«Пасьпяховы правакатар»

Aug 14, 2012 18:42

(Блюзьнерскае “распяцце” Лявона Вольскага паміж прапагандыстам ва ўладзе і яго калегай з апазыцыі)

Буээ-буээ-буээ-буэээ!

Я выдатны, вельмі здатны
Пасьпяховы правакатар,
Я клебздоню “real story”
І ганю яе ў эфір.
Аглядальнік, асьвятляльнік,
Выкрывальнік, назіральнік -
Я лайвджорнала начальнік
і тэатра камандзір!

Ў Беларусі нет герояў:
Толькі я й маі друзья!
З намі Гавал, з намі Стопард
І Мік Джагер навсегда!
Мы маральная эліта,
Усе астатнія - гаўно!
Падтрымалі нас адкрыта
Кевін Спэйсі і Джуд Лоў.

Я выдатны, вельмі здатны
Палітычны правакатар,
Каго хош дыскрэдытую,
Каго хачаш апушчу.
Прынцыповы выкрывальнік,
Дзіка шчыры асьвятляльнік -
Нават хіпсцер хрэн заўважыць,
Як я вешаю лапшу.

Мы на плошчадзі крычалі:
“Галiвуд фарэва з намi!”
Потым ў Лондан мы збяжалі,
Бо ўсе сцежкі добра зналі.
Будзем мы культуру нашу
Падымать із-за мяжы,
Бо няма тут крэацiву:
Депрэсняк, быдляк, бамжы.

“Э-ээ… спадар Мiкалай,.. 19га сьнежня вашу жонку затрымалі на Плошчы, але потым вызвалілі ў выніку нечаканай памылкі з прозьвішчам: як вы ставіцеся да гэткага неверагоднага падарунку лёсу?”
“Ведаеце, я адкажу вам на радыкальна максымальным узроўні шчырасьці…”

У РБ няма мецэнаў -
Хрэн накопіш на фазэнду.
А ў UK: усе да сцэны!
Чэлэндж-ноўледж, трэнды-брэнды!
З дыктатур кравішча хлышча:
Эта очэнь драмацічна...
Еслі ты ешчо не ў теме,
Гэта срочна і крытічна!
Вот-вот, мой банкаўскі счот:
Дзевяць, восем, сем, трынаццать,
Мікалай Ха... цьфу ты чорт!

Буээ-буээ-буээ-буэээ!

Я выдатны, вельмі здатны
Пасьпяховы правакатар,
Я клебздоню “real story”
І ганю яе ў эфір.
Аглядальнік, асьвятляльнік,
Выкрывальнік, назіральнік -
Я лайвджорнала начальнік
і тэатра камандзір!

------- NOTES -------

Рымэйк. Арыгiнал у выкананнi Л. Вольскага тут:
http://www.youtube.com/watch?v=YX4EoAvsPQA

Это попытка описания пропагандиста (формально находящегося по другую сторону баррикады) в ироничном ключе, по модели, которую использовал Лявон Вольскі для карикатуры на ведущего с БТ: Зимовского, Козиятко, etc.

В иронической форме, но к серьезному разговору о поляризации белорусского общества, которая (эта поляризация) и создает условия для самовоспроизводства авторитарной системы власти в Беларуси. Иными словами, если бы не было конкретных радикальных оппозиционных группировок (пользующихся БТ-шными методами пропаганды), то для сохранения власти Лукашенко их стоило бы придумать, потому что перегибы пропагандистов оппозиционных косвенно оправдывают эксцессы лукашенковской вертикали и все, что она делает. Ведь для большей части публики уже совершенно не важно, кто первый начал; ей скорее было бы интересно, сможет ли кто-нибудь первым остановиться.

А еще к написанию этой пародии на оппозиционного пропагандиста подтолкнула сцена из "15 миллионов призов", где ведущий по имени Judge Hope говорит об "искренности". По дискурсу и предлагаемой модели успеха-счастья он напомнил мне одного конкретного "ведущего" из белорусской блогосферы. Впрочем, вся троица сильно смахивает на реально существующую группку белорусских типа фридомфайтеров-маркетологов-продюссеров:



В дополнение к портрету:

"Вписаться в эмоцию - главная задача нынешнего медийного автора. (...) Нажимая на правильные кнопки в душах потенциальных читателей, автор набирает лайки и перепосты. (...) Публика не просто чего-то по мелочи не понимает, она на самом деле не желает ни знать правду, ни думать. Более всего она нуждается в стимулировании эмоций. Так было всегда, но в эпоху соцсетей не бывает больше никак."
http://www.snob.ru/selected/entry/52016
Леонид Бершидский: Эпоха победившего Fognews

"Это сперва может показаться утопией - картиной, нарисованной идеалистом от маркетинга. Но если немного отстраниться от авторской восторженности, здесь четко сформулированы принципы маркетинга и продвижения брендов в наше время. (…) Коль скоро производство вещей сменилось производством образов, выбор теперь обоснован не разумом, а эмоциями. А сердцу, как известно, не прикажешь. На этом принципе, нравиться вам или нет, и основано теперешнее общество потребления, или, «общество мечты». Почему мечты? Потому что от брендов мы того и ждем - исполнить мечту, красиво обмануться, послушать сказку. Что говорить, с рациональной точки зрения публика раскусила рекламистов, и осознает, что реклама вместе с глянцевой прессой впаривает им воздух. Но, может быть, именно воздух и нужен? Только воздух, насыщенный кислородом эмоций и ощущений. (…) Чтобы завоевать нашу привязанность, уже недостаточно просто заявить, что, братцы, вот как выглядят или вот что пьют настоящие мачо и модные красавицы. Предложите нам свой сюжет, свою историю и свой образ жизни, - целый интересный мир. Мир, в который мы захотим втянуться, словно в игру, - вот новая миссия рекламиста и пиарщика. Создать людям нам жизнь в квадрате: в клипах, на постерах и плакатах - выражаясь научно, можно назвать это «мифодизайном», ну а книгу - руководством по мифодизайну в коммерческих интересах."
http://do.gendocs.ru/docs/index-231997.html
Рольф Йенсен. Общество мечты.

А вот и про "сказочный захват поля искусства" специалистами по театральной борьбе с диктатурой:

"Мэтры современного театра формируют тренд, сформулированный датским футурологом Ральфом Йенсеном в своей книге «Общество мечты»: «В ближайшие десятилетия миром будут править те, кто умеет рассказывать истории». Но, в данном контексте, истории не могут быть тиражными, известными, зачитанными. Они должны быть не просто оригинальными, а уникальными, единичными, неповторимыми. Именно уникальность рассказанных историй делает фаворитами мирового фестивального театрального рынка такие коллективы, как Новый рижский театр, немецко-швейцарский Rimini Protokol, нью-йоркский Nature Theatre of Oklahoma, белорусский «Свободный театр»...".
http://kilgor-trautt.livejournal.com/185959.html
http://kilgor-trautt.livejournal.com/368851.html

Как видим, в нашу специфическую "эпоху соцсетей", можно если не "править миром", то по крайней мере застолбить неочевидный сектор рынка, занимаясь "мифодизайном" где-то на нейтральной полосе между политическим акционизмом и типа авангардным театром, претендующим на документальность, но апеллирующим к законам сетевого маркетинга и использующим психологию жертвы (жертвы диктатуры, разумеется) в рамках "cтратегии перехвата клиента в условиях высокой конкуренции". Вся эта "продукция" задумана так, чтобы "вписаться в эмоцию", и сопровождается обманом публики, которая, вроде бы, и сама обманываться рада. Это в свою очередь делает вполне совместимой дополнительную деятельность: на ниве "эмоциональной колумнистики", которая по своим эффектам мало чем отличается от троллинга и провокаторства: "рассказывая истории" о самих себе, эти деятели аккуратно проводят себя через своими руками созданный брендовый образ жертвы, чтобы, превратившись в брендовых героев, клеймить направо и налево конкурентов, методично выжигая поле политической альтернативы вокруг себя и под собой. Дискредитируя саму идею демократии. Играя на руку авторитарной власти. И как только подобные действия вызывают волну негодования в жалких остатках демократического сообщества, эти "эмоциональные колумнисты" шустрейшим образом "забывают" на неделю-другую про политические темы и активно начинают постить трогательные фотографии африканских детей и розовых закатов, душещипательные воспоминания о своих покойных родителях, рассказы о плачевных судьбах наркоманов, фрагменты концертов классической музыки и всякого рода душевно-ходожественные тексты, старательно прикидываясь валенком и прилежно прячась за образом деликатного, чувственного и сугубо некоммерческого художника.
Previous post
Up