О «черных» списках в Беларуси

Mar 16, 2011 12:23

Вчерашняя отмена «по неизвестным причинам» концерта группы «Крамбамбуля», которая вовсе не позиционирует свое творчество как протестное, навела меня на пару предположений о небезызвестном «черном списке запрещенных белорусских артистов»:

1)
Черный список действительно существует. Но не один, а несколько. Как минимум, два: один настоящий, а один фуфельный. (Об этом подробнее позже.)

2)
Негласные списки запрещенных артистов, как и точечные отмены концертов - это отнюдь не новость в Беларуси: практика уже применялась не один раз. Было несколько периодов. И чтобы увидеть за кажущейся абсурдностью этой практики некую здравую логику властей - полезно изучить историю вопроса. Эти практики выглядят не более абсурдно, чем, например, памятное вытуривание дипкорпуса ЕС из Дроздов. В историческом ракурсе можно предположить, что недавними отменами концертов властям захотелось немного позлить дипкорпус ЕС, которому без полноценного политического и экономического сотрудничества (с крупными инвесторами глава государства договаривается напрямую, а посольства остаются не при делах) - как средство ощущения минимального достоинства, важными становятся культурные проекты и общение с независимыми артистами. Власти же с помощью отмены концертов достигают следующих целей: послы бесятся, эмоционально возмущаются невиданным абсурдом и приходят в неадекват; отвлекаются от чисто политических вопросов, тратят больше своего бюджета на поддержку артистов; независимые белорусские артисты становятся дополнительной разменной картой в торгах с ЕС: типа, ладно, мы снова разрешим концерты, если вы смягчите позицию по судам и политзаключенным.

3)
Тот список, который настоящий, скорее всего, имеет изменяющуюся геометрию, может довольно оперативно дополняться или сужаться, и функционирует по вертикальному каналу на уровне глав исполкомов, а к конкретным исполнителям доходит в устном виде - и поэтому, мало чем отличается от практики точечной отмены мероприятий.

4)
Фуфельный список был, возможно, распространен одним из его фигурантов, который заранее прослышал о готовящемся настоящем списке, про грядущие отмены концертов, придавшие фуфельному списку большую правдоподобность и гласность. Это позволило авторам фуфельного списка достичь следующих целей:
- неплохо распиариться, и примазаться к артистам, которые фигурируют в настоящем списке, и концерты которых реально были отменены;
- наполовину оградить себя от подозрений в таком жестком самопиаре, включив в список персон(-ну), которых(-ую) публика может заподозрить с теми же основаниями в подобном пиаре;
- дать козырь властям, внеся в процесс реальную коммуникативную сумятицу и неразбериху, которые дают официальным лицам полное основание говорить об «утках», «клевете» и «желтой прессе».
Next post
Up