Преподобный Иустин (Попович) о западноевропейской цивилизации

Dec 29, 2015 11:44


Архимандрит Иустин (25 марта (6 апреля) 1894, Вране, Королевство Сербия - 25 марта (7 апреля) 1979, Монастырь Челие, Сербия) - священнослужитель Сербской православной церкви, доктор богословия, архимандрит.
Канонизирован в 2010 году в лике преподобных, память совершается 7 апреля, 12 сентября (даты даны по григорианскому календарю).
Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

...Разве не очевидно, что европейский человек в своей культуромании превратил Европу в фабрику идолов? Почти всякое достижение стало идолом; потому наше время есть прежде всего время идолопоклонства. Ни один континент так не наводнен идолами, как Европа. Нигде так не пресмыкаются перед вещами и не живут для вещей и ради вещей, как в Европе. И это идолопоклонство в худшем виде, ибо оно представляет собой поклонение глине, земле. Скажите, разве человек не поклоняется розовой глине, когда самолюбиво обольщает земляное, бренное тело свое и упрямо твердит я есть плоть и ничего, кроме плоти? Скажите, разве не поклоняется человек розовой глине, когда своим идеалом провозглашает массу или народ, или человечество?
Несомненно, Европа страдает не от атеизма, но от многобожия. Потеряв настоящего Бога, она захотела насытить свой безбожный голод созданием многих лжебогов, идолов. Она создала идолов из всего: из науки, ее гипотез и открытий, из техники, из религии и ее представителей, из политики и ее партий, из моды и ее манекенов. А посреди всех идолов на космический трон эгоизма посадила европейского человека, европейского Далай-ламу.

Что остается от человека, когда из его тела выйдет душа? - Труп. А что от Европы, если из ее тела выйдет Бог? - Труп. Изгнали Бога из космоса, разве не осталась мертвость? Что представляет собой человек, отрицающий душу в себе и в мире вокруг себя? Не что иное, как одетую глину, ходячий глиняный гроб, Результат поражающий: влюбленный в вещи европейский человек и сам стал вещью. Личность обесценена и разорена, остался человек-вещь. Нет целого, бессмертного, Богоподобного человека, остались только обломки человека, телесная скорлупа, из которой изгнан бессмертный дух. Правда, эта скорлупа отполирована, вычищена до блеска, татуирована, но все же скорлупа. Европейская культура обездушила, овеществила человека, сделала машиной; она похожа на чудовищную машину, глотающую людей и перерабатывающую их в вещи. Финал тягостен и трагичен: человек есть бездушная вещь среди бездушных вещей.



Европейский человек осудил на смерть и Бога, и душу, но не осудил ли этим и сам себя на смерть, за которой нет воскресения? Вникните беспристрастно в суть европейской философии, европейской науки, политики, культуры, цивилизации, и вы увидите, что они в европейском человеке убили Бога и бессмертие души. А если всерьез задуматься о трагизме человеческой истории, то можно увидеть, что Богоубийство всегда заканчивается самоубийством, Вспомните Иуду, он сначала Бога убил, а затем и себя уничтожил, и это неотвратимый закон истории нашей планеты.
Здание европейской культуры, построенное без Христа, должно разрушиться, очень быстро разрушиться, - пророчествовал проницательный Достоевский 100 лет назад и печальный Гоголь более 100 лет назад... И на наших глазах сбываются предсказания славянских пророков. 10 веков строится европейская вавилонская башня, и вот нашим глазам предстоит трагичная картина: построен огромный - нуль! Началось всеобщее замешательство; человек не понимает че-ловека, душа - душу, народ - народ. Восстал человек на человека, царство на царство, народ на народ, и даже континент на континент.
Европейский человек дошел до своей судьбоопределяющей и головокружительной высоты. На вершину своей вавилонской баш-ни он поставил сверхчеловека и хотел им завершить здание, но сверхчеловек сошел с ума перед самой вершиной и сорвался с башни, а башня вслед за ним разваливается и разрушается, и ломается войнами и революциями. Homo europaeicus должен был сойти с ума в конце своей культуры: богоубийца должен был стать самоубийцей. Wille zur Macht (воля к Власти) превратилось в Wiile zur Nacht (волю к Ночи). Ночь, тяжелая ночь легла на Европу. Рушатся идолы Европы, и не далек тот день, когда не останется камня на камне от европейской культуры, созидающей города и разоряющей души, обожествляющей тварей и отвергающей Творца...

Несомненно, принципы европейской культуры и цивилизации являются богоборческими. Долго вырабатывался тип европейского человека, пока не заменил он Богочеловека Христа своей философией и наукой, своей политикой и техникой, своей религией и этикой. Европа использовала Христа "лишь как мост из варварства некультурного в варварство культурное, то есть из варварства неискусного в варварство искусное" (Еп. Николай. Слово о всечеловеке, с. 334).

На европейском Западе христианство постепенно превращалось в гуманизм. Долго и упорно Богочеловек в сознании западного христианства изменялся и переиначивался и, наконец, был сведен к человеку - к непогрешимому человеку в Риме и к не менее непогрешимому в Лондоне и Берлине. Так начался папизм, который у Христа отнимает, забирает все, и так начался протестантизм, не требующий у Христа ничего значительного, а часто и ничего не требующий. И в папизме, и в протестантизме на место Богочеловека поставлен человек как высшая ценность и критерий. Произведено болезненное и удручающее исправление Богочеловека, Его дела и Его учения. Настойчиво стремился папизм Богочеловека заменить человеком, - и вот в догмате о непогрешимости папы-человека Богочеловек навечно подменен и заменен преходящим «непогрешимым» человеком, ибо этим догматом папа ясно и решительно провозглашен не только чем-то выше человека, но и выше святых Апостолов, св. отцов и св. Вселенских соборов. Таким отступлением от Богочеловека, от Вселенской Церкви как Богоче-ловеческого организма, папизм превзошел Лютера, творца протес-тантизма. В самом деле, первый радикальный протест против Богочеловека Иисуса Христа во имя гуманизма и против Его Богочеловеческого организма - Церкви - нужно искать в папизме, а не в лютеранстве. Папизм - это в действительности первый и самый древний протестантизм.

Цитьаты из книги "Православная церковь и экуменизм"

Европа, Православие

Previous post Next post
Up