Темная щель (Криница)

Jul 13, 2013 22:42

Чудесные три дня провели в Темной щели. Открыли для себя неизведанный кусок побережья и остались довольны. Потому что новые места - всегда интересно, а пустынные пляжи в середине июля - вообще хорошо :)

Под катом немного впечатлений текстом, а также еще пара десятков телефонных говнофоточек. (Какое облегчение не брать с собой фотоаппарат!!!:) В общем, не художественной ценности ради, а больше для информации.

Мы выехали в будний день - в среду - поэтому без всяких пробок добрались до места, задержавшись в магните в Архипо-Осиповке, чтобы запастись алкогольными напитками (потому что накануне вечером все забыли про важный момент, и поперлись за продуктами после 22:00:) Винная полка содержала явные остатки былой роскоши в виде "Номерного резерва" Фанагории, и поэтому у нас, считай, продолжалась ранее начатая дегустация их вин, на этот раз уже за свой счет)) Дальше по курсу оказался целый "Алкомаркет" этой самой Фанагории, но мы о нем не знали, а там выбор был бы наверняка больше.

Пляж поселка Криница: на фото можно увидеть, что для середины июля он еще даже ничего! Поселок на отшибе, тупиковый, и ничего в нем нет, кроме широкого просторного пляжа, турбазы Аграрного университета и кучи автокемпингов. Развлечения на нуле, а жилье, насколько я слышала, в основном на горе (см. красные крыши) и спускаться надо по лестнице в сколько-то там ступенек, что для значительной части отдыхающих неподъемно:) Пусть подольше Криница остается такой!

На фото вид на восток, нам нужно в другую сторону. Пешком топать по берегу до Темной щели - 8 км, либо можно нанять моторку. Мы заранее решили так и сделать, цена в 1000 рублей на четверых - нормально.

Я по-прежнему считаю Туапсинский район самым приличным куском нашего побережья в эстетическом плане, но участок Криница-Прасковеевка тоже хорош по-своему.

Сосны спускаются по склонам до самой воды в некоторых местах. Полоска пляжа узкая, за исключением тех мест, где ручьи и речушки впадают в море, образуя небольшие долинки - это и есть "щели".

Темная щель встречает прибывшего на катере не очень приятным зрелищем: устье ручья, загроможденного бревнами, которые вынесло рекой, и пластиковым мусором, который забросило море. Но по обеим сторонам от устья там все довольно симпатично.

Стоянки в Темной щели есть двух видов. Первые расположены на сосновом склоне прямо над пляжем. Выше как раз начало тропы, поднимающейся к этим стоянкам. На взгляд издалека, там было занято все. Кроме этого, есть еще стоянки в глубине по обоим вдоль русла ручья, в лиственном лесу. Вдоль ручья, прямо по кромке воды ведет тропа, через 100-150 она приводит к водопаду. Думаю, в паводок он должен быть впечатляющим, там около 10 метров. Черный шланг справа от водопада - подает воду прямо на пляж для принятия пресного душа и нужд тех, кто предпочитает жить прямо на берегу (при нас там была одна палатка). На водопад легко залезть, в нужных местах провешены веревки.

Мы немножко прошли за водопад, раздумывая, где бы нам тут обосноваться. Неожиданно слева появилась тропка вверх, также с провешенной веревкой. Мы поднялись туда на разведку и обнаружили отличную стоянку, причем ее явно покинули прямо перед нашим приходом, угли костра еще были совсем свежие. "Стол", "лавки", полочка со всевозможными специями, что-то вроде "сундука" для продуктов, противоенотные веревки и крюки для подвешивания пакетов с продуктами, веревки для просушки одежды, баклажки для воды, выровненные места под две палатки с подстилкой из хвои, колокольчик на входе, ловец снов из веревок и ракушек - и все очень аккуратно и чисто, по крайней мере, видно, что свой мусор прежние обитатели унесли. Нам там сразу очень понравилось и мы постарались оставить все в таком же виде, как нашли. Желтая хреновина из Икеи - это я внесла свой вклад в обустройство, тоже противоенотное хранение такое пусть будет:) А да, еще там растет кизил!

Пройдя дальше по ручью, мы обнаружили еще кучу стоянок, и практически все были заняты, хотя в пятницу многие освободились. В основном стоянки маленькие, на одну, максимум две палатки. На сосновном склоне над пляжем тоже стоянок много. В общем, люди-то есть! Но куда-то они все рассредотачиваются! На пляже мы все время купались одни, только вдалеке можно было различить каких-нибудь соседей. По ночам все было тихо, только один раз играли на гитаре и барабанах, и то негромко, не допоздна и что-то нормальное. Никто не орал, не буянил. Я не идеализирую, но мне правда понравилось, что никто никому не мешал. Возможно, роль сыграло то, что наша стоянка была над ручьем и никто не ходил мимо нее (остальные довольно "проходные").

Есть там в окрестностях и еще более уединенные места, стоит пройти по берегу в любую сторону, и увидишь, как любовно оборудован каждый более-менее пригодный для постановки палатки кусочек сосновых склонов. Чаще всего рядом есть ручей, который тоже допилен до человеческих нужд - шланг под воду и т.п. В одном месте мы нашли источник пресной воды среди гальки, прямо в метре от волн морских, очень необычно! Тоже ямка расчищена и кружечка рядом, чтобы удобнее в бутылку набирать.

Заход в воду везде в основном "скользкие-камни-ноги-переломай", но мы такое любим (потому и купаемся в сандалиях:)) Правда, кое-где можно найти и мелкую гальку.

Нехитрые вечерние развлечения

И ночные))

Обычно на побережье в палатке мне хватает двух ночевок. Получается вечер, еще один целый день, полный моря и солнца, и еще утро, и домой - достаточно, чтобы удовлетворить потребность в море и уже больше не хочется. Здесь же мне впервые захотелось остаться подольше! Как-то так тихо все было, размеренно, ненапряжно и уютно... И хорошо, когда есть, где укрыться днем в тени, я беру назад свои принципы о ночевке "не далее 2 метров от полосы прибоя")) На берегу ночевать круто весной и осенью, а в разгар лета в лесу было классно.

Только комары..сцуко, комары были везде, и на берегу, и в лесу, и причем я слышу от многих людей, что в этом году они вообще на море везде. Не так, чтобы прям тучи, костер развел, штаны надел и вроде нормально, но как-то я не привыкла брать репеллент на море и очень пожалела, что его нет!

(Зато! надеть вечером штаны! и кофту с длинным рукавом! и носки! В городе ровно на 10 градусов жарче, судя по тому, что показывают в прогнозах.)

Кроме того, пожалела, что не взяли матрас, не купили до сих пор маску с трубкой, а еще я бы взяла туда шампунь, если бы знала, что там нет проблем принять "душ" в пресной воде.

Кстати, о воде. Все ее берут, судя по всему, прямо из ручья, только заходят повыше. Вода нормальная, все пьют и живы:) но невкусная и лучше, конечно, кипятить:) Обнаружив на берегу вышеупомянутый источник прямо среди камней, мы не ленились (ладно, мальчики не ленились, а никакие не "мы"))) и ходили брать туда, там она была гораздо лучше, тк бьет прямо из-под земли.

В общем, место очень годное! Хочется еще приехать и пожить теперь на каждой из самых прикольных "сосновых" стоянок. Только хз как подгадать, чтобы они были свободны. Наверное, в сентябре есть шансы! Мы прошли участок берега в сторону Прасковеевки до места, откуда виден стоящийся причал путинской дачи в Молокановой щели или хз что это. Последнее скопление стоянок там называется "Маяк" (никакого маяка в помине нет, не знаю, откуда название), там же можно обнаружить наибольшее количество нудистов, и там видно, что люди живут вообще по-серьезному, неделями. Раньше туда, конечно, ближе было идти из Прасковеевки, ну а сейчас из Криницы дотопает не каждый.

Мне нравится морской отдых в полной автономности, без возможности сбегать/съездить докупить то да се...в этом есть что-то. Сколько взял с собой - столько и съел (и выпил:), а на самом-деле много-то не надо. И вещей с собой немного, я люблю ощущение, когда ты налегке, только с самым необходимым. Пять минут на сборы, без мысли "мляя, как долго еще собирать все это барахло и трамбовать его в багажник..." Конечно, удобно расположиться рядом с машиной, только таких мест (бесплатных) у нас уже мало, и я согласна пройти пешком хоть восемь, хоть восемнадцать километров, только чтобы купаться в одиночестве, потому что по-другому я давно уже не могу.

Да, про вино-то! Я давно подозревала, что у меня простецкие вкусы, и слыша про все эти оттенки фиалок и послевкусие миндаля в сухом красном вине, я киваю с умным видом, чтобы меня никто не спалил. Фанагорийское "Белое полусладкое" из серии "Номерной резерв" (там даже не написано, из какого это сорта винограда) за 180 рублей в Магните - по мне лучше всего!)) И еще какое-то красное полусладкое была бутылка той же серии - тоже оказалось ништяк:)

Еще: видели целую стаю дельфинов вечером, да так близко к берегу! И еще млечный путь...конечно, засветка на побережье от поселков все равно мешает, и звезды с горами не сравнить, но было новолуние, и все равно было круто на них медитировать. Видели несколько метеоров, а один - такой широкой яркой вспышкой, с хвостом, никогда такого яркого не видела.

Про связь: Мтс и Билайн (что у нас было) ловят на берегу в прямой видимости Криницы, с перебоями и не везде. В лесу не работает.

Обратный путь в Криницу мы проделали пешком, потому что уже были налегке, и эти 8 км ни разу не напрягли - так было даже интереснее купаться в разных местах по пути, чем лежать на одном и том же пляже. Ниже на фото виден весь берег, и видно, как понижается высота берега, а вместе с ней и "щелистость" щелей:))

Любопытный водопад по пути - ну то есть, весной тут должен быть водопад, стекающий прямо в море.

Красная щель: тут какая-то казачья турбаза, но она в глубине и ее не видно.

Пляж Красной щели. Вроде ничего, но мне больше понравилась Темная. Тут долина ручья слишком широкая и "неопрятная".

А вот следующая, Грекова щель, понравилась. Она маленькая, и там тоже турбаза, совсем рядом с пляжем и не высоко вверх подниматься, вот такие приятные полянки с очень здоровым сосновым запахом и очень громкими цикадами. Народ с детьми, не знаю, все они из Пермской федерации каратэ на этот раз были, или нет:) Палатки на деревянных настилах и еще несколько совсем простецких домиков-сарайчиков. Со своей палаткой там стоит 100 рублей в сутки, с их палаткой и питанием - 500 рублей. Что входит в питание, мы не уточняли)) В принципе, за сто рублей, может, и имеет смысл, т.к. Грекова щель расположена недалеко от Криницы (остается пройти всего 3 км) - и дойти недалеко, и можно сходить в магазин, пополнить запасы.

Еще немного купания на обратном пути:)

И снова городской пляж Криницы - кемпинги, кемпинги, кемпинги. Да ну его нафиг!:)

Назад - в пятницу - добрались так же быстро и без пробок, зато от въезда в город мы ехали до дома, по-моему, дольше, чем от Горячего Ключа до Краснодара:(

Несмотря на шатания под солнцем в самое пекло, я умудрилась выполнить свою цель - не загореть! Америки, конечно, не открыла: купаться в шортах и футболке, а кремом поядренее мазать лицо и участки около футболки и шорт, чтобы избежать "загар колхозника":) Но мне часто бывает все это лень, а тут не ленилась и так приятно без "последствий".

Темная щель, путешествия, мобилофото, Криница, море