмент карты золотых приисков Оренбургской губернии. 1901 год.
Удивляет сильно устаревшее на момент создания карты, название Челяба. И это далеко не единственный пример использования такого названия. На карте к путешествию Цесаревича 1891 г.: