Эдуард Якубовский: "Мы не скрывали информацию о катастрофе МН-17"

Jul 08, 2019 16:09



Можно бесконечно долго спорить, строить версии и приводить собственные теории и «железные доказательства». Особенно в таком деле, как неоконченное за пять лет расследование катастрофы малайзийского «Боинга» рейса МН-17 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года.

Однако, на мой взгляд, особый интерес представляют не измышления виртуальных экспертов, а свидетельства из первых рук. Например, в ходе собственного журналистского расследования, мне и моему коллеге «Индейцу» удалось побеседовать на эту тему с Эдуардом Николаевичем Якубовским.

В июле 2014 года Якубовский был и.о. Генерального прокурора ДНР. Именно он был организатором следствия по делу МН-17.



Э.Я.: «В июле 2014 года я занимал должность первого заместителя Генерального прокурора ДНР, и на тот период исполнял обязанности Генерального прокурора, который находился в командировке. Сообщение о происшедшей трагедии я получил от Председателя Совета Министров ДНР Александра Бородая, который сказал, что в районе населенных пунктов Зарощенское и Грабово произошла катастрофа самолета и необходимо организовать осмотр места происшествия и другие необходимые следственные мероприятия. В тот период Генеральная прокуратура ДНР не располагала достаточным количеством следователей. Поэтому мы вынуждены были обратиться за помощью к украинской милиции, которая в то время еще продолжала выполнять свои обязанности по охране общественного порядка на территории Республики.

Утром 18 июля мы выехали колонной на место происшествия. По пути раздавались звонки из украинской прокуратуры с указаниями не выезжать на осмотр места происшествия, т.е. не выполнять свой служебный долг, даже по законам Украины.



На месте события находились тела погибших в авиакатастрофе, обломки самолета, какие-то вещи, разбросанные на значительной территории. Мы расставили следователей, организовали осмотр места происшествия, поручили криминалистам выполнять свои обязанности. Прежде всего необходимо было зафиксировать обстановку на месте происшествия путем видеосъемки, записей в протоколах осмотра. Криминалисты должны были собрать вещественные доказательства, которые имели значение для расследования.

Кроме того, мы выясняли наличие возможных очевидцев. Так, были установлены местные жители, которые видели: когда самолет рейса МН-17 находился в воздухе, к нему приближался другой самолет, который вскоре развернулся и улетел. Ни тогда, ни сейчас у нас авиации не было и нет. Это мог быть только самолет украинских военно-воздушных сил».

Кстати, на месте катастрофы сразу же пытались установить свои порядки сотрудники миссии ОБСЕ, в частности небезызвестный Александр Хуг. С какой целью они пытались это сделать, не понятно.



Э.Я.: «Могу вспомнить момент, когда под влиянием сотрудников ОБСЕ Бородай потребовал, чтобы мы оставили трупы в тех местах, где они лежали. На этом зачем-то очень настаивал Хуг. Я отказался это сделать, т.к. погода стояла очень жаркая и трупы быстро разлагались. Мы этого не сделали, и трупы своевременно были доставлены в морг и возвращены потом родственникам.

На месте происшествия нами были получены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Мной было возбуждено уголовное дело, создана следственная группа и было начато предварительное следствие».

Далее. В украинских и западных СМИ очень любят безосновательно обвинять ополченцев ДНР в мародерстве на месте падения «Боинга».

Э.Я.: «Насколько мне известно, ни одного случая мародерства выявлено не было. Я не слышал, что бы кто-то предъявил претензии о пропаже конкретных ценных вещей. Мне странно слышать подобные утверждения от западных СМИ, поскольку во всем мире полиция работает точно так же. Никто не бросает вещи на месте происшествия. Все обнаруженные предметы подлежат изъятию, а потом уже принимается решение, имеют ли они значение для дела или нет. Никто не позволит таким вещам валяться просто так».



Якубовский также являлся участником процесса передачи бортовых самописцев, тех самых «черных ящиков» представителям Малайзии.

Э.Я.: «Бортовые самописцы были обнаружены представителями ополчения, в частности разведки, и переданы мне. Это такие большие металлические емкости оранжевого цвета с соответствующими надписями. На тот период сюда уже прибыли представители Совета безопасности Малайзии. Причем интересно, что украинцы пропустили их через свою территорию без всякого сопровождения, даже не предупредили их, что здесь ведутся активные боевые действия и их жизни может угрожать опасность. Наши же, совершенно случайно их подхватили и привезли в Донецк.

Переговоры по поводу передачи «черных ящиков» вели тогда председатель правительства Бородай и его заместитель Антюфеев. Переговоры эти были такими достаточно щепетильными, но Бородай пообещал премьер-министру Малайзии, что он передаст эти «черные ящики» именно малайзийскому правительству.

В принципе, мы обязаны были передать эти «черные ящики» в ИКАО. Есть такая организация международная. Они должны производить расследование этого происшествия. Но, поскольку мы пообещали Малайзии, то вот так появился первый международный договор ДНР с зарубежным государством…»



Небезынтересна оценка действий руководства и следственных органов ДНР в деле МН-17.

Э.Я.: «С того момента, как я узнал о происшедшей трагедии, могу сказать, что мы действовали исходя из тех возможностей, которыми обладали на тот момент. Действия нашего руководства были профессиональными, компетентными и транспарентными. Мы не скрывали информацию о катастрофе; мы допустили, буквально в первые же часы, на место происшествия иностранных журналистов, которые своими глазами имели возможность наблюдать обстановку, действия наших следователей и охраны. Наши действия были грамотными, соответствовали обстоятельствам, в которых мы действовали».

https://www.youtube.com/watch?v=fcab5En_GTE

Боинг, ДНР, МН-17, расследование

Previous post Next post
Up