Брать или отдавать (Адам Грант)

Apr 25, 2019 15:14



Давно не писала конспекты! Это потому что я читала сразу две длинные книги. Я давно загрузила в Киндл эту книгу, с одной стороны хотела прочитать, а с другой книга длинная, и было много коротких на очереди. К тому же отзывы противоречивые: люди либо в восторге либо говорят, что вода и ерунда. Так что я взялась с осторожностью :)

В общем, мне очень понравилась! Вся книга настраивает на позитив, на веру в людей, в добро и хэппи-энд :))) Очень много примеров знаменитых людей, упоминается много исследований. К тому же сама философия очень наглядная, понятная, организует многое в голове. Конспект конечно ознакомит с основными мыслями, но не передаст самого духа книги, так что советую самим почитать. К сожалению главы как-то совсем не выделены в книге, так что и в конспекте все подряд. Ну да ладно.

Далее конспект:


Брать или отдавать

Люди делятся на берущих, дающих и обменивающихся. С близкими почти все дающие, а вот на работе хорошо прослеживается реальный стиль общения человека. Наилучшие и наихудшие сотрудники - дающие. Берущие и обменивающиеся находятся посередине. Также обстоит ситуация со студентами. Все три типа способны на успех и добиваются его. Но успех дающего распространяется на всех. Если выигрывают берущие, то рядом оказываются проигравшие.

Быть дающим выгодно в долгосрочной перспективе.

Закоренелые берущие говорят "Я, мне" гораздо чаще. Дающие говорят "нам, мы". Другой сигнал это размер вознаграждения. Берущие считают себя в праве платить себе больше, чем другим. В отчётах берущие помещали свои фотографии большого размера, а дающие либо маленькие либо никакие.

Сильные связи порождают надежные узы, а слабые помогают наводить мосты. Благодаря им мы с большей эффективностью получаем доступ к новой информации. Слабые связи позволяют получать доступ в иные социальные сети и облегчают нахождение оригинальных решений. Правда часто бывает трудно просить о помощи случайных знакомых.

Дремлющие связи (старые близкие знакомые, с которыми потерялась связь) представляют такой же доступ к новой информации как и слабые связи, но не вызывают неловкость. Для берущих восстановить такие связи непростая задача.

Дающие - центры солнечных систем, изливающие свет на организации. Они создают сотрудникам возможность проявить себя и внести вклад в общее дело. Дающий уважительно относится к собеседнику и не унижает его.

Правило 5 минут: надо всегда хотеть сделать что-то для другого человека, на это обычно уходит менее 5 минут. Можно быть искренним и добросердечным и вести за собой мир. Бескорыстие имеет тенденцию стремительно распространяться по социальным сетям.

Гении по своей природе берущие. Делатели гениев - дающие, они употребляют свой интеллект, чтобы умножить умственные способности других людей.

Предвзятость в отношении ответственности: согласно канадскому эксперименту супруги склонны переоценивать свой вклад в отношения, в 75% пар, сумма вклада сильно превышает 100%. Отчасти это происходит потому, что мы можем полноценно оценить только собственный вклад, который был перед глазами. Если сначала оценить вклад других, то общая сумма будет ближе к 100% (в группах 3-5 человек снижалась с 140 до 123). Берущие в неудаче обвиняли партнера, а успех приписывали вебе. Дающие наоборот.

Потеря перспективы (эксперименты с холодом и руками в холодной и теплой воде): если мы в данный момент не переживаем сильных психологических или физических воздействий, то проявляем склонность недооценивать их подлинную интенсивность. Согласно эксперименту дарители склонны недооценивать радость, которую получатели испытывают, видя что-то действительно нужно (подарки из списка vs оригинальные подарки).

Также как в известных экспериментах, когда средние ученики становились лучшими только благодаря тому, что учителям говорили, что они выдающиеся, так и дающие видят потенциал в других людях и делают их лучше. С другой стороны, раньше искали талантливых людей, а сейчас все больше ищут людей с мотивацией.

Пианисты и их родители рассказывая о первых учителях музыки говорили какие они добрые, заботливые и терпеливые. Эти дети получили положительный опыт от первых занятий. Дающие всегда в первую очередь обращают внимание на упорных учеников.

В противоположность стилю общения с позиции силы, характерному для берущих, есть стиль общения с позиции слабости. Так собеседник демонстрирует неуверенность и прислушивается к чужим советам. Эффект оплошности: он вредит имиджу середнячка, но позволяет эрудиту казаться более доступным и человечным.

Дающие нас все время о чем-то спрашивают, чем доставляют нам радость говорения о себе. Таким образом они действительно узнают многое и могут продать нам нужные вещи (сфера продаж, услуг). После обширных исследований ясно, что дающие лучшие продавцы, и ключ к их успеху - общение с позиции слабости.

Команды творческого типа под руководством мягких начальников показывали более высокую производительность, чем творческие команды под авторитарным руководством.

Исследования показывают, что обращение за советом является удивительно эффективным способом влияния в тех случаях, когда мы не обладаем властью. Независимо от стиля, все любят, когда к ним обращаются за советом. Берущие чувствуют свою важность, дающие ощущают себя полезными, обменивающиеся любят оказать услугу, которая может окупиться. Но это обращение может быть полезно только если оно искреннее.

Согласно исследованиям, успешные дающие не менее амбициозны, чем берущие и обменивающиеся. Дающие всегда высоко ставят чужие интересы, а в отношении собственных интересов есть два типа: самоотверженные дающие пытаясь помочь другим вредят себе, внимательные к собственным интересам дающие - успешные дающие.

Дающие истощаются не оттого, что тратят много энергии и сил, а когда не могут эффективно помочь страдающим людям. Осознание эффекта служит буфером против стресса, позволяет избежать истощения и поддержать мотивацию.

Смена точки приложения бескорыстия позволяет обрести новые силы.

Рубить и разбрызгивать: в эксперименте 6 недель люди должны были делать 5 добрых дел в неделю. Половина рубили (делали все дела в один день), половина разбрызгивали (делали по делу в день). Те кто рубил, чувствовали себя счастливыми, те кто разбрызгивал, нет. Объединение бескорыстных поступков в крупные блоки - разумная стратегия, позволяющая разнообразить деятельность.

Инженеры без конца помогали друг другу и не успевали делать свою работу. Производительность возросла на 47%, когда были установлены промежутки в несколько часов, когда никто никого не беспокоит и промежутки в несколько часов, когда можно помогать другим.

Правило 100 часов бесплатной работы (2 часа в неделю): те, кто работал 100-800 часов в год на общественных началах были довольны жизнью больше, чем остальные.

Люди не чувствовали себя счастливыми просто помогая другим, но помогая, чтобы принести кому-то радость давало ощущение независимости, свободы, единения с другими, наполняло энергией.

Самоотверженные дающие редко просят других о помощи, им неудобно, что способствует выгоранию.

Стрессовая реакция опеки и дружбы: при полном выгорании остатки энергии часто идут на оказание помощи другим.

Разумные дающие строят сети взаимопомощи, которыми могут воспользоваться в любой момент. Разумные дающие подвержены истощению в меньшей степени, чем берущие и обменивающиеся. Дающие обладают повышенной способностью контролировать мысли, эмоции и поведение так как им все время приходится подавлять свои эгоистические побуждения для помощи окружающим.

Счастливые люди лучше зарабатывают, лучше работают, принимают более удачные решения, заключают более выгодные сделки и оказываются полезнее своим компаниям.

Разумные дающие отдавая познают счастье, а самоотверженные дающие истощают себя и часто скатываются на нижние ступени социальной лестницы. Разумные дающие могут показаться меньшими альтруистами, но выносливость помогает им отдавать больше не рискуя истощением.

Смена курса

Обычно мы считаем соглашателей дающими, а людей с трудным характером берущими, но это не так. эти свойства не противоположны друг другу, есть все 4 комбинации. Мягких эгоистов люди обычно называют мошенниками или обманщиками. Бывают и грубые дающие.

Дающие инстинктивно лучше чем берущие и обменивающиеся распознают искренность.

Приспосабливающийся дающий

Если мы предаемся сочувствию в деловых переговорах, то рискуем много уступить. Но если встаем на точку зрения берущего, учитывая мысли и интересы, то сможем заключить сделку, которая удовлетворит его и нас. Поняв, что партнер ведет себя как берущий, дающему следует перейти на позицию обменивающегося.

Стратегия равноценного обмена (из теории игр): начни с сотрудничества и продолжай в том же духе, если партнер не начнет проявлять склонности к соперничеству. В этом случае ответить тем же. Эта стратегия не умеет прощать и не переваривает случайных неудач.

Великодушная стратегия равноценного обмена: более выигрышной является чередование стратегии дающих и обменивающихся. Никогда не забывать добрых дел, но иногда прощать заблуждения и проступки. В трети случаев надо возвращаться к стратегии дающих, чтобы дать партнеру возможность реабилитироваться.

Женщины статистически зарабатывали меньше, потому что изначально требовали менее высокой зарплаты. Но исследования показали, что женщины дающие зарабатывали на 5% меньше других женщин. Но у мужчин этот показатель был 18%.

Объединяющие мотивы оказывают большое влияние на бескорыстное поведение. Болельщики помогали в 92% человеку лежащему на улице в майке из команды, и в 33% в обычной майке.

Мы предпочитаем людей, вещи, места, профессии, которые напоминают нам о нас самих. Тяга сильнее, если имена являются редкими. Если вас зовут Деннис, то у вас в два раза больше шансов стать дантистом.

Колесо взаимопомощи очень мощный инструмент.

Эксперименты показывают, что подписание даже без всякой огласки клятвы быть добрым может привести к противоположным результатам!

Конкретные эффективные действия

1. Проверьте свой коэффициент альтруизма
Бесплатный тест на www.giveandtake.com Можно предложить друзьям оценить стиль вашего взаимодействия.

2. Поиграйте в "Кольцо взаимопомощи"
На сайте www.humaxnetworks.com есть сетевые инструменты для людей и организаций, как лично, так и в онлайн режиме.

3. Помогите другим и себе самому повысить привлекательность труда, чтобы умножить бескорыстие.
Отличный способ проявить себя дающим это помочь другим сделать работу интересной, осмысленной и развивающей личность.

Еще есть интересные упражнения на сайте www.jobcrafting.org

4. Запустите Машину любви: сотрудники могут отправлять людям, которые им помогли, признательное послание, которое может прочитать кто угодно.
www.lovemachine.com

5. Воспользуйтесь 5-минутными любезностями.
Например, восстанавливать раз в месяц дремлющие связи, чтобы давать. Спросить как дела и чем помочь.

6. Испытайте метод общения с позиции слабости, но при этом выступайте в роли защитника третьей стороны.
Надо меньше говорить и больше слушать, не настаивать, а советоваться. Более подробно о техниках общения с позиции слабости:
www.thepowerofintroverts.com
www.theintrovertedleaderblog.com
Важно, чтобы такое общение не приводило к недооценке отстаиваемых нами чужих или собственных интересов.

Бесплатный ресурс GetRaised - советы по переговорам о повышении зарплаты.
Http://getraised.com

7. Вступите в сообщество дающих (Freecycle, ServiceSpace)
http://hopemob.org
http://extremekindness.com
http://thekindnessoffensive.com
www.bni.com (дающие выигрывают)
www.thegogiver.com/community

8. Проведите эксперимент - испытайте собственную щедрость
Попробуйте 30 дней подряд посещать сайт Good
www.good.is/post/the-good-30-day-challenge-become-a-good-citizen
Чтобы понять принцип, посмотрите на эксперимент Саши Дихтер
http://sashadichter.wordpress.com
Или еще
www.366randomacts.org

9. Помогите спонсировать какой-то проект

10. Чаще обращайтесь за помощью

Конспект, Книги

Previous post Next post
Up