О судьбе русской культуры в ХХ веке:
"В 1917 году произошел насильственный захват власти со всеми его последствиями: репрессиями, деселлекцией всего лучшего и селекцией всего негативного. Всё лучшее вырубалось, потом всё среднее вырубалось и т.д. оставалось то, что оставалось. Так был уничтожен генетический фонд, потеряна вся интеллигенция. Это был очень тонкий слой, нарождавшийся пожалуй еще с петровских времен, аристократия духа, знаний. Ему было всего около 200 лет. Всё это было вырублено на корню и Россия упала на дно. Этот труп без головы еще бежал какое-то время. Еще был Мейерхольд, Булгаков, Малевич еще что-то продолжалось. Эти с кровью выплеснутые остатки и создали в мире какую-то русскую волну. А потом пошли 30-е годы и гибель всех и вся: Мандельштам, Цветаева... гонения. Потом Отечественная война. Уничтожение дикого количества людей, которых не уничтожили раньше.
И дальше наступили более-менее вегетарианские времена - после смерти Сталина. Пошла оттепель на которую все "повелись". Надо было понимать, что это бедная страна, которая несколько военных лет истекала кровью, причем лучших людей (мерзавцы и негодяи в общем не воевали, они либо по зонам сидели, либо вдали от фронта. Они не тратились. Тратились лучшие). Кто-то верил идее и шел защищать Родину... Или без идеи - шел защищать свою семью. Таких тоже очень много было. Не за Сталина, а по другим убеждениям. После войны стали восстанавливать страну, но где взять в одночасье на восстановление нации генофонд. Появились какие-то проблески советской интеллигенции: Константин Симонов, партийные чиновники... Потом снова гонения Хрущева на интеллигенцию. Потом брежневский застой. Да, еще кого-то иногда хватали-сажали, но это было редкостью (если ты не лез в политику).
И что мы в те годы наблюдали - каторжанские и уркаганские песни, перекочевавшие из 20-30 х годов в 40-60-е годы, в поколение из которого вышли - Окуджава, Галич, Высоцкий, Визбор и прочие барды. Они вышли из этого фольклора. Они его преобразили, возвысили и придали острый политический лирический и гражданский оттенок. Основная их часть занималась "закапыванием виноградной косточки", а на фронт из них вышел один Александр Галич. Визбор был лирик и очень успешный в жизни человек. Высоцкий это отдельное явление. Он не занимался политикой и был таким "народным" поэтом. Бардовские песни слушаются очень мило, а когда читаешь сам текст, то это просто ни о чем. И музыка такая же (если брать её отдельно). А всё вместе бывает довольно симпатично. И всё это добралось до эстрады, которая в 60-е годы была довольно сильной. И это было отдельным явлением.
На переломе царской России, преобладала преимущественно славянская классическая композиторская школа, а эстрада практически не существовала... Когда на излете 10-х годов началась эпоха граммофонных пластинок и начала нарождаться эстрада, очень ярко вспыхнула еврейская композиторская школа, особенно в начале 20-х годов. Очень талантливая, даже гениальная, которая изменила строй и лад русской классической композиторской школы именно в сфере эстрады. Это была школа малоросского одесско-жмеринского розлива. Изменилась логика и стиль композиторского мышления, гармоническая школа, эстетика и логика построения музыкальной канты. И понеслась другая музыка.
Я очень люблю эстраду конца 30-х, а военный период - вообще шедевр. Там есть песни умопомрачительные. Потом эта линия продолжилась. Появилась молодая Кристаллинская, Трошин, Горовец... Удивительные голоса, отточенные манеры. Это было настоящее эстрадное искусство! Ничуть не хуже никакой Америки! Своё! А дальше начинается спад. Я это называю окончание аналоговой эпохи. Пришла электронная музыка, пришли транзисторные приемники. Начались ионики, матадоры и вельтмайстеры. Сюда примешивается что-то западное, но не доучивается, не допевается и не доигрывается. Переделывается на свой лад и появляется какой-то советский (особенно в 70-е) занудный, заунывный, отрегулированный партией лад.
Дешевые, смурные, депрессивные композиции. Сущая бодяга и фальшивый пафос. Деланные голоса, деланные настроения и манеры, не имевшие ни искринки жизни мертвые произведения".
Источник