Все как про меня..
Очень сильно загоняло в депрессию и неуверенность, если что-то вдруг не получалось
Оригинал взят у
sadcrixivan в
Проблема способных девочекОригинал статьи находится
здесь.
Успешные женщины прекрасно знают, что в профессиях, в которых доминируют мужчины, мы постоянно находимся в невыгодном положении. Нас постоянно недооценивают, недостаточно используют наш потенциал и недоплачивают. Исследования доказывают, что женщины вынуждены демонстрировать невероятно высокие
результаты, просто чтобы выглядеть столь же компетентными, что и их коллеги-мужчины.
Но по моему опыту, умные и талантливые женщины редко понимают, что одно из главных препятствий на пути к успеху находится в них самих. Мы не просто занижаем собственные способности, мы оцениваем их фундаментально иначе, чем это делают мужчины. Понимание того, почему мы это делаем - это первый шаг к исправлению этой ужасной ошибки. А чтобы это сделать, нам придется вернуться назад во времени.
Скорее всего, если сейчас вы успешный специалист, то вы были весьма способной пятиклассницей. Мой научный руководитель, психолог Кэрол Двек (автор книги «Установка») провела в 1980-х годах серию экспериментов, которые показали, как способные девочки и мальчики из пятого класса справляются с новым, трудным и запутанным материалом.
Она обнаружила, что способные девочки, если им предстоит изучить нечто особенно чуждое или сложное, быстро сдаются. Более того, чем выше был IQ девочки, тем выше была вероятность, что она откажется от дальнейших попыток.
Оказалось, что круглые отличницы демонстрировали самую большую беспомощность перед трудными задачами. Способные мальчики, с другой стороны, воспринимали трудный материал как вызов и испытывали прилив сил, пытаясь справиться с новой задачей. Они скорее удваивали усилия, чем сдавались.
Почему же это происходит? Что повышает уязвимость способных девочек, делает их менее уверенными в себе, в то время как именно они, по логике, должны быть самыми уверенными детьми в классе?
В пятом классе девочки в среднем имеют более высокие оценки, чем мальчики, по всем предметам, включая математику и естественные науки. Так что между мальчиками и девочками не было никакой разницы ни в способностях, ни в прошлой истории успеха. Единственная разница состояла в том, что способные мальчики и девочки по-разному интерпретировали трудности, смысл слишком сложной для них задачи. Способные девочки гораздо быстрее начинали сомневаться в своих способностях, теряли уверенность в себе и в результате они становились менее эффективными в обучении.
Исследователи выявили, что причина такой разницы в интерпретации в том, что в большинстве случаев способные девочки верили, что их способности являются врожденными и неизменными, в то время как способные мальчики верили, что они могут изменить свои способности с помощью усилий и практики.
Каким образом у девочек и мальчиков формируются столь разные взгляды? С большой вероятностью, это связано с разной обратной связью, которую они получают от родителей и учителей в раннем возрасте. Девочки раньше развивают самоконтроль, лучше следуют инструкциям, и их все время хвалят за то, что они «хорошие». Когда мы хорошо успеваем в школе, нам говорят, что мы «очень умные», «такие способные» и «хорошие ученицы». Такая похвала подразумевает, что ум, сообразительность и хорошее поведение - это некоторые константы, которые либо есть, либо их нет.
С мальчиками, с другой стороны, больше проблем. Их труднее усадить и заставить их сосредоточиться. Мальчики получают обратную связь, которая подчеркивает их личные усилия («Ты бы смог это запомнить, если бы постарался быть внимательнее», «Если будешь больше стараться, то у тебя это получится»). В результате, сталкиваясь со слишком трудной задачей, девочки воспринимают ее как признак того, что они не «хорошие» и не «умные», а мальчики воспринимают это как признак того, что нужно быть внимательнее и больше стараться.
Мы продолжаем жить с этими представлениями, пусть и неосознанными, в течение всей нашей жизни. И поскольку именно способные девочки склонны воспринимать свои способности как врожденные и неизменные, они вырастают и становятся женщинами, которые слишком строги к себе - женщинами, которые слишком рано приходят к выводу, что они не преуспеют в той или иной области, слишком рано сдаются.
Даже если удалить все внешние препятствия для продвижения женщины в организации - каждое неравенство в возможностях, каждый шовинистический стереотип и все проблемы баланса семьи и работы - то нам все равно придется иметь дело с ошибочным представлением о собственных способностях, и в этом отношении мы можем оказаться своим самым злостным врагом.
Как часто вы избегали трудностей и выбирали более безопасный путь, держались тех целей, которые будут для вас проще? Есть ли что-то, про что вы давным-давно решили, что вам это не дано? Навыки, про которые вы решили, что вам никогда ими не овладеть? Если это долгий список, то, возможно, вы одна из этих способных девочек - вы верите, что вы «застряли» там, где вы есть, и это определило ваш жизненный путь, даже если вы этого не осознаете. И все было бы ничего, будь ваши способности действительно врожденными и неизменными. Только это не так.
Неважно, о какой способности речь - интеллект, креативность, самоконтроль, шарм или спортивные достижения - исследования доказывают, что их можно развивать. Когда речь идет об овладении любым навыком, то ваш опыт, усилия и настойчивость являются залогом успеха. Так что если вы Способная Девочка, то пора отбросить ваши (ошибочные) представления о том, как устроены способности, принять тот факт, что всегда можно добиться улучшения, и вернуть себе уверенность, которая поможет вам преодолеть любое препятствие, перед которым вы когда-то отступили.