Патриархат

Oct 02, 2013 18:33

Оригинал взят у accion_positiva в Патриархат

Патриархат - это система общественно-политических и экономических отношений между полами, которые основываются, поддерживаются и структурируются 1) на базе определённых институтов: общественных (семья, государство) и частных ("любовь"); 2) на базе междуклассовой и внутригендерной солидарности мужчин (фратрия), которые в качестве социальной группы коллективно и индивидуально угнетают женщин (всех коллективно и каждую в отдельности), присваивая себе продуктивную и репродуктивную рабочую силу женщин, их физические тела и всё произведённое ими (производительный труд*, деторождение, "красота"), с применением в целях принуждения как прямого, открытого, так и косвенного, невидимого насилия.

Феминистские теории происхождения патриархата и описания его различных исторических/национальных форм позволяют утверждать, что он является историческим и социальным конструктом, а значит, можно предположить, что существует способ/способы его замены другой экономической и политической моделью, более эгалитарной и справедливой.

Буквально "патриархат" означает "правление отцов", исторически этим словом было принято обозначать тип общественной организации, при котором власть принадлежит мужчине-главе семьи и собственнику личного имущества, в состав которого входят дети, жена, рабы и неодушевлённая собственность, движимая и недвижимая. Основой такого общества, разумеется, является семья. Патриархат является антропологическим инвариантом.

В ХХ веке дискуссии о патриархате возобновились в шестидесятых годах в контексте феминистского движения, пытавшегося найти объяснение ситуации угнетения и подчинения женщин, а также возможный выход из этой ситуации. Герда Лернер определила патриархат как "проявление и институционализацию мужского господства в отношении женщин и детей в семье и распространение этих отношений господства на всё общество. Патриархатное господство мужчин выражалось в абсолютной власти мужчин относительно детей, власти над женой и конкубинате".

Двумя важнейшими институтами, управляющими жизнью женщин в патриархате, являются обязательная гетеросексуальность и так называемый "сексуальный договор". Обязательная гетеросексуальность необходима для последовательного воспроизводства патриархата, так как обеспечивает императив сожительства женщин с мужчинами (сожительство может быть организовано в виде брака, в виде конкубината или в виде проституирования женщин) и поддерживает численное соотношение между полами в необходимой пропорции (мужчины должны численно превосходить женщин). Отношения между социальными группами "мужчины" и "женщины"- это отношения власти, которые распространяются на все остальные виды общественных отношений (класс, раса).

Определение патриархата как правления отцов сохраняется вплоть до современной эпохи, когда новый мужской класс-протагонист - буржуазия начинает нуждаться в новом концептуальном обосновании своей власти, адаптированном к изменившимся историческим условиям. Этим новым концептуальным обоснованием патриархата стала концепция общественного договора. Символически "власть отцов" была заменена на идеал "свободы, равенства и братства", который относит нас к фратрии, союзу братьев: в современную эпоху для осуществления патриархатной власти мужчины заключают между собой внутригендерный межклассовый пакт/договор на основании символического братства. Фратрия - это клятвенный групповой союз, который формируется в условиях внешней угрозы**, и в рамках которого его члены воспринимают этот союз как средство поддержания собственной идентичности, достижения специфических целей и защиты специфических интересов группы (С. Аморос).

В процессе формирования современных государств власть над жизнью и смертью детей и женщин перешла от мужчины-главы семьи к Государству, которое продолжало гарантировать подчинение женщин и их "прикрепление" к мужчинам (отцу и мужу) законодательно и экономически, препятствуя формированию женской гражданской и политической субъектности.

Радикальный феминизм, начиная с Соланас и Миллет, выдвинул теорию о политическом характере сексуальных (половых) отношений, сами эти отношения понимаются как средство, с помощью которого мужчины доминируют над женщинами. Целью этого доминирования Миллет полагает управление и извлечение прибыли из женской сексуальности. Файерстоун указывала в этом смысле на репродуктивную способность женщин. Анна Йонасдоттир полагает базовой проблемой патриархата и его смысловым ключом "любовь": специфическую социо-сексуальную борьбу за власть, борьбу за право и возможность определять политические условия половой любви. Йонасдоттир развивает идеи Миллет и Файерстоун, концентрируя свои исследования на вопросах сексуальности и "любви" и ставя под вопрос современную гетеросексуальность, контролируемую мужчинами.

Контроль над воспроизводством формирует в обществе систему классов, основанную на отчуждении женских тел и женской репродуктивной способности и существующую параллельно системе экономических классов, основанной на производственных отношениях. Женщины представляют собой общественный и экономический класс, мужчины отцы-мужья контролируют физические тела женщин и присваивают себе их продуктивный и репродуктивный труд. Кристин Дельфи утверждает, что производительные отношения между мужем и женой в современной нуклеарной семье представляют собой отношения начальника, труд которого интегрирован в общественную систему рынка и поэтому монетизирован, учтён и видим, и подчинённой, труд которой не интегрирован в рыночные отношения и поэтому становится невидимым, что в свою очередь открывает неограничные возможности эксплуатации и извлечения прибыли из женщин в рамках семьи.

Хейди Хартманн указывала, что патриархат является дуальной системой, в которой отношения между мужчинами являются, с одной стороны, иерархическими, но с другой стороны - солидарными, взаимозависимыми и взаимоподдерживающими в целях осуществления господства над женщинами и детьми. Не только "система", но и мужчины как таковые угнетают женщин, маскулинность является индивидуальным инструментом, позволяющим осуществлять это угнетение. Мужчины контролируют рабочую силу женщин с помощью гетеросексуального брака и ограничений женской сексуальности, которые осуществляются не только в рамках брака/семьи, но и со стороны всего общества.

Женщины подвергаются различным степеням и типам патриархатного угнетения, одни из которых являются всеобщими, а другие - специфическими (Одри Лорд).
На основе одноимённого текста Марты Фонтенла

* принцип "женщины не должны ничего иметь" является одним из основополагающих мандатов маскулинности, поэтому труд женщин либо не признаётся таковым и не оплачивается ("работа по дому", "уход за детьми"), либо является запрещённой для женщин деятельностью, либо оплачивается по ставками, значительно меньшим, чем "мужские". Разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами, "стеклянный потолок", профессиональные гетто для женщин ("запрещённые профессии", "женские профессии") - ни одна из этих проблем не будет решена, так как это означало бы покуситься на идентичность мужчин, для удовлетворительного функционирования которой необходима женская бедность/нищета.

** страх узурпаторов потерять власть и привилегии

феминизм, кросс-пост, научные данные, женская история

Previous post Next post
Up