МВФ и бесплатный сыр в мышеловке Лукашенко.

Nov 20, 2015 23:05

Оригинал взят у rurik_l в МВФ и бесплатный сыр в мышеловке Лукашенко.
Как то мы в России привыкли считать, что в Белоруссии все хорошо. Более того, наши российские ПутинСлильщики и нео-сталинисты ставят Лукашенко в пример, пусть мол диктатор, но экономику по советскому образцу сохранил, народ живет вполне прилично и даже нас снабжает (не бесплатно конечно) качественными продуктами. Иногда доходят отголоски скандалов с очередной "дойкой" России, или сотрудничества и одобрям-с киевской хунты, но в результате каких-то переговоров с Кремлем, лояльность Белоруссии к партнерству с Россией сохраняется.

Помню в середине 90-х я по делам оказалась в Гомели. Там я и услышала первый звоночек. А было дело так. Я поселилась в стандартной государственной гостинице "Гомель"(типовой проект СССР, есть практически во всех крупных провинциальных городах, и всегда называется по имени города).

Поесть нормально, а к тому времени граждане России уже были избалованы нормальной, а не столовской кухней, можно было только в единственном на весь Гомель кооперативном кафе. Но идти было достаточно далеко, времени было у меня мало, и я решила пообедать в ресторане гостиницы. Время обеда, поэтому я заказала первое и второе. Съев первое, я, естественно ожидала второе. Прошло пол-часа, я была единственным посетителем, но второе на моем столе так и не появлялось. Не выдержав, я зашла в подсобку, и спросила официанток о перспективах. Ответ ввел меня вступор: "У нас обеденный перерыв, это не то, что у вас в России, у нас трудящихся уважают"... Я расплатилась за первое и ушла.

Потом, я спросила ребят, с которыми я общалась, почему так мало кооперативных кафе и магазинов. Мне ответили, что частный бизнес можно открыть, только взяв в долю кого-то из клана Лукашенко.


Прошло время, и я была уверена, что белоруссия изменилась, совок ушел, да и ВВП на душу населения даже больше чем в России. На днях услышала в новостях, что лукашенко ведет переговоры с МВФ. Ну и ну, и с чего бы это? Разве опыт России не стал хорошим уроком для "батьки Лукашенко"?

Сегодня попалась на глаза статья  экономиста из Белоруссии Александра Запольскиса, которая объяснила, что происходит в царстве Лукашенко.

"О чем пытается договориться Минск с международными финансистами


Истекли десятые сутки переговоров Белоруссии с Международным валютным фондом: они начались в Минске 9 ноября и должны были закончиться 19 ноября 2015 года. По словам министра экономики Белоруссии Владимира Зиновского, все это время стороны вели напряженную и интенсивную работу по 14-16 часов в сутки. Однако закрытый формат встречи не дает никакой информации о достигнутом результате.

Даже сумму возможного кредита министр называет достаточно обтекаемо - речь идет «о миллиардах долларов» на три года. Это порождает большое количество различных версий происходящего. Особый интерес представляют слова заместителя главы правления Нацбанка РБ Дмитрия Калечица о высокой вероятности «принятия программы МВФ, поддержанной кредитом, уже в этом году». Интрига заключается в том, что МВФ еще никогда в своей истории не выделял деньги быстро. Обычной практикой всегда являлось неторопливое согласование предварительных условий, потом, спустя оговоренное время, проверка выполнения этих условий, и только потом - деньги.

Как нашла коса на камень

Дело в том, что формально МВФ позиционирует себя как строго благотворительная международная финансовая организация. Процент за кредиты она, конечно, берет, но его размер по сравнению с рынком коммерческих заимствований невелик, а суммы таковы, что позволяют попавшим в затруднительное положение правительствам успешно решать финансовые проблемы. Это в теории. На практике же согласование кредитных программ всегда сопряжено с выставлением заемщику различного ряда условий, иногда очень странных, которые он обязан выполнить прежде, чем получит деньги. Условия выглядят как чисто экономические, но всегда имеют далеко идущие политические и социальные последствия.

Собственно, на этом фонд заемщиков и ловит. Дешевизна его кредитной ставки оплачивается фактической ликвидацией государства. Как экономически - через введение диктатуры частного рынка (широкая приватизация, устранение контроля над ценами, отмена ограничений на куплю-продажу земли и т.п.), так и в базовых институтах общества. От России в 1990-х годах, например, потребовали перейти на Болонскую систему образования, вместо образованных людей готовящую лишь «грамотных потребителей».

Кроме того, помощь МВФ приходит не сама по себе. Обычной практикой является привлечение с его помощью многочисленных частных инвесторов. Например, вместе с 4,5 млрд долларов, предоставленных фондом в 1990-е годы, в Россию пришло около 80 млрд частных иностранных инвестиций. Исполнение рекомендаций МВФ вело к принятию многочисленных программ по либерализации экономики и приватизации госсобственности, которую как раз и скупали эти самые частные инвесторы. Что в результате осталось от советской экономики к началу 2000 года - помнят все. Россия тут совсем не уникальный случай. Более чем двум десяткам стран, подсевшим на дешевую помощь МВФ, программы «спасения» их экономик стоили от 10 до 25% ВВП.

Обычно рекомендации МВФ сводятся к нескольким основным пунктам:

- провести полную либерализацию во всех сегментах валютного рынка и унифицировать обменный курс национальной валюты;

- ограничить финансирование госпрограмм;

- выйти на бездефицитный бюджет, в том числе за счет сокращения бюджетных социальных расходов;

- отказаться от повышения заработной платы.

Несложно увидеть, что выполнение этих рекомендаций привело бы к серьезным последствиям - сначала экономическим, а потом и социально-политическим. Не удивительно, что правительство страны к ним не прислушалось: в памяти еще были свежи последствия предыдущей программы МВФ, которую выполнили успешно, а в результате в 2009 году пришлось девальвировать белорусский рубль на 25%.

Закредитовались

МВФ активизировал свои контакты с Белоруссией не просто так. Вот уже несколько лет в стране наблюдаются экономические сложности. По итогам 2015 года Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует падение белорусской экономики на 1,5%. Причем еще в минувшем сентябре речь шла о росте на 0,5%, а уже в октябре 2015-го - однозначный, как удар гильотины, вердикт: спад. В качестве причин называют усугубляющийся внешнеторговый дисбаланс, риски ликвидности, низкий уровень золотовалютных резервов, структурные ограничения внутреннего экономического роста и высокий объем обязательств правительства страны по погашению внешнего госдолга.

Последнее особенно существенно. В 2015 году Белоруссии необходимо выплатить по внешним долгам порядка 4 млрд долларов, из которых 3 млрд составляет основной долг и 1 млрд - процентные платежи по нему и другим долгам страны. Все это последствия сомнительной стратегии белорусского правительства по обеспечению внутренней социальной стабильности за счет внешних заимствований. Как следствие - только в 2009-2011 годах внешний госдолг страны увеличился в 3,2 раза и достиг 11,8 млрд долларов. С этого же года начались выплаты по ранее полученным кредитам, составившие примерно 1,63 млрд долларов в год. На протяжении 2013-2014 годов Белоруссии пришлось выплатить почти 6 млрд долларов, что для небольшой страны оказалось крайне сложной задачей.

Формально деньги на обслуживание текущих долговых обязательств в стране есть. Золотовалютные резервы (ЗВР) Белоруссии, рассчитанные по национальным стандартам, по итогу октября 2015 года составляют 5,159 млрд долларов. Правда, МВФ, считающий запасы по собственной методике, оценивает белорусские ЗВР заметно ниже - в 4,666 млрд.

Классический тупик

Таким образом, Белоруссия сегодня оказалась в классическом тупике. Расплатиться по текущим долгам этого года ей собственных резервов хватит, но в этом случае уже в 2016-м придется столкнуться с дефолтом или крупномасштабными социально-политическими проблемами. Остро требуются деньги, как минимум 3 млрд долларов, причем не позднее июня 2016 года. Но чтобы их получить, требуется согласиться с условиями МВФ, реализация которых также означает ликвидацию белорусской государственности и скатывание экономики до прибалтийского уровня. Только без субсидий ЕС.

Есть, наконец, третий вариант - перестать уже заигрывать со всем, что движется, и прочно, открыто войти в русло российской экономики, которая и без того является главным спонсором белорусской. И в экономическом, и в историческом смысле это выглядит естественным, единственно верным выбором". http://cont.ws/

З.Ы. Получается, что Лукашенко сохраняет лояльность населения к своему царствованию набирая кредитов и закармливая народ социалкой? Но как долго это сможет продолжаться, и не появиться ли еще одна горячая точка с нами по соседству? Мыльный пузырь белорусского совка может лопнуть в ближайшие годы, вынесет ли Россия и этот камень на шее?

Автор пишет: "Есть, наконец, третий вариант - перестать уже заигрывать со всем, что движется, и прочно, открыто войти в русло российской экономики, которая и без того является главным спонсором белорусской"

Пишет ОЧЕНЬ правильно, только интеграция с Россией угрожает личной власти Лукашенко, ибо станет понятно, что "король то голый", как был хитрым директором советского совхоза, в задачах которого было выбить лимиты, так им и остался, только без палки-погонялки КПСС, где за показательные выступления малолетнего наследника, можно было и всех регалий лишиться.

Белоруссия

Previous post Next post
Up