В среднем течении Самарги

Feb 17, 2016 20:51


18 августа
Верховья Сабу - пропилка трассы - взрыв колеса - блуждание по дорогам - поход в кл. Прыткий - актинидия коломикта - ожидание Димы с Витей - возвращение домой
           Витю с Димой я отправил в верховья Сабу, а сам намеревался проехать на машине по притоку Сабу, кл. Оло на плато, и оттуда пешком спуститься в долину Мои. При вчерашней вечерней разведке дороги выяснилась, что она уходит вверх по Оло. Договорились встретиться на месте ночёвки. Ребята скрылись в зарослях, а мы поехали по дороге. Но вскоре оказалось, что на плато мы не попадаем. Дорога, сделав разворот в ключе Оло, забралась на склон сопки и по нему вновь пошла вверх по Сабу. Тогда исчезал смысл в пешем маршруте Димы и Вити. Мы встали на обочине, и принялись ждать, когда ребята дойдут до этого места.
           Долина здесь хотя и не широкая, но покрыта густыми зарослями. Да и речка шумит, мешая услышать слабые звуки. Поэтому мы часто принимались громко кричать и сигналить. Наконец, до нас донёсся ответный крик. Ещё долго шевелились заросли, пока ребята не подошли так близко, что стали видны. Долго бы им пришлось идти по такому лесу! Рассудив, что лучше медленно ехать, чем быстро идти, к точке отбора проб двинулись на машине. Я надеялся, что к верховьям Мои мы всё же пробьёмся здесь, по Сабу.



Но чем дальше, тем больше становилось на дороге поваленных деревьев. Бензопилу мы давно уже положили под ноги возле дверей. Но вскоре пошла настолько заваленная дорога, что уже не было смысла садиться в машину. По началу мы ещё утешали себя, что обратно-то мы понесёмся быстро. Но и сама дорога становилась всё хуже и хуже. Было видно, что после нарезки бульдозером, по дорожному полотну практически не ездили машины. Колёса УАЗика проваливались в рыхлый грунт по диски. Наконец, наше терпение лопнуло, и мы повернули восвояси.
           Не хотелось терять время на маршрут в верховья Мои - отсюда было далековато. К-тому же пока одни будут ходить - другим придётся сидеть и ждать. А впереди ещё много районов, которые нужно посетить за этот выезд. Поэтому поход в Мои решил отложить на потом.



Солнце высоко поднялось в полуденном небе. Мы спускались обратно вниз по Сабу, к трассе. По обочинам валялись пропиленные нами стволы и ветки деревьев. Миновали место ночёвки. Выехали на самаргинскую трассу и понеслись во весь опор. Проскочили мост через Иссими, вошли в левый вираж, и тут бац! Ещё одно колесо вышло из строя. Запаска, конечно, у нас была, но ситуация с колёсами становилась всё тревожнее.
           Смену колеса совместили со скромным обедом, состоящим из консервов и чая с хлебом. Затем поехали на следующие точки отбора проб. Для начала нужно было проехать на запад от кл. Говорун. Но сколько мы не блуждали по отворотам, дороги в нужном направлении найти так и не смогли. Пришлось идти пешком, хотя и не далеко. Затем, по планам, нужно было проехать вниз по кл. Прыткий до долины Самарги. И вновь пришлось долго блуждать по лесовозным дорогам и усам, на последнем целом колесе. Хотелось подъехать как можно ближе к точке отбора проб. Я сидел и ёрзал на своём месте. Я понимал Андрея, на котором лежала ответственность за машину. Ветки скребли по бортам, колёса наезжали на камни, невидимые в густой траве. Но и отправлять пацанов в тайгу за многие километры не слишком хотелось - это заняло бы много времени и сил. Наконец, когда показалось место, где можно было развернуться, я не выдержал и остановил машину. Диму с Витей отправил в долину реки Малая Акза. Чтобы не терять много времени и сил, дал им задание не идти в предполагаемую точку отбора проб, а отобрать их поближе, там, где они спустятся с плато ниже базальтового покрова, где закончится толща базальтов.
            Спуска к Самарге по ключу Прыткому мы так и не нашли. Пришлось мне с Денисом идти туда пешком. Лес здесь такой же густой, как и везде. К-тому же, идти мешает и густой подлесок. Несмотря на крайний север края, тайга здесь мало чем отличается от центрально-приморской. Разве что меньше кедра и дуба. Но и они присутствуют, так же как клён, липа и множество других пород деревьев и кустарников. Кроме того, на обратном пути нам попались заросли лиан актинидии. Среди твёрдых ягод уже попадались спелые - мягкие. И спелые и незрелые ягоды одинакового зелёного цвета. Отличить их можно только по тому признаку, что спелые чуть темнее и полупрозрачные, мягкие на ощупь. Если на лиане попадаются такие ягоды, обрывать можно и все остальные. Они дозревают на подоконнике, хотя и становятся не такими вкусными, как на лиане. Если же нарвать только спелых ягод, то домой рискуешь привезти кисель.
          Успешно сходив в Прыткий, мы с Денисом вновь поднялись на сопку и вернулись к машине. Наступил вечер. Теперь нужно было дождаться Диму с Витей и ехать к воде, ставить табор и ночевать. Они задерживались. Запасное колесо потихоньку спускало. Наконец, когда солнце уже почти коснулось далёких сопок на горизонте, показались запаренные парни. Тяжёлой поступью они подошли к машине, и, вытирая пот потянулись к скудным остаткам пресной воды, нагревшейся в салоне до температуры слегка подостывшего чая.
           Теперь мы снова были все в сборе, и по прихотливо петляющей второстепенной дороге выбирались на основную трассу. Солнце спустилось за горизонт, Андрей включил подфарники. Стрелка указателя количества топлива уныло глядела вниз. Все жутко устали, в салоне висела тишина. Ребята понимали, что работа - прежде всего. Впереди предстоял сворот влево и постановка табора возле Иссими при свете фар. А завтра снова искать дорогу в верховья Мои. Принимать решение нужно было мне. И как не хотелось возвращаться с одной не отобранной пробой, но когда показалась трасса, я, чувствуя настроение народа, скомандовал - едем вправо, домой, в Агзу.
           На небе засияли звёзды, лучи фар прорезая темноту, освещали теряющуюся вдали грунтовку, дорожные рытвины и ямки дружно неслись навстречу и исчезали под машиной, слегка встряхивая её экипаж. Я глядел вперёд на дорогу и молча улыбался. Словно не было тяжёлых переходов, литров пота, полчищ комаров и оводов - в салоне царило радостное оживление. Студенты рассказывали о своих маршрутах, шутили, Андрей рассказывал о рыбалке. И всего-то прошло два дня, но откуда столько радости от возвращения? И куда - в глухую таёжную деревню, откуда нам ещё предстояло совершать трудные маршруты… Но здесь и сейчас была дорога, привычные места среди мешков и рюкзаков, свежий ночной ветерок в приоткрытое окошко. Это действительно другой мир, где ты сам становишься чуточку другим. Где простые желания и простые радости, и над тобой не висят никакие глобальные проблемы, оставшиеся в сотнях и тысячах километров, на «материке».

Северо-восточная одиссея

Previous post Next post
Up