Originally posted by
tanjand at
Те, кто обворовал женщин или интеллектуальное рабство
Искусство и плагиат неразрывно связаны…. Вообще, плагиат проник во все сферы интеллектуальной деятельности человека - в науку, изобретения, технические достижения. Эдисон тому пример, до сих пор спорят, был ли он великим изобретателем или великим плагиатором, тонко чувствующим конъюнктуру. Но факт, что он был великим.
Или Пикассо…. Это еще одна великая фигура, часто обвиняемая в плагиате. Неслучайно он сам выдал знаменитый афоризм: «хорошие художники копируют, великие - воруют». Этим он себя оправдывал.
Но давайте посмотрим на плагиаторов, которые воровали у … женщин. Недостаточно, оказывается, что женщин считают менее одаренной половиной человечества, подсчитывая количество гениальных изобретательниц, художниц и забывая о том, что женщинам вплоть до ХХ века было отказано в образовании. У них еще беззастенчиво воровали.
Итак…
Анри Готье-Виллар
Литературное рабство - один из самых известных видов творческой эксплуатации, который практиковался во все времена.
В начале XX века, например, литературный Париж был поражен скандальным романом «Клодина в школе», авторство приписал себе писатель, журналист, музыкальный критик Анри Готье-Виллар. Но на самом деле произведение принадлежит перу его супруги Сидони-Габриэль Колетт.
Запертая в своей комнате Колетт писала один роман за другим, пока весь мир считал ее мужа гением. Колетт вышла замуж за Готье-Виллара, прожила с ним 16 лет, и все это время писала книги, которые выходили под его именем. После развода Колетт продолжала публиковаться уже сама и приобрела во Франции невероятную популярность.
Уолтер Кин
Абсолютно известная история, в немалой степени благодаря Тиму Бертону. Не углубляясь (дважды и подробно писала раньше) скажу, что Уолтер обворовывал свою жену Маргарет, продавая ее картины, как свои, зарабатывая на этом миллионы, а свою жену запер в маленькой комнатушке, где она рисовала.
На деньги, полученные за «свои» картины, Уолтер купил огромный дом и жил в роскоши, а жену, чтобы она не раскрыла никому их тайну, лишил контактов с внешним миром и даже угрожал ей убийством. Так продолжалось до 1970-х, когда сломленная Маргарет наконец решилась рассказать правду репортерам, а потом прямо в зале суда на глазах у многочисленных свидетелей с нуля нарисовала картину, тогда как ее муж не смог этого сделать.
Чарльз Росс
Если бы вы жили в Викторианской Англии, вы бы точно знали имя Алли Слупер - комедийного персонажа из популярных в то время рисованных комиксов (серии маленьких забавных картинок с подписями). Придумали его Чарльз Росс и его жена Изабель, скрывавшаяся под псевдонимом Мария Дюваль. По крайней мере, такова официальная версия. А как же все было на самом деле?
В реальности, этот персонаж целиком и полностью принадлежит его жене, которая рисовала все комиксы и буквально превратила Алли в символ Викторианской эпохи. Дюваль, кстати, была одной из первых женщин-карикатуристов в Европе. Тем не менее, Росс получил всю славу и почти 150 лет считался гением, пока его не разоблачил историк Дэвид Кунцле.
Энтони Хьюиш
Логично начать рассказ с личности Хьюиш, тем более, что он луреат. Но…. Поступим иначе: Джоселин Белл Бернелл была одной из самых выдающихся женщин-ученых в истории. В 1967 году, в возрасте 24 лет, она помогла построить радиотелескоп в Кембриджском университете в Англии и стала первооткрывателем нового класса астрономических объектов - пульсаров. Это исследование изменило современную астрофизику и удостоилось Нобелевской премии, которую получил… научный руководитель Джоселин, Энтони Хьюиш
Хьюиш не смущаясь получил приз в 1974 году и разделил славу с другим своим коллегой, но не Джоселин, как вы могли бы подумать, а Мартином Райлом. Причина такого пренебрежения в том, что в те годы считалось: лаборанты, а тем более женщины, просто не могли делать значительных открытий.
И если человек 24 лет сделал что-то новаторское, то его научный руководитель вправе присвоить результаты работы себе. Нобеля Бернелл так никогда и не получила, зато сейчас ее заслуги признаны всем научным сообществом, а сама она два года была президентом Института физики.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
А об этой драматической, даже трагедийной истории я писала, но вот еще несколько слов.
Фицджеральд, величайший писатель. Кроме «Великого Гэтсби», он выпустил еще четыре романа, десятки рассказов и сценариев для кинофильмов. Большинство персонажей были плодом воображения его жены Зельды, а вовсе не самого писателя.
Зельда послужила прототипом героини романа «По эту сторону рая» Розалинды, а история их женитьбы до боли похожа на сюжет «Великого Гэтсби», только без такого трагического финала. Работая над своим первым романом, Фицджеральд отыскал в архивах любовные письма Зельды и слово в слово использовал их в диалогах своих героев.
Кстати, тот факт, что Фицджеральд не был литературным гением, косвенно подтверждается тем, что после того, как Зельда заболела шизофренией и умерла, он не выпустил ни одного популярного произведения.
Вот такие истории, можно еще продолжать.