Оригинал взят у
lenarudenko в
Загадка РафаэляРафаэль Санти (1483 - 1520) - самый романтический художник эпохи Ренессанса. И загадка в его биографии романтическая - история любви к Маргарите Лути, дочери булочника, которую прозвали Форнарина (fornaj - пекарь).
Рафаэль и Форнарина в представлении художника 19 века
Рис. Жан Огюст Доминик Энгр
По одной версии Форнарина - простая честная девушка, не побоявшаяся сплетен, бескорыстно влюбленная в знатного господина (Рафаэль был придворным художником папы Римского). По другим утверждениям - расчетливая куртизанка.
Есть мнения, что роман Форнарины и Рафаэля - романтический миф биографов.
На творчество Рафаэля из городка Урбино оказал влияние великий
Леонардо да Винчи, с которым 21-летний художник познакомился во Флоренции в 1504 году.
В 1508 году 25-летний Рафаэль прибыл в Рим и получил статус придворного художника папы Юлия II.
Рафаэль и Микеланджело перед папой Юлием II
Рис. Гораций Верне
Современники отмечали скромность, добрый нрав и благородство Рафаэля.
Когда при работе над фресками, кто-то из его товарищей не успевал вовремя закончить свои фрагменты, Рафаэль всегда помогал отстающему.
Рафаэль в 23 года, уже известный живописец Флоренции. Автопортрет
Рафаэль в 26 лет, придворный художник папы Римского.
Авторортрет на фреске "Афинская школа"
Вазари, биограф Рафаэля, отмечал добрый характер Рафаэля:
«В течение всей своей жизни он не переставал являть наилучший пример того, как нам следует обращаться как с равными, так и с выше и ниже нас стоящими людьми.
Среди всех его редких качеств одно меня удивляет: небо одарило его способностью иначе себя вести, нежели это принято среди нашей братии художников; между всеми художниками, работавшими под руководством Рафаэля... царило такое согласие, что каждый злой помысел исчезал при одном его виде, и такое согласие существовало только при нем.
Это происходило от того, что все они чувствовали превосходство его ласкового характера и таланта, но главным образом благодаря его прекрасной натуре, всегда столь внимательной и столь бесконечно щедрой на милости, что люди и животные чувствовали к нему привязанность...
Он постоянно имел множество учеников, которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью».
Папа Лев X (преемник папы Юлия II) наблюдает за работой Рафаэля
Рис. Гораций Верне
Челио Калканьи, первый секретарь папы Льва X, тоже писал о человеческих качествах Рафаэля:
«Это молодой человек исключительной доброты и замечательного ума. Он отличается большими добродетелями. Он и является, может быть, первым среди всех живописцев в области как теории, так и практики, а, кроме того, и архитектором столь большого дарования, что придумывает и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людям самого высокого ума неосуществимыми...
Сам город Рим восстанавливается им почти в его прежней величине; срывая самые высокие наслоения, доходя до самых глубоких фундаментов, восстанавливая все согласно описаниям древних авторов, он вызвал такое восхищение папы Льва и всех римлян, что чуть ли не все смотрят на него как на некоего бога, посланного небом, чтобы вернуть вечному городу его былое величие.
Наряду с этим он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым, не избегает ничьих суждений и замечаний. Никто, как он, не находит удовольствия в обсуждении другими своих планов, так как благодаря этому он может поучиться и сам поучить других, в чем он и видит цель жизни».
Предположительно, портрет 20-летней Форнарины,"Дама в покрывале" (1515 год)
Год знакомства Рафаэля с Маргаритой Лути, получившей прозвище Форнарина, точно неизвестен. Возможно, 1511 год - Рафаэлю 28 лет. Предполагают, что на момент знакомства Форнарине было 17 лет.
По легенде, живописец увидел Маргариту на прогулке в парке. Девушка заинтересовала мастера, и он предложил ей стать моделью для картин. В награду за работу Рафаэль хотел подарить Маргарите золотое ожерелье. Девушка отказалась принять дорогой подарок. Тогда художник предложил ей купить ожерелье за десять поцелуев.
Так начался роман придворного живописца и простой девушки, которая легко рассталась со своим женихом пастухом Томазо. Ревнивый жених пытался преследовать невесту, за что был заключен в монастырь на несколько лет.
Говорили, что Рафаэль выкупил юную булочницу у отца за три тысячи золотых.
Еще один вероятный портрет Форнарины (1519 год), в 24 года.
После смерти художника, его ученик нарисовал на руке женщины браслет
с надписью "Рафаэль Урбинский"
В эти годы Рафаэль (1511-1517) расписывал галерею на вилле Фарнезина, принадлежавшей банкиру Агостино Киджи. Форнарина каждый день навещала художника.
Узнав, что к художнику приходит любовница, возмущенный банкир запретил Рафаэлю приводить на виллу посторонних. Мастер не возразил заказчику, но тоска по любимой оказалась настолько сильна, что он не смог работать.
Банкир, понимая, что работа над заказом остановилась, смирился.
«Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради!» - сказал он.
На вилле Фарнезина мастер изобразил фреску «Триумф Галатеи»
Злые языки утверждали, что похотливый банкир позволил юной куртизанке приходить на виллу, потому что сам проявил к ней интерес. Форнарина соблазнила банкира, прельстившись на его богатые подарки.
Сплетни постоянно преследовали Рафаэля и Форнарину. Знатное общество не прощало, что придворный живописец предпочитает общество простолюдинки.
Говорили, что Форнарина изменяет своему покровителю с его учениками. Когда один из учеников погиб во время ссоры (в эпоху Ренессанса споры часто решались ударом кинжала), появились слухи, что убитый был любовником Форнарины, и другие ученики Рафаэля отомстили ему за предательство учителя.
Есть предположение, что знаменитую Сикстинскую Мадонну (1512-1513 год) Рафаэль писал именно с Форнарины.
Сикстинская Мадонна, которой поклоняются Св. Анна и Св. Сикст
Сикстинская Мадонна (фрагмент)
Сикстинская Мадонна вызывала восхищение русских путешественников 19 века.
«Вся картина была - мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», - Гоголь.
«Посмотрите, она все преображает вокруг себя! Я чувствовал себя лучшим всякий раз, когда возвращался от нее домой!» - Кюхельбекер.
«В Дрездене Мадонна удивительная. Я только тут понял живопись... Это мой идеал» - Огарев.
Как многие аристократы Ренессанса, Рафаэль писал стихи. К сожалению, его поэтическое творчество не получило известности.
Стихи Рафаэля, посвященные Форнарине (перевод А. Махова)
«Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться - равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти».
Кардинал Биббиена (Бернандо Довици) - покровитель Рафаэля. Предположительно, был отравлен.
Год его смерти совпал с годом смерти Рафаэля - 1520 год. Кардиналу было 50 лет.
Портрет работы Рафаэля
Покровители Рафаэля снисходительно относились к его увлечению, но желали скорой женитьбы придворного художника на знатной даме.
Кардинал Биббиена настоял на помолвке живописца со своей дочерью (по другой версии - племянницей) Марией Довици, которая влюбилась в Рафаэля.
Рафаэль не мог отказать кардиналу и согласился на помолвку с Марией, но свадьбу откладывал.
Есть предположения, что Рафаэль тайно обвенчался с Форнариной.
Кардинал Биббиена сватает Рафаэля за свою дочь Марию
Рис. Жан Огюст Доминик Энгр
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет.
Сплетники говорили, что смерть живописца наступила «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Утверждали, что это куртизанка заразила его неприличной болезнью.
По медицинской версии Рафаэль умер от римской лихорадки, которой заразился при посещении раскопок.
Форнарина не отходила от умирающего. Предположительно, их роман продлился 9 лет.
Рассказывали, что после смерти покровителя, Форнарина встретила своего бывшего жениха Томазо, который бросил ей в лицо горсть земли.
Смерть Рафаэля в представлении художника 19 века
Рис. Генри Нилсен О'Нил
Рим оплакивал любимого художника.
«В ночь со святой пятницы на субботу, в три часа, скончался благородный и прекрасный живописец Рафаэль Урбинский. Его смерть вызвала всеобщую скорбь... Сам папа ощутил огромное горе, он по крайней мере шесть раз посылал справляться о нем во время его болезни, длившейся пятнадцать дней.
Вы можете себе представить, что делали другие. И так как именно в этот день возникло опасение, что папский дворец может обрушиться... нашлось немало людей, утверждавших, что причиной этого явилась не тяжесть верхних лоджий, но что это было чудо, долженствующее оповестить о кончине того, кто так много поработал над украшением дворца».
А так Рафаэль (слева) выглядел в последний год жизни на самом деле
Автопортрет с учителем фехтования
Последняя неоконченная работа «Преображение» усиливала скорбь каждого, кто пришел проститься с Рафаэлем.
«Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио...»
Фрагмент последней картины Рафаэля "Преображение"
Надпись на саркофаге мастера:
«Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - Природа - боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним».