Страховка для горожан

Oct 07, 2013 13:33

Оригинал взят у georgy_bat в Страховка для горожан

Размещаю очередное интервью из газеты "Отчизна-Новосибирск".
На этот раз депутат Александр Люлько объясняет, как выборы мэра влияют на повседневную жизнь горожан и как застраховать интересы населения муниципалитета от политических игр околовластных кланов.

Приближаются выборы главы города. Если в прошлый раз в очередной победе действующего мэра мало кто сомневался, то сейчас многие эксперты заявляют, что результаты выборов могут быть непредсказуемыми. Интриги добавила и отмена второго тура на этих выборах: как показывает практика, порой для успеха в первом туре владение политтехнологиями и актерские способности кандидата оказываются важнее, чем деловые качества. Но не станут ли жители Новосибирска заложниками политических игр? Одно дело успешно манипулировать общественным мнением, и совсем другое - обеспечивать нормальную жизнь и развитие мегаполиса на протяжении нескольких лет. О том, чем рискуют избиратели и как застраховаться от этих рисков - наш разговор с одним из опытнейших политиков Новосибирска, независимым депутатом горсовета Александром Люлько.
- Александр Николаевич, насколько ощутимыми могут быть просчеты в работе мэра для рядового гражданина?
- Очень даже ощутимы. Возьмем ситуацию с выделением земельных участков под строительство. Они же раздаются часто совершенно бездумно. А результаты сказываются не только на бизнесе строительных фирм, но и на повседневной жизни каждого горожанина. Сегодня на слуху ситуация с площадью Маркса - архитектурный ансамбль этого своеобразного «центра» Левобережья просто убили торговыми центрами. А заодно серьезно затруднили движение транспорта в ее окрестностях. Но это только вершина айсберга.

Сколько проблем вызывает «точечная застройка». Новостройки «втыкают» посреди существующих жилых массивов, не думая ни о нагрузке на коммуникации, ни о парковках для жильцов. В результате, купив дорогостоящее жилье, гражданин получает в «довесок» проблемы с ЖКХ и постоянные конфликтные ситуации вокруг своего автомобиля. Схожие проблемы начинаются и у жителей соседних домов, часто страдает придомовая территория, которую они облагораживали на протяжении многих лет. А когда речь идет о строительстве жилмассивов - это часто не согласовывается с планами развития дорожной сети, нагрузка на магистрали превышает расчетную (многие улицы вообще прокладывались лет сорок назад, когда машин было в сотни раз меньше). И мы получаем очередную «пробку». А где исток всего этого? Прежде всего - в процессе выделения участков под строительство муниципальной властью. И это только одно из направлений работы мэра города и его команды.
- Кстати, сейчас этой проблемой заинтересовался губернатор. Так может, областная власть как раз и есть «страховка» от непродуманных решений на уровне мэрии?
- Конечно, хорошо, что губернатор вообще заговорил об этой проблеме в публичном пространстве. Думаю, в чем-то это вызвано тем, что он тоже политик, ему тоже предстоит борьба за доверие избирателей. Однако согласно Конституции у нас местное самоуправление отделено от государственной власти. И если строго придерживаться буквы закона, то губернатор не может напрямую вмешиваться в дела управления городом. Поэтому губернатор - недостаточная «страховка».
- Понятно, что самый надежный способ - это выбрать на пост мэра «правильного» кандидата. Но что делать, если получится как в одной песне «друг оказался вдруг…»? Терпеть до следующих выборов?
- Раз уж мы заговорили о «страховке», я считаю, что она должна быть многоуровневой. Во-первых, я считаю, что активной части горожан - представителям общественных организаций и т.д. - надо сформировать свою программу развития города. Ту «повестку дня», которая устраивала бы большую часть жителей Новосибирска, а не отдельные группы влияния или бизнес-структуры. А затем - поддержать того из кандидатов в мэры, который возьмет эту программу на вооружение. Так мы отсеем, как минимум, тех, кто плохо понимает, что это вообще такое - управлять мегаполисом. И у нас есть почти год для решения этой задачи. А иначе нам, возможно, придется опять выбирать наименьшее из зол. И ничего хорошего из этого не выйдет.
- Но ведь кандидат может на словах поддержать эту программу, а на деле - иметь совсем иные планы в случае избрания.
- Поэтому я и говорю о многоуровневой страховке. Второй рубеж - это введение института сити-менеджера. Человека, который назначается депутатами для управления городским хозяйством. И если он не справится с задачей - депутаты относительно легко могут отправить его в отставку. А мэр остается фигурой политической, он принимает решения, которые касаются путей развития города, выполняет представительские функции и т.п. Почему жители Екатеринбурга сегодня не боятся, что новоиспеченный мэр Е. Ройзман не совладает с городским хозяйством ввиду недостатка управленческого опыта? Все просто - у них есть сити-менеджер. И значит, как бы ни повел себя Ройзман, в их домах будут свет и тепло, будет работать общественный транспорт, будут чистить улицы.
- Не создаст ли это почву для конфликта между политиком-мэром и хозяйственником- сити-менеджером?
- Многие поводы для конфликта снимаются четким разделением полномочий в Уставе города. Кроме того, хозяйственник не обязательно должен быть принципиальным противником мэра, они могут иметь общие взгляды на пути развития города, просто каждый работает на своем участке. Ну и наконец, как показывает практика, некоторая борьба мнений внутри органов власти, конкуренция, система противовесов - все это даже хорошо для граждан. Куда хуже, когда у нас, например, парламент превращается в «не место для дискуссий». И в результате, мы понимаем, что многих парламентариев интересуют не интересы избирателей, а одобрение высокого начальника в Кремле.
Отчизна-Новосибирск, № 24-2013

Previous post Next post
Up