Вспомнилось, как еще в школе, лет в 9 какой-то «заточкой» вырезал из куска дерева ковшик. Когда подрос, нас со старшим братом отправили в колхоз, строить бани. Брат работал, а я так - на подсобных началах. Там, в свободное время я вырезал из одного бруска вишенку с листочком. Это изделие попало в руки бригадиру. И именно тут я впервые услышал, что мне надо не на стройке работать, а идти учиться резьбе по дереву. И именно его слова я вспомнил чуть позже, когда встал выбор о том, куда идти учиться после школы. Я пошел в питерский филиал художественно-промышленного училища.
Из учебного процесса мне явственно запомнилось, что мне не училось как всем - я делал все по-своему, игнорируя все правила учебы. Как-то преподаватель в сердцах бросил: «Ты либо неумеха, либо гений». Спустя несколько лет этот преподаватель пригласил меня быть его помощником в его мастерской.
Еще раньше первую серьезную работу по дереву мне предоставили мои знакомые, которые были в курсе, что я только что получил диплом. Они тоже работали с деревом, но не занимались резьбой. Мне притащили громадный гипсовый крест и попросили сделать копию распятия из дерева. Я прекрасно понимал, что сделать копию гораздо труднее, чем свою собственную работу. Но за работу взялся - было интересно, получится ли у меня так, как от меня ожидали. Работу затянул, и когда все почти потеряли надежду - принёс. Приняли в молчании. Вдруг мне стало ясно, что спецам-деревянщикам понравилось.
К сожалению, фотографии этой работы у меня нет. Есть фотка второй работы - зеркала. Делал все сам. Фото не очень удачное. Тут два тюльпана, обернутые в ленту по спирали. Из цельного куска. Материал - сосна.
Опуская все подробности, упомяну о трех видах резьбы, которые мне больше всего нравятся.
1. Наибольшим спросом пользуется ажурная резьба или сквозная. Она наиболее красива.
2. Горельеф (выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема)
3. Скульптурная резьба (сложный полный рельеф)
Основное преимущество дерева в том, что оно живое. Даже уже готовая работа, которую мастер вощит, передает что-то приятное, теплое. То, что не может дать металл или стекло. Ощущение единения с природой. Вот интересно, когда работаешь со стеклом или металлом, или камнем - его боишься. На подсознательном уровне. Боишься порезаться, удариться или еще что-то. Дерево не несет в себе опасности на том же подсознательном уровне. С ним комфортно работать психологически. Мастер может расслабиться и получать удовольствие от работы )). Впрочем, это ИМХО. Наверняка, есть люди, работающие с горячим металлом, которые тоже расслабляются ))))
Что бы вы хотели еще узнать о резьбе и о дереве?