О патриотизме

Apr 18, 2013 18:11

На форуме назаровского сайта Русская идея некто раб Божий Илия разумно рассуждает с христианской точки зрения о патриотизме. Думаю, его размышления, которые лично я полностью разделяю, могли бы принести пользу тем из наших православных националистов и патриотов, для которых православие еще остается путем к Богу и спасению души или может им стать, а не частью напяливаемого на себя лишь из принципа, как на корову седло, "русского национально-культурного наследия". К сожалению, очень многие наши русские националисты и патриоты в душе готовы подписаться под подлыми и легкомысленными словами известного "футуролога" и проповедника "атомного православия" Максима Калашникова, высказанными им в частном письме: "Для меня ценность одна - Русская цивилизаци­я, а христианс­тво для меня лично сверхценно­стью не является. Если ради спасения России нужно будет его отбросить - я его отброшу. Ну, а там пусть история нас рассудит." Конечно, не история, а Бог им судья.

Р. Б. Илия пишет:

Патриотизм не есть нечто присущее именно христианству, а скорее явление все-таки нехристианского происхождения, пышным цветом расцветал и цветет в разномастных языческих общностях, в том числе и в люто враждебных Христу. И древние римские императоры вроде Диоклетиана и Юлиана Отступника, и советские коммунисты-богохульники, и нынешние «русские родноверы»-христоненавистники - безспорно искренние патриоты, каждый из них желал и желает мощи и величия для своей страны. Да и весной 1917 поправшие свой долг генералы и думцы, в своей массе, участвовали в заговоре и мятеже против Помазанника Божия, побуждаемые именно патриотическими соображениями, причем неважно обоснованными ли реально, но все равно с их точки зрения несомненно самыми вескими и наилучшими. Вряд ли жаждали они кровавой вакханалии в стране и собственной мучительной смерти в застенках ЧК, постигшей многих из них. Нет, уверен, что рассуждали они не так: «совершим революцию и пусть Россия затем истекает кровью в междоусобной брани и вымирает от голода», а совсем иначе: «отстраним от власти ведущих нашу любимую страну к гибели безвольного глупого Николая и его жену-немку, шпионящую для Германии; сделаем это - и для России откроются величественные горизонты новой жизни и процветания». Но благими намерениями известно куда вымощена дорога…
В отличие от перечисленных выше категорий патриотов, христианин тоже может желать, чтобы его страна была сильна - но не безусловно, не ценой попрания Правды Божией! Потому что знает: даже если временно и будут достигнуты некие внешние «успехи» - позже добра все равно не будет, все построенное без Христа и вопреки Ему - неизбежно падет.
Патриотизм как самодовлеющая «генеральная линия» силен именно в язычестве, нескрываемо проявлен там. Культ «почвы», «родной земли», «матери-сырой земли», «Матери-Родины» - самый настоящий языческий культ, отличающийся рядом конкретных вариаций в зависимости от места и эпохи, но единый в главном. Истукану «Матери-Родины» , попирающему курган в Царицыне, наверняка поклонился бы с чистой совестью и какой-нибудь античный эллин-язычник. Чем это не привычная ему Деметра или Афина? Называется иначе, выглядит несколько по другому, но суть та же…
Любовь к своей стране, желание блага для нее - чувство понятное и естественное, но не надо понимать его в языческой окраске, пусть и упаковывая ее во внешне христианскую обертку трескучих псевдоправославных фраз. Лет 20 назад один советский нерусский литератор сказал, что патриотизм - чувство зоологическое, у кошки он тоже есть… При всей полемичности такого тезиса (интересно, как бы возразили ему соплеменники, произнеси он такое на своей исторической родине?) некое полезное зерно из этой фразы почерпнуть можем и мы, христиане. Да, народ православный должен заботиться об интересах территории, данной ему Богом для жизни, должен защищать эту землю, но при этом не надо прикипать к земле сердцем, уподобляясь неразумным скотам, надо помнить, что по слову (если не ошибаюсь) Св. Иоанна Златоуста: «Везде земля Господня». Ни в коем разе не надо абсолютизировать патриотизм! Привязанность к временному и тленному не должна заслонять для христианина Вечность. Было время, когда России не было, будет время, когда ее не станет. А Правда Божия пребывает вечно.
Не случайно, именно в революционной Франции XVIII в., залитой кровью ее лучших людей и открыто восставшей против Творца Вселенной, взамен Которого масонские диктаторы предлагали народу поклоняться нескрываемо люциферистическому «Верховному Существу» - слово «патриот» стало термином означавшим революционера, якобинцы прямо говорили и писали о себе подобных: «он отличный гражданин и патриот». Там же возникли и строки песнопения, ставшего и доныне пребывающего гимном несчастной богоборной страны - «Вперед, вперед, сыны Отчизны, для вас день славы настает»… Так что патриотизм под властью Конвента только приветствовался. К несчастью эта патриотическая чума пробралась и в Россию, разрушая монархическое сознание в первую очередь у элиты страны (тайные общества Александровской эпохи и мятеж декабристов были прямо-таки переполнены патриотизмом), став позже одной из основных причин беды 1917 года…
Когда-то прежде, я тоже считал себя патриотом, искренне полагал это слово синонимом монархиста. Но знакомясь с прошлым нашей страны и с богословием Церкви - пришел к выводу: монархизм и патриотизм совсем не идентичны. Ни к чему сидеть на двух стульях. Патриотом ныне себя не считаю. И то, что оторвал от себя и отбросил вон ярлык патриотовщины, соскочил с этих духовно гнилых ходуль - ничуть не мешает мне любить свою страну. Но это лишь во вторых. Ибо, во первых, стремлюсь любить Истину Христову. Многие неплохие люди продолжают сопричислять себя и к монархистам и к патриотам, как и я в прошлом. Даст Бог и они также прозреют подобно мне!
Дуализм в голове, отсутствие целостности взглядов - вряд ли могут привести к хорошему результату. Патриот крайне редко бывает верноподданным монархистом, в обычной ситуации такое совместительство как правило может более-менее уживаться в духовном мире человека, он может думать о себе, что он монархист, фактически же им не являясь; в случае же какого-то экстрима, когда налицо выбор между верностью Монарху и защитой интересов Отечества (в той трактовке, как их понимает сам патриот) - верность Государю сохраняют считанные единицы, как и случилось в окаянном 1917 году… И когда в сознании человека Православный Царь подменяется монструозным идолом «Матери-Родины», то понятно: такому лицу в его патриотическом угаре Помазанник Божий не нужен, он ему действительно ни к чему, ведь он уже воздвиг в своей душе кумира и поклонился ему. Понятно, чью он избирает сторону, когда противопоставляет Государя и Отечество. А история, особенно же современность, дала немало ярких примеров справедливости известного высказывания «Патриотизм - последнее прибежище негодяя»… Разве мало таких в рядах пресловутой «православно-патриотической общественности»?!
В прошлом, столетия назад, когда русский народ обладал православным монархическим сознанием - он не нуждался ни в каком патриотизме. И родную землю для наших благочестивых предков олицетворяли не «во-поле-березки-стоявшие» (на ностальгии по которым Джугашвили заманил после 2 Мировой на расправу в Совдеп ряд наивных, духовно незрелых эмигрантов) и даже не «отеческие гробы» и уж тем более не истукан «Отчизны», замахнувшийся многометровым железобетонным мечом, а Помазанник Божий - Православный Государь. Именно он, согласно святоотеческому учению, живая икона Христа - олицетворял своей персоной НЕРАЗРЫВНУЮ связь Веры, страны, народа. И, в тогдашней общественной жизни не было никакой надобности расторгать сие триединство, измышлять в отдельных терминах патриотизм или Отечество, которые, будучи отдельными понятиями могли быть противопоставлены Царю (что позже и произошло). Для православных русских людей Государь - отец народа - и был Отечеством, верная служба Царю - была службой русской земле и народу русскому. Это очевидно для всякого, стремящегося к Правде Божией. И не случайно в те годы появилась пословица: «Где Царь - там и Правда!»

Христианство, Православие

Previous post Next post
Up