«В марте 2014 года вся демократическая общественность встала рядом с нами и осудила грубое нарушение Россией международного права. Но это был, скорее, объективный взгляд со стороны. Российская агрессия воспринималась как еще один локальный конфликт на постсоветском пространстве. Сегодня стало ясно, что речь идет о «гибридной войне» новой российской империи против всего демократического мира, против Европейского союза и США. С этой новой точки зрения, Украина не какая-то далекая жертва в постсоветских просчетах, а участница европейского сообщества, которая на передовой с оружием в руках защищает европейские ценности и демократию»
Из выступления посла Украины в Хорватии Александра Левченко в Загребе, 19 октября 2016 г.
В речах современных украинских политиков, «свидомой» общественности, да и просто в социальных информационных сетях, без труда можно найти слова о некоем «хорватском варианте» решения кризиса на Донбассе. При этом авторами обязательно подчеркивается, что Украина и Хорватия имеют «чрезвычайно похожие исторические судьбы, и сегодня наш народ (т.е. украинцы - прим. Авт.) по сути переживает то, что пережил хорватский народ».
Хорватская артиллерия ведет огонь по сербским позициям, август 1995 г.
Какой же «хорватский вариант» двадцатилетней давности имеют в виду украинские политики? Это печально знаменитая операция «Буря» (хорв. Operacija Oluja), проведенная в августе 1995 г. хорватской армией против Республики Сербская Краина. Операция была проведена молниеносно и с особой жестокостью: обстрелы колонн беженцев, бессудные убийства мирного населения по этническому признаку, грабежи и мародерство стали «визитной карточкой» хорватских военных. В результате этой акции существенно изменилась этническая карта современной Хорватии: спасаясь от войны, оттуда бежали до 250 тыс. сербов, несколько тысяч человек были убиты. По мнению сербской стороны, операция «Буря» стала актом самого настоящего геноцида.
Наиболее интересным является факт, что в операции «Буря» активно принимали участие военные советники и специалисты из США. Еще 15 ноября 1994 г. США и Хорватия заключили договор о военном сотрудничестве. Около 60 американских наемников из частной военной кампании MPRI участвовали в подготовке подразделений специального назначения хорватской армии. Сразу же после начала акции «Буря», государственный секретарь США Уоррен Кристофер возложил вину за происходящее на сербов, которые, по его мнению, спровоцировали хорватскую сторону на наступление!
Исход мирного населения из Сербской Краины, август 1995 г.
Как мы видим, украинские сторонники «хорватского варианта» выступают за быстрое силовое решение вопроса, предполагая, помимо собственно военной операции, еще ряд дополнительных «бонусов» в виде кровавых акций устрашения мирного населения.
Впрочем, меня, как журналиста, заинтересовала еще одна тайна событий в Сербской Краине, а именно информационная составляющая акции «Буря». Изучая этот вопрос, можно провести гораздо больше аналогий с происходящим в Донбассе. Иногда, даже складывается впечатление, что на сербах кроваво отработали методику. В Донбассе ее реализовывают.
Сербский историк Милислав Секулич приложил немало усилий, распутывая хитросплетения информационной войны на Балканах: «Работали они тогда очень умно и точно. Это боснийские мусульмане действовали открыто, «лобовой тактикой», а у хорватов были консультанты из английской разведки MI6, это посильнее чем американцы. И работали они с сербским населением через хорошо оплаченных «патриотических» журналистов. Они вроде все правильно писали, но ситуацию нагнетали. Они писали: «Сербы! Армия слаба, хорваты имеют поддержку, они сильнее. Югославская Народная Армия вас не защитит. Надо что-то делать». И народ верил этим гаденышам, а не официальным источникам информации. И была паника, и бежал народ, куда ни попадя. Особенно доставалось от этих «журналистов» руководству Республики Сербская Краина. Они намеренно подрывали веру людей в законно избранные власти. Смаковали лживые подробности о роскоши, дорогих авто, пьяных оргиях, рассказывали о каких-то ссорах руководителей Бабича, Мартича и Хаджича между собой, об их связях с криминалом».
Ничего не напоминает? Мне даже имена указывать не хочется, ведь каждый может найти подобные тексты в Интернете о жизни в ДНР и ЛНР, подписанные всевозможными «военкорами» и «ополченцами». Впрочем, продолжим цитировать сербского специалиста: «В каждом их репортаже на 10% была ложь. И точно расставленные акценты. Настолько точно, что на это «велись» все. Кроме того, они активно работали и на разложение армии. От них шла информация, что в сербских частях творится безобразие, что это не армия, а необученные добровольцы и «четники». Далее - набор традиционных клише о криминале, изнасилованиях и грабежах». Как видим, под руководством западных специалистов велась серьезная деятельность по психологической обработке сербского населения.
Полковник Зоран Комар с офицерами ВСУ, Одесса, октябрь 2016 г.
А сегодня хорватские специалисты по ведению информационно-психологической войны инструктируют своих украинских коллег. Так, в конце сентября 2016 г. в Одесском гарнизонном доме офицеров прошел цикл тренингов по военной психологии, который провел полковник хорватской армии Зоран Комар. В течении 12 лет полковник руководил службой военных психологов, а сегодня преподает «Военно-психологические методы» офицерам из украинского Оперативного командования «Юг», Военно-Морских Сил и Воздушного командования «Юг». В программу лекций входит рассказ об особенностях психологической подготовки бойцов к бою, подробно полковник остановился на мотивирующих и демотивирующих факторах участия в боевых действиях и т.д. Всего полковник Комар и его помощники планируют подготовить на Украине до 200 военных психологов.
А ведь где-то готовят и журналистов, всегда готовых правильно расставить нужные акценты, а заодно заработать неплохие деньги… При этом вывести их «на чистую воду», ой как нелегко! Вы нигде не найдете прямых ссылок и аналогий, конкретных источников. Не для того они ведут свою тайную информационную войну, чтобы прямо сказать: «Я корреспондент - предатель!» Необходимо отметить, что действуют они не только с территории Украины, но и из России, и даже из Донецка. Их щедро финансирует «белоленточная» либеральная оппозиция, различные фонды и псевдопатриотические движения, за которыми выглядывают «свиные ушки» Госдепа США.
Недавно я получил письмо от своего друга, сербского интернационалиста Деяна «Деки» Берича. В течение 2,5 лет он добровольцем принимал активное участие в донбасской войне. При этом «Деки» не переставая проводит аналогии с трагической судьбой своей родины, предупреждая нас.
«На любой войне ходит очень много слухов, а также людей, которые их распространяют. Для борьбы с этим явлением нужно немного изучить тактику врага, в данном случае - американскую.
Все войны американцы начинали, вели и заканчивали через средства массовой информации. А между информационными «вбросами» осуществляли авиационные бомбардировки.
На Украине они сформировали группы специалистов в Интернете, которые круглые сутки вкладывают в головы людей «дурную» информацию. Особенно их интересуют жители Донбасса, те, кто живет среди нас, а также добровольцы, воевавшие здесь в 2014 году, которые потом уехали по ряду причин. Почему? Потому что эти люди являются «очевидцами», и все прочие им охотно верят.
Так жители Донбасса сами начинают воевать на стороне своих врагов, часто не замечая этого. Это опасная война, очень опасная. Например, идут слухи, что наша армия сдала позиции, надо собирать вещи и «валить» в Россию. Одновременно с этим два дня работает артиллерия, люди слышат эти залпы. Басурину никто не верит, потому что «патриоты» нагнетают истерию.
Думаете, «Деки» дурак и параноик? Нет! Он все это уже видел в Республике Сербской. Американцы работают над моралью людей, унижают их. И им в этом помогают те, кто думает не головой, а ж… Американцы это отлично понимают, и подбрасывают хворост в этот костер. И если вы выступаете за Донецкую Народную Республику, то надо быть умнее в этой войне. Надо помогать Республике, а не ругать ее. Надеюсь, что это дойдет до людей не слишком поздно!», - написал Деян Берич.
К его словам трудно добавить что-то еще. Думайте люди, думайте!
Автор с Деяном "Деки" Беричем, Донецк, февраль 2016 г.